Тема недели: Ferrari — сама себе соперник
После зимних тестов Ferrari называли главным фаворитом в борьбе за титул, а после шести гонок команда проигрывает Mercedes 118 очков — даже два дубля подряд при обоюдных сходах «Серебряных стрел» не позволят такой отрыв компенсировать. По количеству набранных очков в шести первых гонках нынешний сезон стал худшим для Скудерии с 2016 года — но тогда Ferrari в принципе не могла бороться с Mercedes.
Страх Ferrari
В этом году не было гонки, в которой у Ferrari не возникало бы проблем: то не хватает скорости, то пилоты допускают ошибки, то двигатель ломается, то стратеги не отпускают гонщика на вторую квалификационную попытку... В отдельных компонентах у команды вроде бы всё в порядке, но собрать их воедино Ferrari раз за разом не удаётся.
«Я не обманываюсь — ситуация действительно непростая, но я вижу возможность догнать Mercedes. Разрыв не так велик, как кажется, — признался в интервью Die Welt руководитель Ferrari Маттиа Бинотто. — Ferrari сейчас — молодая команда, напоминающая саму себя 1995-1996 годов, ещё до своих главных успехов. Нам ещё предстоит многому научиться и пройти немалый путь — это процесс взросления. И это даёт мне и всем остальным надежду».
Бинотто прав — в последние годы Ferrari перестраивалась несколько раз, но проблема в том, что команда, кажется, не учится — даже на собственных ошибках. Вспомните прошлогоднюю квалификацию в Японии, где только Ferrari выехали на «промежуточных» шинах и в итоге Феттель занял лишь девятое место — немец ошибся в первой попытке на «сликах», а затем дождь усилился. Маурицио Арривабене, который тогда руководил командой, раскритиковал своих подчинённых: «Нужно хоть иногда отрываться от компьютеров и смотреть на небо».
Та квалификация состоялась восемь месяцев назад — и Ferrari снова допускает такую же ошибку. Инженеры вновь положились на данные компьютера, хотя здравый смысл подсказывал, что времени Леклера будет недостаточно. Почему так вышло? Потому что никто не хотел брать на себя ответственность и принимать решение — компьютер ведь говорит, что времени хватит. Именно это и было главной проблемой Ferrari в середине 90-х — нежелание брать на себя ответственность из страха увольнения.
«Когда я пришёл в команду, атмосфера была совершенно иной, — вспоминал в книге Total Competition Росс Браун. — Однажды на тестах у нас отказал двигатель — один из компонентов был установлен неправильно. Руководство потребовало найти и уволить виновного, но я сказал, что если вам нужен козёл отпущения, это я. Я здесь за всё отвечаю, а потому и ответственность на мне. Нам удалось переломить атмосферу внутри Маранелло — и это было одно из главных достижений».
Себастьян Феттель: Если встретите сцепление, скажите, что мы его ищем
Головы уже летят
Сейчас созданной Брауном атмосферы в Маранелло нет — позади шесть гонок, а Ferrari уже начала увольнять сотрудников. По информации авторитетного итальянского блогера Лео Туррини, своих постов лишатся аэродинамик Алессандро Чинелли и Джакомо Тортора, который отвечал за работу SF90 с шинами. Да, в обеих областях в этом году возникли проблемы, но сезон только начался, программа развития машины в самом разгаре — не рановато ли отказываться от специалистов?
Кроме того, любой просчёт Ferrari – это, в первую очередь, ответственность Бинотто. Маттиа — отличный моторист, благодаря ему Скудерия в 2017-м начала на равных бороться с Mercedes, но он никогда не строил машины. Идея покойного Серджио Маркионне, который продвигал на пост руководителя Бинотто, заключалась в том, чтобы тот собрал команду инженеров и был её менеджером. Раз увольнения пошли так скоро, собрать команду с первой попытки не удалось.
При этом, как говорит сам Бинотто, что именно не так с машиной, в Маранелло пока не знают. Это, конечно, не значит, что инженерам так и не удастся разобраться с проблемами, однако разрыв уже огромен, команда вновь трансформируется, а пилоты находятся не в лучшей психологической форме — даже с хорошей машиной Ferrari было бы очень трудно бороться за чемпионство.
Леклер бунтует, Феттель думает о пенсии
Сразу после Гран При Монако в прессе появились слухи о том, что Себастьян Феттель раздумывает об окончании карьеры. Немцу, мол, надоело раз за разом проигрывать Mercedes, да и прессинг со стороны Шарля Леклера не добавляет ему уверенности. В то же время сам Леклер, по слухам, начал бунтовать против руководства. И с одной стороны, у него есть повод быть недовольным, с другой — Шарль сам выступает далеко не идеально.
В Бахрейне Леклер ехал отлично, однако в тот раз он ослушался приказа из боксов и обогнал Феттеля, когда должен был оставаться позади. Монегаску простили этот демарш, учитывая, насколько хорош он был в гонке. Однако затем он разбил машину в квалификации в Баку, а в Монако, прорываясь после просчёта Ferrari, врезался в Хюлькенберга. И в том, и в другом случае команда недосчиталась очков.
Если говорить о Феттеле, то его уход в конце сезона маловероятен — у немца контракт на сезон-2020. Однако проблема в другом: Себу нужно заново найти себя в команде. До этого, выступая с Кими Райкконеном, немец был однозначным лидером команды, но теперь такого статуса у него нет. Под давлением Феттель допускает ошибки и тоже недобирает очки.
Каждая команда стремится собрать у себя лучших пилотов, но пока соперничество Феттеля и Леклера не принесло Ferrari никаких дивидендов. Любопытно, но у Кими Райкконена после шести гонок прошлого сезона было больше очков, чем сейчас у Леклера.
Что же делать?
Никто не знает. Ferrari вроде как делает всё правильно и анализирует происходящее, но в итоге это приводит к вылету Леклера в первом сегменте. Команда вроде бы отлично подготовилась к сезону и превосходно смотрелась в Барселоне, а теперь регулярно проигрывает даже Red Bull, в то время как Mercedes остаётся недосягаемо далеко.
Ferrari изо всех сил держится за свою историю и прежние заслуги, но уже десять лет команда не может выиграть ни одного титула — ни в личном зачёте, ни в Кубке конструкторов. Пытаясь удержаться на этом уровне, Скудерия начинает рисковать — даже в тех моментах, когда это совершенно не обязательно. В данный момент главный соперник Ferrari — сама Ferrari.
В Маранелло должны признать поражение и начать всё с нуля — понять инженерные просчёты SF90 и готовиться к новому сезону. Совсем списывать текущий чемпионат рано — после летнего перерыва расстановка сил может резко измениться, но это, будем честны, маловероятно. Но главное — команде следует перестать рисковать в погоне за другими и сосредоточиться на том, чтобы выжимать максимум из имеющейся техники и пилотов. Именно это позволило Михаэлю Шумахеру пять лет подряд становиться чемпионом — и другого рецепта, как бы того ни хотелось Бинотто, не существует.
Дмитрий Захарченко специально для AUTOSPORT.com.ru