Гран При Италии: пресс-конференция в пятницу
Принимают участие представители команд и поставщиков: Джон Бут (Marussia), Пол Хембри (Pirelli), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing), Федерико Гастальди (Lotus), Марко Маттиаччи (Ferrari), Тото Вольф (Mercedes)
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
Тото, позвольте начать с вас? Прежде всего, что произошло с Льюисом сегодня? Он почти час провёл в боксах. В чём, собственно, заключалась проблема, и как вы можете оценить потери?
Тото Вольф: Это уж точно не сыграло нам на руку. Мы потеряли много ценного времени из-за проблем с электроникой, в которых ещё предстоит детально разобраться. Проблема не должна быть серьёзной, но плохо, что во время второй тренировки у нас не вышло как следует поработать на трассе.
Если вернуться к предыдущему Гран При, скажите, какие новые правила команда внедрила после инцидента в Спа, учитывая, что борьба между вашими пилотами за чемпионство, похоже, будет очень плотной и в дальнейшем? Убеждены ли вы, что удастся взять ситуацию под контроль?
ТВ: Знаете, если б этот эпизод произошёл где-то в глубине пелотона, то его расценили бы просто как обычный гоночный инцидент. Вряд ли вам захочется видеть такого рода моменты между напарниками – и это касается всех команд, – а особенно тогда, когда оба ведут борьбу за победы и места на подиуме.
Мы довольно недвусмысленно дали им понять, что наша философия исповедует возможность бороться между собой за титул чемпиона мира – мы понимаем, что это самая значимая награда. При этом с самогоначала начале мы заявили, что контакты недопустимы, и я уверен, что такое положение вещей имеет место как в нашей, так и в других командах. Именно поэтому мы ещё раз подчеркнули важность такого подхода.
Кристиан, сегодня отрывы в лидирующей группе были незначительными. Учитывая три победы на счету вашей команды, считаете ли вы, что сможете навязать в Монце борьбу лидерам в чемпионате, пусть даже шансы на это не так и велики?
Кристиан Хорнер: Результат гонки в Спа нас удивил – мы не рассчитывали на особенно хорошую скорость в Бельгии, но закончили гонку на первом месте. Монца – это иное испытание. Мы не можем ещё более уменьшить уровень прижимной силы, разве что вовсе снять антикрыло. Очевидно, что на этот раз все команды настроили свои машины на минимальный прижим. Надеюсь, завтра мы выступим удачно, а затем в гонке постараемся занять удобные места для наблюдения, чтобы увидеть, как поведут себя парни из Mercedes в первом повороте.
Не за горами наказания за превышение лимита на число использованных компонентов двигателя, ведь в этом сезоне вы в праве без последствий использовать лишь пять агрегатов. Можете ли рассказать, что именно обсуждалось на ваших брифингах по этому вопросу? К какому выводу вы пришли, и как это отразится на оставшихся Гран При чемпионата?
КХ: Учитывая большое количество отказов в этом сезоне, давно было понятно, что на каком-то этапе нам неизбежно потребуется дополнительный двигатель. Мы не должны непременно использовать его уже сейчас, но в одном из ближайших четырёх Гран При перед командой встанет такой вопрос. Нам неизвестна точная ситуация с использованием двигателей и коробок передач в других командах, так что мы можем сосредоточиться лишь на своих проблемах, решая их по мере возникновения. Ситуация у Себастьяна немного хуже, чем у Даниэля, поскольку на его голову выпала львиная доля проблем с моторами. Так что давайте подождём и увидим, как будет развиваться ситуация на следующих этапах.
Спасибо за информацию. Переходим к Федерико Гастальди – заместителю руководителя Lotus. Я так понимаю, что Жерар Лопес не может к нам сегодня присоединиться?
Федерико Гастальди: Он собирался… вообще, он здесь, на трассе, но по неизвестным причинам застрял в "пробке" и должен прибыть с минуты на минуты, так что мы приносим свои извинения за это.
Хорошо, тогда задам вам вопрос, который собирался задать ему. Почему мы видим такой контраст между Lotus 2014-го года и Lotus прошлогоднего образца?
