Гран При России: пресс-конференция в четверг
Принимают участие пилоты: Фернандо Алонсо (Ferrari), Дженсон Баттон (McLaren), Даниил Квят (Toro Rosso), Фелипе Масса (Williams), Адриан Сутиль (Sauber), Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
Прошло всего пять дней после гонки на Сузуке. Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу минувшего Гран При. Фернандо?
Фернандо Алонсо: Это была тяжёлая гонка. Все наши мысли с Жюлем [Бьянки]. Мы любим свою работу, но когда происходит трагедия, передать словами все эмоции невозможно. Просто каждый из нас чувствует боль. Как я уже сказал, Гран При Японии был непростым, а сейчас нас ожидает ещё один сложный этап. Я готов гоняться для Жюля. Мы постоянно думаем о нём, переживаем и молимся.
Адриан?
Адриан Сутиль: Непросто подобрать слова. Мы все шокированы произошедшим. Нам остаётся лишь молиться и надеяться на лучшее. Мы в Сочи, радости немного – нам нужно оставаться профессионалами, сосредоточиться на гонке, постараться отвлечься, хотя тот инцидент отразился на всех нас. Мои мысли с ним. Я молюсь о лучшем.
Фелипе?
Фелипе Масса: Для меня это была худшая гонка – хуже даже чем та, когда я сам пострадал от отлетевшей пружины [в Венгрии] в 2009-м, поскольку я мало что помню о том дне. Тяжело засыпать и просыпаться, так как я постоянно думаю о Жюле. Вероятно, завтра нам будет немного проще, потому что, по крайней мере, мы будем заняты работой, будем думать о том, как настроить машину. В любом случае Гран При Японии – самая худшая гонка в моей жизни.
Даниил?
Даниил Квят: Для меня инцидент также стал шоком. Я никак не думал, что после финиша услышу такие ужасные новости. Теперь остается надеяться лишь на позитивную информацию. Я желаю ему поправиться как можно скорее. Ничего подобного не происходило в Формуле 1 уже довольно длительный период, и все пилоты желают Жюлю здоровья. Каждый из нас постоянно думает о нём. Мы все объединились в своей поддержке. Мне не хватает слов…
Дженсон?
Дженсон Баттон: Я думал, когда мои коллеги говорили. И присоединяюсь к их словам. Я холодею от одной только мысли, что один из наших коллег так серьёзно пострадал в результате инцидента. Весь мир Формулы 1 чувствует то же самое – мы все желаем ему поправиться.
Себастьян, вы, как и Дженсон, являетесь послом Ассоциации пилотов Гран При. Какие уроки можно извлечь из того, что произошло в Японии?
Себастьян Феттель: Прежде всего, условия во время гонки были крайне непростыми. Я согласен с коллегами: вероятно, этот этап выдался самым сложным за последнее время. Погода практически не оставляла шанса на ошибку. Кроме того, ужасное стечение обстоятельств привело к трагедии. Все наши мысли и переживания с Жюлем и его семьёй. Мы желаем ему быть сильным.
Что касается самой аварии, то сейчас идёт обмен мнениями, идеями. Когда происходит нечто такое, необходимо извлечь урок и постараться в будущем избежать подобного. Однако стоит учитывать, что инциденты неизбежны, ведь скорости высоки, а риск по-прежнему велик. Как я уже заметил, неудачное стечение обстоятельств привело к гораздо более тяжёлым последствиям по сравнению с теми, которые имеют место в случае потери управления над машиной при иных условиях
Даниил, давайте поговорим о предстоящем уик-энде. Думаю, для вас наступил момент испытывать настоящую гордость. Расскажите, что вы чувствуете в преддверии выступления на домашнем этапе – первом Гран При России?
ДК: Я испытываю смешанные чувства – как вы видите, вся атмосфера пропитана той трагедией, что произошла в Японии. Думаю, ещё некоторое время ситуация не поменяется. Что касается Гран При России, то мне отрадно видеть, как здесь всё организовано – прекрасная инфраструктура, отличная трасса, а ведь когда я десять лет назад начинал свою карьеру, то и подумать не мог о таком. Теперь это стало реальностью. Сегодня особенный день для меня и для страны, которая впервые принимает этап Гран При Формулы 1. В конце концов, мы сядем в кокпит и будем делать свою работу.
Вопрос всем остальным: какое впечатление произвела на вас Россия и автодром в частности?
