В насколько серьёзном кризисе оказалась McLaren-Honda?
Издание AUTOSPORT проанализировало ситуацию, в которой оказалась команда McLaren перед началом сезона-2017, и посоветовало поставщику моторов Honda пересмотреть свой подход.
Хотя в McLaren-Honda сделали всё возможное, чтобы преуменьшить серьёзность своих проблем на предсезонных тестах, ситуация, похоже, вышла за рамки дискуссий о наличии кризиса. Теперь речь, скорее, идёт о том, насколько серьёзен этот кризис...
За две недели тестов японские мотористы использовали больше единиц двигателя, чем разрешено на весь сезон. При этом они работали с меньшей мощностью, чем в 2016 году, что приводило к нехватке скорости более чем на 20 км/ч на прямых.
Самый длинный отрезок, который пилотам McLaren удалось преодолеть, составил всего 11 кругов, а потеря времени на трассе не позволила полностью разобраться в работе нового шасси. Апогеем этого стала критика со стороны Фернандо Алонсо.
Что пошло не так?
Зимой появились слухи, что Honda не удалось добиться желаемого результата после отказа от спорной концепции «нулевого размера» и разработки абсолютно нового двигателя.
Первые проблемы начались ещё во время обкатки новой машины на рекламных съёмках, но это были мелкие неполадки, никак не повлиявшие на подготовку.
Но едва стартовал первый день предсезонных тестов, как выяснилось, что выезд машины McLaren на трассу откладывается из-за проблемы с конструкцией масляного бака.
Дальше хуже: во второй день из-за необъяснимой поломки потребовалась замена двигателя. Но дела на лад после этого всё равно не пошли. Целая череда проблем с электрикой так и не позволила спокойно сосредоточиться работе. Появились предположения, что столь частые сбои связаны с чрезмерными вибрациями.
К концу вторых тестов Honda установила пятую силовую установку. По ходу сезона это уже было бы чревато штрафом.
Единственным основанием хоть для какого-то оптимизма является тот факт, что Honda работала с ограниченной мощностью двигателя. Предполагается, что по сравнению с конфигурацией мотора на Гран При Абу-Даби в конце прошлого года мощность была на 40-50 л.с. меньше.
Ни McLaren, ни Honda эти цифры не подтвердили, но Фернандо Алонсо предположил, что по соображениям надёжности двигатель был серьёзно «придушен» в мощности.
«На данный момент да, у нас меньше лошадиных сил, чем в прошлом году. Но режимы, которые мы используем, даже близко не соответствуют гоночным, – заявил двукратный чемпион мира. – Так что пока мы не решим имеющиеся проблемы, мы не увидим реальной мощности».
Контракт Алонсо с McLaren заканчивает действие в конце 2017 года, и ещё один тяжёлый сезон поставит под сомнение продолжение карьеры испанца.
Да, сам он уже сказал, что хочет остаться в Формуле 1 вне зависимости от развития событий в этом году. Это вполне можно рассматривать как сигнал о готовности к предложениям со стороны топ-команд.
Но риск ухода Алонсо – не единственная опасность очередного провального сезона для McLaren. Если действительно всё будет настолько плохо, то команда из Уокинга может потерять ведущих специалистов, получит ещё меньший призовой доход, а потенциальные спонсоры окончательно потеряют интерес. Выйти из этой нисходящей спирали может оказаться очень сложно.
Изменение культуры
Если Honda действительно хочет добиться успеха в долгосрочной перспективе, то, вероятно, должна что-то пересмотреть в своём подходе и начать прислушиваться к советам таких специалистов, как Жиль Симон, и вообще команды McLaren, а не с неохотой принимать помощь извне.
Может быть, избавившись от своего старого менталитета, они, наконец, получат реальную возможность преодолеть сложную ситуацию, в которой оказались сейчас. Здесь нужен новый подход, новые связи, новые технологии, свежие идеи и готовность быть более открытыми к переменам.
Контракт McLaren с Honda был подписан на много лет вперёд. К тому же коммерческий вклад японского производителя в команду означает, что просто разорвать соглашение и уйти сейчас не получится.
Но сколько ещё времени может потребоваться англо-японскому тандему, чтобы добиться успеха?
Если всё-таки дело дойдёт до разрыва отношений, то по крайней мере на стороне McLaren будет регламент, гарантирующий получение конкурентоспособного двигателя.
В рамках соглашения, достигнутого в прошлом году, в случае ухода Hondа мотористы Mercedes, Ferrari и Renault (двигатели каждого из которых сейчас используют по три команды) должны при поступлении запроса одобрить поставку клиентам (при соблюдении определенных условий).
Фактически, согласно правилам, решение о том, какой двигатель в таком случае получит McLaren, может быть принято посредством жеребьёвки. В одной из компаний даже в шутку предложили провести шоу в прямом эфире на телевидении для создания большей интриги.
Такое событие, конечно, пока кажется далеким от реальности, но можно с уверенностью сказать, что в коридорах баз в Уокинге и Сакуре сейчас жарко.