ФГ: Новый регламент всем принёс много перемен, но нам они дались особенно непросто. Честно говоря, в начале сезона мы думали, что причина в двигателе, но затем убедились в наличии других сложностей. Мы стараемся разобраться во всём на каждом этапе, чтобы улучшить ситуацию к следующей гонке, но пока позитива мало.
Какие меры принимаются вами, Жераром и всем руководящим составом на будущее?
ФГ: Мы стараемся… все вы знаете, что мы потеряли много высококвалифицированных кадров, которые ушли в другие команды, и это оказывает своё негативное влияние. Кроме того, мы пытаемся найти решение проблемы с двигателем – это ключевое задание на данный момент.
Спасибо. Марко, это первый для вас Гран При Италии в качестве руководителя команды. Расскажите нам о своих эмоциях, об объёмах работы, а также оцените сегодняшние результаты ваших пилотов.
Марко Маттиаччи: Да, это моя первая Монца. Я поражён всей этой страстью к Ferrari. Здорово видеть мальчишек и взрослых болельщиков, которые приветствуют нас – это даёт нам позитив, мотивацию, но и возлагает ответственность на наши плечи. Сегодня лишь пятница. Мы увидели признаки стабильной эффективной работы машины, но, как я уже сказал, это лишь первый день, поэтому с выводами лучше подождать до субботнего и воскресного вечера.
В своих многочисленных комментариях в этом сезоне вы раскрыли собственное видение ситуации. Недавно вы выступали за снятие ограничений на доработку двигателя по ходу сезона. Почему это кажется вам правильным решением для Формулы 1?
ММ: Мы обсуждали этот вопрос вместе. Формула 1 – это, прежде всего, инновации. Правильно, что тот, кто лучше справился со своей работой, находится впереди, но ждать целый год, чтобы дать возможность другим подтянуться – это слишком. Думаю, болельщики не всегда понимают, почему мы должны так долго ждать, чтобы сократить отставание. В то же время мы можем найти правильный баланс, добиться прогресса, убрать из правил часть ограничений, позволить провести определённые работы с мотором, дав возможность инженерам проявить креативность.
Спасибо за комментарии. Джон, вчера мы слышали от Макса Чилтона его видение произошедшего в Спа. Разрешили ли вы ситуацию окончательно? Каковы дальнейшие планы команды?
Джон Бут: Я не хочу слишком долго останавливаться на этом. Думаю, эту тему уже затёрли до дыр за прошедшие две недели. Такое иногда случается с командами конца пелотона. Мы обычно заранее решаем такие вопросы, но, учитывая нехватку времени перед Спа, это оказалось невозможным. К счастью, нам удалось со всем разобраться на следующие сутки, и ситуация вернулась в обычное рабочее русло. Самое главное, что мы смогли двигаться вперёд.
Поговорим о другом пилоте Marussia – Жюль Бьянки в Бельгии вновь пробился во второй сегмент квалификации. Учитывая ваш богатый опыт работы с молодыми гонщиками, как бы вы оценили его успехи? Удастся ли команде сохранить его на следующий сезон?
ДБ: Ответить на первый вопрос легко. Жюль всегда был особенным гонщиком. Он сразу же поехал быстро, как только впервые сел за руль машины во время вторых предсезонных тестов в Барселоне [в 2013-м]. Однако теперь он возмужал, стал более зрелым. Он научился правильно работать с резиной, понял, в каком темпе ехать и как вести себя в гонке в целом. Думаю, он постепенно превращается в пилота топ-уровня. Что касается второй части вопроса, думаю, спрашиваеть об этом нужно не меня.
Давайте поинтересуемся у Марко?
ММ: Бьянки является воспитанником академии Ferrari – это очень важный для нас проект, и, конечно, нам хочется, чтобы талант проявил себя. Над этой задачей мы и работаем.
И, наконец, Пол. Это домашний этап для Pirelli – что вы сегодня узнали относительно работы шин? Какие варианты тактических схем можно ожидать в гонке?