АС: Я был приятно удивлён, когда прибыл сюда. Я летел через Москву, никаких проблем не возникло. Нас радушно встретили по прибытию. Пока что я не успел как следует осмотреться, но с первых минут был поражён отелем – он просто огромен. Невероятно, как им удалось построить его!
Инфраструктура превосходна, а трасса выглядит современной и интересной. Чуть позже я совершу прогулку, чтобы ознакомиться с трассой. У нас немного информации – у Sauber нет симулятора, таким образом, я лишь в пятницу утром опробую её. Здорово, когда в календаре появляется новый этап, новая страна. Надеюсь, это будет отличный уик-энд и мы почувствуем невероятную атмосферу, созданную болельщиками. Мне не терпится начать работу за рулём.
Фелипе?
ФМ: Я полностью согласен с Адрианом. Приятно находится здесь – хорошая трасса, современная инфраструктура. Всё, что я успел пока увидеть, выглядит многообещающе. Хочется верить, что мы подарим болельщикам отличное шоу. Завтра мы поближе познакомимся с трассой, но на первый взгляд она довольно интересная. Надеюсь, все - и мы, и зрители - получат удовольствие от первого Гран При России.
Себастьян, что вы можете рассказать об особенностях автодрома? Вы уже бывали здесь ранее...
СФ: Да, бывал – последний раз всего несколько недель назад в рамках промо-кампании Infiniti. У меня была возможность проехать круг за рулём дорожного автомобиля. Здесь будет непросто найти компромисс, правильный баланс – кольцо состоит и из множества поворотов и большого количества быстрых участков.
К примеру, стартовая прямая очень длинная. Два или три поворота под прямым углом также станут интересным вызовом. Испытываешь непередаваемое ощущение, когда едешь через Олимпийский Парк. Конечно, предстоящий этап немного омрачён инцидентом, произошедшим в Японии, но, без сомнения, здорово, что Формула 1 приехала в Россию.
Фернандо?
ФА: Я согласен с коллегами. Новый этап всегда сопряжён с новым вызовом: для инженеров, для пилотов, для команд. С другой стороны нас всех одолевает тревога и печаль, особенно нашу команду, которая поддерживала Жюля на протяжении нескольких лет. Очень непростой уик-энд. Мы профессионалы и должны как можно лучше выполнить свою работу. Мы будем гоняться для Жюля, и должны показать, что по-прежнему сильны, хотя будет довольно тяжело.
Дженсон, а что вы думаете по поводу трассы? Скорее всего, вы уже опробовали её на симуляторе. Успели ли осмотреться на месте?
ДБ: Да, я совершил несколько кругов на симуляторе. Через несколько часов также собираюсь прогуляться по трассе. Все мы с нетерпением ждём новый вызов. Самое главное – обеспечить высококачественное шоу. Это первостепенная задача. Хочется верить, что первый Гран При на новом автодроме пройдёт при полных трибунах, которые увидят интересную борьбу.
ВОПРОСЫ С МЕСТ
Вопрос Адриану Сутилю: вы были на месте аварии [в Японии] и видели больше, чем все мы. Интересовались ли в FIA вашими показаниями по поводу инцидента?
АС: Да, я был там и видел всё, насколько это было возможно. Хотя видеозаписи в интернете дают чёткое представление об аварии, так что сказать мне нечего. Мы должны дождаться результатов расследования.
Прошу прощения, Адриан, возможно, вам неприятно вспомнить этот день, но, вероятно, вы смотрели в сторону трассы до момента аварии? Может, раскроете нам подробности эпизода? И, чтобы сменить тему, вопрос Себастьяну: мы знаем, что вы покидаете Red Bull Racing, но когда объявите о своей новой команде?
АС: Я находился там, но никак не ожидал, что кто-то из пилотов вылетит в том же месте. Я увидел машину Бьянки, когда она уже оказалась в гравии. Это была последняя секунда до удара. Что ещё сказать. Я стал свидетелем аварии, но не видел ничего до этого момента.
СФ: Пока новостей нет. Я рассчитываю, что вскоре смогу сделать официальное заявление – когда это произойдёт, надеюсь, вы поймёте, почему я ждал.
Даниил, в следующем году вы окажетесь в Red Bull Racing. Что вы чувствуете, ведь это такой важный шаг в вашей карьере?
