Хельмут Марко: Даниил Квят не мог совладать с давлением
Многие критиковали Хельмута Марко за решение вернуть Даниила Квята в Toro Rosso ради повышения Макса Ферстаппена до Red Bull Racing.
Но как только Макс в своем дебюте за RBR сумел выиграть Гран При Испании, оппоненты Хельмута вынуждены были проглотить язык.
Предлагаем вашему вниманию интервью Марко официальному сайту Формулы 1.
Хельмут, вы не поднимались на подиум Гран При Абу-Даби-2010, когда Себастьян Феттель выиграл свое первое чемпионство, но сделали это две недели назад в Барселоне, когда дебютный успех отпраздновал Макс Ферстаппен. Объясните ваше решение.
Хельмут Марко: Нужно расставлять приоритеты. Обычной процедурой в случае победы RBR является выход на подиум одного из инженеров или технических экспертов. Но триумф в Барселоне был настолько эмоциональным, что я не мог сдержаться. Сначала я привел Макса в команду, а затем увидел как он побеждает в первой же гонке в машине RBR… Это невероятное чувство.
Иногда даже такой сдержанный человек как вы может дать волю эмоциям…
Х.М.: Абсолютно верно! (смеется)
В паддоке Барселоны вас характеризовали как жесткого человека, вершащего судьбы молодых пилотов. Но когда вы покидали Испанию, вас мнили уже пророком, который знал все наперед…
Х.М.: Я был героем. Видите, как быстро все может измениться: из грязи в князи за одну гонку. Честно говоря, на меня это не влияет.
Вы вообще могли себе представить, что Макс выиграет свою первую же гонку в машине RBR, с которой он едва знаком?
Х.М.: Определенно, нет.
Каковы были ваши ожидания?
Х.М.: Я ожидал, что он взойдет на подиум в этом сезоне. Возможно, он бы смог победить, если бы позволила мощность двигателя. Но я уж точно не ждал победы в первой же гонке.
Герхард Бергер однажды сказал о 19-летнем Феттеле, что он выглядит на 16, но мыслит как 30-летний. С Максом похожая ситуация?
Х.М.: Он выглядит на 18 лет, но на нашей с ним первой встрече, когда ему было 16, он говорил о своем будущем как 24-летний. Я не мог поверить в то, что этот юный парень уже сейчас так ясно видит свое будущее.
Говорят, что в будущем Макс станет чемпионом мира. В первой же гонке за RBR он добился победы. Когда от него ждать завоевания чемпионского титула?
Х.М.: Это произойдет тогда, когда мы сможем обеспечить его победной машиной. То же самое касается и Даниэля Риккардо. Они оба могут стать чемпионами в следующие два года.
Переход Макса в RBR означает, что Даниэлю придется ускоряться и прибавлять. Это также было планом рокировки?
Х.М.: Планом рокировки было выжать максимум из команды. Мы хотим закончить сезон-2016 на втором месте в Кубке конструкторов, а пока что мы идем третьими. Оба пилота должны давать результат.
Давайте вернемся к решению о рокировке. Когда это случилось? Вы совещались с владельцем Red Bull Дитрихом Матешицом?
Х.М.: Пожалуй, две аварии [Квята] в России были перебором, поэтому я поговорил с господином Матешицом, и он дал свое согласие.
Он понимал, что это решение могло иметь негативные последствия?
Х.М.: Кто не рискует, тот не пьет шампанское. Это принцип RBR! (смеется). А помните, еще полтора года назад нас называли преступниками за то, что мы посадили в машину Ф1 17-летнего юнца? Но сейчас мы уже герои! Мы знали, что у него все получится, но тогда он был еще не готов. Мы не требовали от него победы в первой же гонке – мы хотели, чтобы он постепенно вливался в команду.
Кажется, Максу удается себя мотивировать…
Х.М.: Ему не нужно мотивировать себя. У него есть стержень. Он знает, чего хочет достичь в этом спорте.
Он сел в машину Даниила и тут же выиграл: что это значит для карьеры Квята?
Х.М.: Стоит отметить, что это уже был модифицированный автомобиль. А Даниил, в свою очередь, вернулся в крепкую команду среднего эшелона Toro Rosso. Скорость никогда не была слабой чертой Квята. Он не мог совладать с давлением. Теперь он может восстановиться. На этом уик-энде он демонстрирует свою скорость и потенциал. Он остался в семье, однако сменил команду.
Renault привезла в Монако обновления… Похоже, они работают: в четверг Даниэль был быстрее Макса, выступающего со старым мотором, почти на 0,9 секунды. Неужели обновление Renault действительно дает разницу в темпе в 0,9 секунды?
Х.М.: Двигатель обеспечил лишь малую часть гандикапа между пилотами. Макс был на другой программе и на других настройках. Реальную разницу в мощности между старым и новым мотором мы увидим в квалификации.
Когда у Макса появится аналогичное обновление?
Х.М.: Он получит его в Монреале. Но первый обновленный двигатель от Renault в любом случае получил бы Даниэль.
Вы только что сказали, что хотите финишировать на втором месте в Кубке конструкторов. Очевидно, что команда движется в верном направлении. Удивляет ли вас относительная нехватка темпа Ferrari?
Х.М.: Уже на предсезонных тестах я знал, что у нас в распоряжении имеется фантастическое шасси. Кроме того, нам помогла хорошая работа Renault. Надежность уже не является нашей проблемой, а мощности стало больше. Вот вам и результат. Мне кажется, что Ferrari быстра, но недостаточно стабильна. У них имеются проблемы с надежностью. С ними не так уж и легко разобраться.
Монако – одна из трасс, где опыт играет решающую роль. У Даниэля есть опыт. Что вы думаете по поводу Макса в этой связи?
Х.М.: В Барселоне Макс доказал, что силен с психологической точки зрения, когда сдержал за собой Кими Райкконена. Я думаю, что подиум возможен для обоих наших пилотов.