Пол Хембри: С нашей точки зрения картина ясна. Износ не является проблемой на этом автодроме. Самое главное испытание для шин - это высокая скорость. Разница между составами достигает пяти-шести десятых секунды на круге, а это не так много, чтобы говорить о большого разнообразия интересных тактических вариантов. Кроме того, пилот теряет много времени на заезде в боксы – поэтому, как и в прошлом году, по ходу дистанции мы ожидаем единственной остановки для каждого гонщика.
В этом году мы неоднократно видели использование в гонках разнообразных тактических вариантов. Достаточно ли было сделано для того, чтобы шины оказывали влияние на ход гонки?
ПХ: Мы достигли определённого баланса. В текущем сезоне пилоты в среднем совершают меньше остановок в боксах, чем раньше. В этом году основное внимание приковано к новым технологиям, что вполне справедливо. Новый регламент подарил нам несколько захватывающих Гран При, и за борьбой порой было следить очень увлекательно.
ВОПРОСЫ С МЕСТ
Вопрос Тото. Я не буду спрашивать о Росберге и Хэмилтоне – надеюсь, вы довольны? Я хочу поговорить о Гран При России, вокруг которого было немало разговоров на этой неделе. Какова позиция вашего титульного спонсора Petronas по поводу грядущего выступления команды в Сочи спустя несколько недель после трагедии с малайским авиалайнером?
ТВ: Я бы предпочёл ответить на первый вопрос. Вы же знаете, мы являемся спортивной командой, а миссия спорта – объединять. Мы должны довериться руководящему органу и промоутеру чемпионата, которые примут верное решение и обеспечат нас необходимой информацией. Всегда очень опасно делать выводы из того, что пишут в новостях, поскольку выводы эти могут идти вразрез с реальностью. Мы собираемся положиться на позицию FIA, а затем уже отталкиваться от этого.
Тото, а теперь вопрос о Нико и Льюисе. Недавно в одном из интервью вы сообщили, что в случае повторения инцидента, задумаетесь о смене состава пилотов. Можете ли объяснить детальней, что должно произойти, чтобы был задействован такой радикальный подход?
ТВ: Эти слова вырваны из контекста – такой вывод могут сделать только те, кто не владеет сутью ситуации. На данном этапе мы довольны нашими пилотами, и неоднократно заявляли об этом. Мы им доверяем. Кроме того мы провели с ними разъяснительные беседы, объяснив, что случившееся [в Спа] недопустимо. На данном этапе чемпионата было важно вновь подчеркнуть этот момент. Моё заявление касалось такого случая, при котором мы утратили бы контроль над ситуацией. Это самый плохой вариант, и я не думаю, что мы когда-либо достигнем такой точки.
Вопрос руководителям команд. В дни этапа в Спа появились новости о дебюте Максе Ферстаппена в Формуле 1 в возрасте 17-ти лет. Этим утром за рулём работал пилот [Роберто Мери], который ещё не выполнил все условия для получения Суперлицензии. Недавно Жак Вильнёв заявил, что Суперлицензию в данное время получить непозволительно легко. Скажите, правильно ли давать разрешение пилотам гоняться на высшем уровне при наличии столь небольшого опыта?
ДБ: Что касается первой тренировки, то, хотя Мери и не получил Суперлицензию, он является пилотом высшего класса, и в будущем имеет все шансы превратиться в отличного гонщика Гран При. Что касается ситуации с Максом Ферстаппеном, то пока ещё слишком рано делать выводы.
Федерико?
ФГ: Думаю, им стоит иметь за плечами больше километров пробега. Молодые пилоты должны получить более глубокое понятие о технике и обрести больше опыта, как в старые времена.
Кристиан?
КХ: Я думаю, справедливо будет сказать – если ты достаточно быстр, то уже достаточно зрел. Очень редко талант сам по себе гарантирует место в элите. Мы могли наблюдать похожую ситуацию с Кими [Райкконеном] и другими пилотами – они прогрессировали очень быстро. Ферстаппен, без сомнений, обладает уникальным дарованием. Думаю, в связи с изменениями регламента, машину Формулы 1 в этом году пилотировать проще, чем ранее, что облегчает адаптацию к новой технике для пилотов из младших категорий.