ДК: Узнав об этом ещё в Японии, я был вне себя от счастья и гордости. Переход в Red Bull Racing в следующем году значит для меня многое. Название команды говорит само за себя, так что мы будем бороться за самые высокие позиции. Пока это всё.
Каково ваше мнение по вопросу закрытых кокпитов?
ФА: Вероятно, стоило бы хотя бы провести испытания этой идеи. На дворе 2014 год, у нас есть технологии, человечество давно летает на аэропланах, так почему же не попробовать кокон? Все самые серьёзные инциденты в последние годы были связаны с травмами головы, выходит, в этой области безопасность не на высшем уровне. Даже в моём случае в Спа в 2012-м я мог бы погибнуть, окажись колесо Lotus Грожана на 10 см ближе к моей голове. С технической точки зрения у нас есть все инструменты, так что я бы не вычеркивал эту идею из списка возможных решений.
СФ: Честно говоря, я не знаю. Если взглянуть на всю историю Формулы 1, то открытые кокпиты были всегда частью этого вида спорта. Это нечто особенное. С другой стороны, Фернандо уже рассказал, почему нам стоит подумать об изменениях в будущем. Как я уже говорил ранее, всё это произошло из-за стечения обстоятельств. По правде сказать, у меня нет чёткого мнения.
ФМ: Я полностью согласен с Фернандо – было бы интересно попробовать эту технологию в деле. В моём случае в Венгрии данный подход точно сработал бы. Что касается Жюля, то я не знаю. В любом случае для многих инцидентов закрытый кокпит стал бы решением проблемы. Идея может быть вариантом выхода из ситуации, надо только тщательнее изучить все её аспекты.
АС: Как минимум, можно попробовать. В Ф1 на протяжении всей истории использовались открытые кокпиты, но её будущее, возможно, связано с закрытыми, кто знает. Зачастую в Формуле 1 начинания направлены на улучшение ситуации, решение проблем, и эти идеи работают. Стоит попытаться, и, возможно, мы найдём выход. Без сомнения, кокпиты аэропланов похожи на кокпиты машин Формулы 1, и при этом они закрыты. Если нам удастся минимизировать риск без потери качества, уровня зрелища, шоу, то это могло бы оказаться интересным.
ДБ: На ваш вопрос не так и просто дать ответ. Как уже заметил Себ, в плане безопасности есть преимущества, однако Формула 1 всегда располагала открытыми кокпитами, в ином случае это сильно бы изменило облик спорта. В плане безопасности всегда есть, к чему стремиться, так что в будущем необходимо подумать, нужна ли нам эта идея или нет.
ДК: Есть множество вариантов решения вопроса. Когда случается нечто подобное, необходимо взять паузу, тщательно всё просчитать и найти наилучший из них. Как уже все тут говорили, почему бы и не попробовать, но сперва стоит провести необходимый анализ.
Фернандо, в последних гонках у вас возникали проблемы с машиной. Надеетесь ли вы на ещё один подиум до конца сезона?
ФА: К этому мы стремимся. До конца чемпионата ещё несколько гонок, а машина понемногу едет всё лучше. Мы упустили несколько возможностей, и теперь постараемся добиться максимума. Сейчас все переживают за Жюля, но пришло время объединиться, быть сильными, демонстрировать высокие результаты, отдав тем самым дань уважения нашему товарищу.
Фернандо, это последний Гран При для Луки ди Монтедземоло на посту руководителя Ferrari. Что вы чувствуете? Понимаю, вся атмосфера омрачена трагедией с Бьянки, но всё же...
ФА: Президент Монтедземоло добился небывалых успехов в своей карьере и помог Ferrari достичь новых высот, как на трасе, так и за её пределами. Он столько всего сделал для Скудерии и заслуживает глубокого уважения. У меня с ним отличные взаимоотношения, и я желаю ему всего самого лучшего в будущем.
Не считаете ли вы, что въезд на пит-лейн в Сочи недостаточно широкий? Придётся ли вам действовать максимально осторожно в гонке, когда придёт время ехать в боксы?
СФ: Въезд на пит-лейн действительно узкий. Не знаю. Странно, что у организаторов было много пространства для манёвра, но они почему-то не сделали шире некоторые участки, как, например, въезд на пит-лейн.
ДБ: Машина туда поместится, так что это уже кое-что. Начнём с этого.
ФМ: Немного узковат, но посмотрим, что будет завтра.