Макс Мосли: Лимит расходов - единственный способ сократить бюджеты команд Ф1
Бывший президент FIA Макс Мосли по-прежнему считает, что в Формуле 1 удастся сократить расходы, только введя потолок затрат для команд.
Сейчас небольшие коллективы продолжают испытывать финансовые проблемы, но боссы Ф1 так и не смогли выработать решение на будущий год, которое позволит держать расходы под контролем.
Мосли, возглавлявший FIA с 1993 по 2009 годы, в годы президентства планомерно, но безуспешно старался сократить траты участников Ф1. Британец считает, что ограничить бюджеты команд без введения потолка затрат по-прежнему невозможно.
«В конечном счёте я виноват, как и все другие, поскольку начиная с 2000-х годов фокусировался только на регламенте, - рассказал 74-летний Мосли в интервью AUTOSPORT. - В теории, если вы правильно формулируете правила, затраты должны снизиться. Но на практике всё оказалось иначе.
Например, мы постарались ограничить свободу для творчества производителей двигателей, но это никак не сказалось на их расходах. Мы добились только того, что снизилась мощность двигателей, но производители всё равно тратили миллионы долларов.
Затем, исходя из последствий, логичным шагом выглядел запрет на доработку двигателей. Все эксперты сказали мне, что это сработает.
И чем же занялись производители? Они стали тратили миллионы, работая в аэродинамической трубе над конфигурацией воздухозаборников. И даже, наверное, смогли добавить моторам пару десятков лошадиных сил. Просто невероятно, что все смотрели на происходящее – и считали, что так и должно быть.
В итоге я осознал, что не важно, какие мы разработаем правила. Наш опыт показал, что одним регламентом расходы не ограничить. Нужно ввести потолок затрат».
Планы Мосли лимитировать расходы команд в 2009 году не нашли поддержки лидеров Ф1, особенно в свете разгоревшегося вокруг самого Мосли скандала из-за публикаций таблоида News of the World, который затмил всё остальное. В итоге сценарий, предложенный британцем, так и не был реализован.
МОСЛИ ЗА РАЗУМНЫЕ РЕШЕНИЯ
Мосли понимает причины, по которым самые крупные команды отказались от введения потолка затрат: он считает, что предложения, направленные на повышение конкурентоспособности небольших игроков, могли ослабить их позиции ведущих коллективов.
«Почему бы не предложить команде Ф1, сильно ограниченной в бюджете, больший технический простор для творчества, чтобы она подобралась ближе к лидерам? - задается вопросом британец. - Лично мне это кажется вполне логичным.
Тогда люди, сидящие на главной трибуне, не заметят разницы между командами, тратящими в год 50 и 500 миллионов».
Мосли также считает, что более справедливое распределение призовых между участниками Формулы 1 может также решить многие проблемы.
«Если действовать рационально, то всем нужно давать равное количество денег, - сказал он. - Тогда они смогут сформировать свои бюджеты так, чтобы затраты за сезон составляли приблизительно те же деньги, которые команды получили в качестве призовых.
А спонсорские выплаты могли бы стать для них своеобразной прибылью. Тогда всё было бы просто идеально. Но ведь в жизни такого не бывает, верно?»