Перегрузки стали меньше, да и в целом физическая форма уже не играет столь определяющей роли. Вы видите, что Даниил Квят, который из GP3 разом оказался в Формуле 1, выступает отлично. Всё это придаёт уверенность в правоте решения Red Bull. Ферстаппен – очень талантливый парень, а задание Toro Rosso – развивать таланты, а это логически требует возможности проявить себя.
Тото, Кристиан сказал, что современной машиной Формулой 1 управлять проще, чем какой-либо. Хорошо ли это?
ТВ: Давайте вернёмся к первой тренировке – парень, который работал сегодня утром, имеет в активе титул чемпиона европейской Формулы 3, и кроме того ему уже 22 или 23 года, так что это совершенно иная ситуация. Думаю, если кто-то действительно хорош, он заслуживает места в Формуле 1. Утром у нас была встреча, и мы пришли к выводу, что Большие Призы – это вершина автоспорта, и пилотами в нашем спорте должны быть парни, которые вдохновляют. Без сомнений, они обязаны обладать соответствующей квалификацией. Вообще, это бесконечная дискуссия: скажем, кто-то обладает дарованием – вправе ли он претендовать на место в элите? Вы уже приводили пример Кими Райкконена – он заслужил своё место, поскольку демонстрировал выдающийся талант в картинге и Формуле 3.
Марко, а вы, как человек из бизнеса, тоже считаете, что всё дело в таланте? Каков ваш взгляд?
ММ: Обычно я сужу о людях по их паспорту и происхождению. Скажем, если кто-то обладает талантом… что может само по себе стать сигналом для тысяч мальчишек записаться в секцию картинга. Нам необходим чёткий путь в Формулу 1. Обычно определить талант довольно сложно, хотя я думаю, что мы должны предоставить возможность молодым претендентам проявить себя, но, в то же время, как уже говорилось сегодня, стоит быть осторожными, создать чёткий план действий и быть внимательными с тем, какой сигнал посылает данная. В мире есть так много людей, питающих страсть к автоспорту – вокруг множество молодых парней, но нужен осторожный подход, так как мы имеем дело с поразительными машинами и технологиями.
Тото, недавно вы говорили о намерениях основать молодёжную программу вашего концерна. Есть новости по этому поводу? Могли бы вы более детально остановиться на программе применитель к конкретному претенденту?
ТВ: Молодёжная программа Mercedes-Benz имеет славную историю: [в конце 80-х] в неё входили [Хайнц-Харальд] Френтцен, [Карл] Ведлингер и [Михаэль] Шумахер. У нас есть юниорская программа, в Формуле 3 представлен очень хороший двигатель, и мы помогаем некоторым молодым гонщикам с финансированием. Этот процесс длится уже многие годы.
Нынешняя идея состоит в расширении проекта наподобие того, что было 25 лет назад. Мы начали обдумывать планы и просмотрели несколько хороших парней, но пока не готовы двигаться дальше по простой причине – чемпионат Ф1 в самом разгаре. В следующие два с половиной месяца всё наше внимание будет сконцентрировано на одной цели, а после этого – вероятно, зимой – мы создадим молодёжную программу, и я буду всячески этому способствовать. Если концерн собирается пойти на такой шаг, необходимо всё сделать правильно.
Напротив боксов на главной трибуне сегодня был размещён плакат, который вы, вероятно, видели. Он гласил ‘Уродливые автодромы. Уродливые машины. Отсутствие звука моторов. Формула 1 мертва’. Этот баннер, скорей всего, приготовил один человек или небольшая группа людей, но что вы чувствуете, когда видите такое на одном из исторических автодромов? Что можно сделать, чтобы изменить это негативное отношение к спорту? Кто-нибудь желает ответить? Возможно, Марко?
ММ: Не думаю, что один плакат отображает общее мнение о Формуле 1, которая по-прежнему является невероятной спортивной площадкой. Думаю, в последние Гран При выдались достаточно захватывающими. Важно прислушиваться к критике, и мы на собраниях обсуждаем некоторые вопросы, но опять же я повторюсь, что не вижу такого всепоглощающего негатива.
