Гран При Австрии: Пресс-конференция в четверг
Принимают участие пилоты: Маркус Эрикссон (Caterham), Эстебан Гутьеррес (Sauber), Макс Чилтон (Marussia), Серхио Перес (Force India), Даниэль Риккардо (Red Bull Racing), Фернандо Алонсо (Ferrari)
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
Даниэль, давайте начнём с вас. Вы стали победителем прошлой гонки в Монреале – скажите, удалось ли свыкнуться с этой мыслью? Как вы отметили этот успех? Какие поздравления получили?
Даниэль Риккардо: Да, первые эмоции уже остались позади. Мне потребовалось несколько дней, чтобы чувства пришли в норму, но первая победа – это действительно здорово! Мы отметили успех вместе с командой и сполна насладились этим моментом. Я получил огромное количество поздравлений от других гонщиков, спортсменов и просто обычных людей со всех уголков планеты. Я не смог прочитать абсолютно всё, ведь их было так много, но те сообщения, с которыми я ознакомился, были действительно приятными.
Грядущий этап будет особенным для вашей команды, ведь это домашняя гонка для RBR. Чего вы ждёте от гонки – и насколько готов к Гран При Австрии каждый член команды?
ДР: Мы все воодушевлены, тем более еще свежи эмоции от победы в Канаде. Нам приятно будет впервые выступить на домашнем для Red Bull автодроме, но давайте подождём и посмотрим, как будут развиваться события на трассе.
Думаю, мы вновь сможем бороться за высокие места и получим немалое удовольствие. Надеюсь, его испытают не только пилоты, но и многочисленные зрители. Болельщиков ждёт отличное зрелище. Сегодня над трассой летало несколько самолетов – думаю, что-то подобное будет и в ближайшие дни.
Маркус, позади треть вашего дебютного сезона в Формуле 1. Как бы вы оценили собственный прогресс?
Маркус Эрикссон: С каждой гонкой я становлюсь всё сильнее и сильнее – безусловно, можно говорить о прогрессе, но мы должны двигаться вперёд всей командой. Я провёл отличную гонку в Монако, повторив лучшее достижение Caterham за всю историю выступлений команды в Формуле 1 [11-е место Виталия Петрова в Бразилии-2012], что было по-настоящему здорово.
Мне удается постепенно подтягиваться к Камуи и порою соперничать с ним на равных. Однако нельзя останавливаться на достигнутом, нужно и дальше много работать.
Какое настроение царит в стане Caterham?
МЭ: Настрой неплохой. Мы все осознаём, что нам необходимо прогрессировать, и каждый сотрудник команды работает, не покладая рук. Сразу после этапа в Монреале мы отправились на базу в Лифилде и выкладывались там на 100%. Надеюсь, нам удастся изменить ситуацию к лучшему уже в этой гонке.
Макс, ваша впечатляющая серия финишей прервалась уже на первом круге Гран При Канады. Что вы об этом скажете?
Макс Чилтон: Я был невероятно расстроен, когда произошла авария [с Жюлем Бьянки]. Это обычный инцидент на первом круге, когда два пилота оказались слишком близко друг к другу. Я был раздосадован на себя, и мне было жаль команду, ведь обе машины получили серьёзные повреждения.
Теперь нужно вынести уроки и двигаться дальше, забыв о неудачах, ведь сейчас мы сумели оторваться от одних соперников и постепенно подтягиваемся к другим. Нам следует полностью сосредоточиться на работе и на достижении наших целей.
Как вы уже заметили, команда находится в неплохой форме – Marussia занимает девятое место в Кубке конструкторов благодаря двум очкам, завоёванным в Монако. Что же дальше?
МЧ: Нужно продолжать движение. У нас маленькая команда, мы не имеем возможности привозить серьёзные новинки на каждый этап. Нам стоит уделять внимание небольшим доработкам и внедрять их как можно чаще. Думаю, в этом году в этой сфере мы работаем лучше, чем в предыдущие сезоны.
С каждой гонкой небольшая прибавка в прижимной силе добавляет нашим с Жюлем машинам чуть более управляемости, в таких условиях мы можем добиться от техники большего. Здорово, что отрывы между командами столь невелики, ведь мы можем вести борьбу с соперниками, настичь которых раньше даже и не мечтали.
Эстебан, в этом сезоне Sauber пока не может похвастаться результатами в десятке сильнейших – ни в квалификациях, ни в гонках. Однако в прошлом сезоне команде удалось заметно прибавить во второй части чемпионата и заработать немало очков. Возможно ли и в этом году сотворить нечто подобное?
Эстебан Гутьеррес: В этот раз добиться серьезной прибавки будет сложнее. К сожалению, мы не сможем решить наши проблемы одним махом. Сложно смириться с нашим положением, но каждый сотрудник команды делает всё возможное, чтобы исправить ситуацию. Сейчас мы, фактически, сражаемся только между собой: я соперничаю лишь с собственным напарником, который является моим единственным ориентиром.