Кристиан?
КХ: Напротив чьих боксов был этот плакат? McLaren или…? Боюсь, я ничего не видел.
Тото?
ТВ: Каждый имеет право на своё мнение, каждый может высказать его на всевозможных форумах. Если бы я ознакомился со всеми точками зрения за последние две недели, мне бы потребовались мощные антидепрессанты, чтобы это пережить. Так что, это лишь ещё один взгляд на вещи…
ДБ: Удивительно, что мы говорим об уродливих трассах на одном из самых знаковых Гран При календаря.
ПХ: Полагаю, борьба на трассах в этом году не может не радовать. Тото отдувается за нас всех, пытаясь не дать нам уснуть, но я добавлю, что сезон складывается фантастически и дарит нам интересные гонки. Если вы расслабитесь, откинетесь на кресло и будете наблюдать за чемпионатом в качестве обычного болельщика, то получите море удовольствия.
Федерико?
ФГ: Плакат находился между нашим гаражом и боксами McLaren. Думаю, я узнал среди тех, кто вывесил его, людей из Формулы E. Послушайте, что сказал Тото – это фантастическая гонка, это история! Давайте же наслаждаться!
Кристиан, в этом году многие восхищаются тем, как быстро Даниэль Риккардо освоился в новой команде и стал топ-пилотом, выиграв три гонки, в частности в Спа – невероятный Гран При. Планируете ли вы переписать условия его контракта, изменив его пункты относительно длительности соглашения и зарплаты, приблизив их тем самым к нормам, которые прописаны в договорах топ-пилотов - таких, как Феттель и Алонсо?
КХ: Даниэль – продукт нашей молодёжной программы. Он прошёл тот же путь через Toro Rosso, что и Себастьян, и проделал невероятную работу. Победы в трёх из последних шести Гран При превзошли наши ожидания, и ожидания Даниэля, вероятно, также. Сейчас он связан условиями соглашения примерно до 2030 года, но самое главное: он, как и Себастьян, получает удовольствие, будучи частью команды. Мы инвестируем в них, даём им шанс, и Red Bull заслуживает похвалы за свою программу, подарившую нам такие таланты в лице Феттеля и Риккардо, которые благодаря своим заслугам прошли все ступеньки лестницы и теперь за рулём наших машин демонстрируют то, что вы видите.
Мы много говорили о новых Гран При, но есть ли такие этапы, которые вы хотели бы исключить из календаря?
ДБ: Нет.
ПХ: Меня устраивают все Гран При.
ДБ: Каждая страна интересна по-своему, каждый автодром – это новый вызов. У нас есть широкий набор трасс и разнообразных задач по всему миру – я не думаю, что стоит от чего-то отказываться.
ФГ: Они все заслуживают своего места в календаре. Многие люди упорно работали, чтобы Большие Призы приехали к ним, так что все гонки входят в список по делу.
ПХ: Этот вопрос имеет негативную окраску. Почему же не спросить, какой ещё Гран При мы бы хотели видеть в календаре?
Что бы вы ответили на этот вопрос?
ПХ: Я бы выбрал Южную Африку.
КХ: Как уже заметил Пол… жаль, что мы больше не выступаем на некоторых автодромах: В Индии всегда проходили интересные гонки; В Стамбуле отличная трасса. Всё же здорово, что у нас в календаре есть около 20 замечательных мест, которые мы посещаем в течение года.
Федерико, вы упомянули об уходе из Lotus важных кадров. Насколько сложно найти им правильную замену? Вопрос в деньгах или в таланте? В чём заключается основная проблема в поиске нужных людей?
ФГ: Дело не в деньгах, а в возможностях, как и в случае с любой другой деятельностью. Если кто-то приходит и предлагает вам в три раза больше денег, чем вы сейчас получаете – пусть даже ваша текущая зарплата и так высока, – что вы сделаете? Понимаете, очень трудно… если даже вы ищите кадры в лучших университетах среди лучших инженерных специалистов, этим парням всё равно необходим опыт. В Формуле 1 этот опыт невозможно заработать за один день. Потому, если высококлассные кадры уходят, найти им замену непросто.