Думаю, можно утверждать, что вы никогда не гонялись на этой трассе. Что думаете об автодроме в Шпильберге и как готовились к уик-энду?
ЭГ: Я слышал много хороших отзывов от других пилотов: они говорили, что это очень интересная трасса, хотя и довольно простая. У нашей команды нет симулятора, поэтому какой-то особой подготовки не было. Я лишь работал с имеющимися данными, с доступной информацией. В четверг нужно пройтись по трассе, детально изучить её особенности, чтобы затем получать позитивные эмоции от уик-энда.
Серхио, начнём с того, как вы себя чувствуете после инцидента на последнем круге Гран При Канады? Есть ли последствия? Беседовали ли вы с Фелипе Массой после этого?
Серхио Перес: К счастью, всё обошлось. Мы сразу отправились в госпиталь, поскольку удар был довольно сильным. Меня немного беспокоила спина, но боль прошла через несколько дней, в течение которых я не мог тренироваться. Пока мы ещё не общались с Фелипе.
До момента аварии вы выглядели в Монреале очень сильно. Чего ждёте от австрийской гонки? Подойдёт ли автодром вашей машине? Кроме того, вы приготовили некоторые новинки, не так ли?
СП: Да, мы привезли обновления и полны энтузиазма. Думаю, эта трасса подойдёт нашей машине. В прошлой гонке мы ехали замечательно: тактика с одним пит-стопом сработала отлично, и нам удавалось поддерживать высокий темп. В этот раз мы впервые привезли серьёзный пакет обновлений, каких еще не было в этом году – так что, надеюсь, нам удастся прибавить благодаря доработкам.
Фернандо, из присутствующих здесь пилотов вы единственный гонялись на этом кольце. Что думаете об автодроме, и какие воспоминания остались у вас от выступлений здесь в начале 2000-х?
Фернандо Алонсо: Как уже сказал Эстебан, это короткая трасса – здесь лишь пять-шесть поворотов, в которых можно отыграть время, так что нас ждёт плотная борьба. Благодаря одной-двум десятым можно выиграть немало позиций, так что важно идеально провести квалификацию. Я выступал здесь в 2001-м и 2003-м, но с тех пор прошло много времени, и я уже почти ничего не помню!
В Монреаль вы привезли много новинок, которые хорошо провели себя в тренировках, но команда не использовала их в дальнейшем по ходу уик-энда. Каков план на этот Гран При?
ФА: На эту гонку, как и на все остальные, мы также привезли новинки, которые проверим в деле в тренировках, чтобы понять, что можно использовать в субботу [и воскресенье], а над чем необходимо ещё поработать. Так что завтра нас ждёт обычная пятничная тестовая рутина, в течение которые мы выберем лучшие элементы, и продолжим выступать с ними по ходу уик-энда.
ВОПРОСЫ С МЕСТ
Две важные темы беспокоят общественность Формулы 1 последние дни: вопрос затрат и улучшение качества шоу. Джентльмены, как непосредственные участники действа, считаете ли вы, что зрелищность необходимо повысить? Если да – то что конкретно необходимо сделать, чтобы в субботу и в воскресенье зрители получили максимум удовольствия?
МЭ: Думаю, возможности для улучшения есть… но в целом эти машины пилотировать очень здорово, и мы видели немало интересной борьбы и захватывающих гонок по ходу сезона. Я не знаю, что можно было бы изменить, но, как мы убедились в Канаде, гонки действительно могут быть непредсказуемыми.
Серхио?
СП: Есть очень много возможностей для повышения зрелищности шоу. В последние годы по ходу сезона постоянно выигрывает какая-то одна команда. Такой расклад на других пилотов и многих болельщиков навевает скуку.
Необходимо сократить расходы, чтобы позволить небольшим командам подтянуться. Я перешёл из топ-команды [McLaren] в маленький независимый коллектив [Force India], обладающий меньшим бюджетом – в таких условиях сложно соревноваться с лидерами. Нам нужно уменьшить траты, чтобы немного выровнять шансы всех команд.
Эстебан, а что вы думаете?
ЭГ: Всё упирается в вопрос снижения издержек – эта тема является одной из важнейших. Что касается зрелищности, то в прошлом году гонки были интереснее из-за более мягких составов резины, большего количества пит-стопов – однако порою не так и просто было разобраться, что же всё-таки происходит на трассе. Думаю, чем больше информации о ходе гонки предоставить болельщикам, тем лучше для шоу.
Даниэль?
ДР: Добавить нечего. Недавно для повышения зрелищности была внедрена система DRS, что стало правильным шагом. В этом году стало легче, чем прежде, держаться вплотную за соперником в скоростных поворотах. Во многих моментах есть позитивные изменения в нужном направлении, а остальные вопросы связаны с ограничением расходов.
Макс, а вы что думаете?
МЧ: Снижение затрат действительно может многое изменить. Думаю, призовые деньги должны распределяться более справедливо, чтобы маленькие команды получали больше средств, это автоматически улучшило бы шоу, ведь вместо двухсекундной разницы на круге мы бы получили, к примеру, 0,5 секунды, что сделало борьбу намного плотнее и интереснее.
Кроме того, Формула 1 всегда была в авангарде технологий, а сейчас многие проводят всё своё свободное время в iPad и телефонах. Я видел приложения, позволяющие самостоятельно выбрать камеру обзора, поставить запись на паузу, перемотать, если вы этого хотите. В работе с молодым поколением это определённо поможет.
Фернандо, а что вы хотели бы изменить?
ФА: Как уже было неоднократно замечено, издержки – самая болезненная тема. Все идеи так или иначе упираются в затраты. Думаю, что мы должны вернуться к возможности задействовать [дополнительную] энергию KERS в случае необходимости, чтобы повысить шансы на обгон соперника, используя систему тогда, когда считаешь нужным. Сейчас же мы все получаем дополнительную мощность в одних и тех же местах, так что обгонять практически невозможно.
Шины также являются значимым фактором. Мы могли бы помочь маленьким командам, использовав схему, реализованную в MotoGP: там частникам предоставляют иные составы резины и используют более либеральное ограничения по расходу топлива. Многие идеи можно позаимствовать у других категорий, но сокращение расходов остаётся приоритетной задачей.
Вопрос ко всем вам: Фернандо затронул тему резины, и, похоже, в Pirelli решили оставить термочехлы на следующий сезон. Интересовались ли при этом вашим мнением?
СП: Мы сами просили об этом шинников, поскольку отказ от термочехлов – опасная затея. Не думаю, что это как-то повлияло бы на шоу. Я соглашусь с Фернандо, нам нужен иной подход. Необходимо дать небольшим командам больше финансовых возможностей, чтобы они боролись, пусть не за победы, но за очки на постоянной основе. Я думаю, всем скучно, когда постоянно побеждает один и тот же коллектив.
МЭ: Хорошо, что было решено оставить термочехлы, поскольку резина в этом году довольно жёсткая, а отказ от её прогрева значительно усложнил бы жизнь.
ЭГ: Сложно сказать. В других категориях я выступал без термочехлов. Все шины разные, но, думаю, можно прийти к общему знаменателю. Необходимо также помнить и о безопасности. Бывает, к примеру, что после дождя трасса уже подсохла и не подходит для дождевой резины – но выезд на другом типе, не обладающем необходимой температурой, может быть опасной затеей.
ДР: Такое решение прежде всего связано с безопасностью, особенно в начале гонки, когда машины находятся на трассе очень близко. Не думаю, что в отмене термочехлов прямо сейчас есть какая-то необходимость. Существует множество других инструментов. "Грелки" – вещь нужная и полезная.
МЧ: Как сказал Эстебан, мы все пришли из младших гоночных серий, где не используются термочехлы. Правда в таком случае Формуле 1 потребовалось бы кардинальным образом пересмотреть составы смеси для того, чтобы сохранить текущий уровень безопасности, потому и хорошо, что они все-таки остаются.
Фернандо, что вы можете сказать о тех сложностях, с которыми столкнулся Себастьян Феттель при адаптации к работе с новыми силовыми установками – из-за своего, отличного от Даниэля, стиля пилотирования?
ФА: Не знаю. В данный момент мы недостаточно конкурентоспособны, поэтому не особо смотрим, что происходит в боксах соперников. Даниэль прекрасно справляется с ситуацией, да и Себастьян отлично смотрелся в некоторых гонках. Я думаю, рано или поздно Феттель вновь поедет здорово.
Даниэль, что необходимо сделать вашей команде, чтобы догнать Mercedes? По силам ли это Red Bull Racing? Можно ли считать этап в Монеале переломным?
ДР: Как и всем здесь присутствующим, нам необходимо продолжать работать. Победа, несомненно, придала всей команде мотивации. Не могу сказать, что до этого нам её не хватало, но успех вдохновил каждого из нас на новые победы и новые цели. Когда я пересекал финишную черту, то увидел команду у ограждения пит-лейна, и у меня сложилось впечатление, будто RBR впервые выиграла гонку.
Нам потребуется еще много времени. К сожалению, одним махом отыграться не получится, ведь мы отстаём довольно серьезно. Хочется верить, что в этом сезоне мы еще поднимемся на верхнюю ступеньку подиума и сможем приблизиться к лидерам. Нам постепенно это начинает удаваться.
Даниэль, остались ли ваши отношения с напарником прежними после победы, или что-то изменилось?
ДР: У нас по-прежнему хорошие отношения. Себастьян с большим уважением отнёсся к моему успеху. Конечно, он сам хотел бы стать первым, но при этом показал, что действительно рад за меня. Определённо, теперь он ещё более мотивирован, так что мне нельзя почивать на лаврах: нам обоим нужно продолжать атаковать и со временем мы сможем вместе бороться за самые высокие результаты.