«Поначалу я еще что-то видел левым глазом». Хельмут Марко о трагичном инциденте с камнем
Спортивный консультант Red Bull Хельмут Марко поделился воспоминаниями о трагическом инциденте, стоившем ему гоночной карьеры.
В своём десятом по счету Гран При в Формуле 1 в Клермон-Ферран-1972 австриец, которому тогда было 29 лет, получил травму левого глаза. Причиной стал камень, прилетевший из под колес машины впереди и пробивший визор шлема.
«В том году я пересел на новую машину, более современную и быструю. Но я сидел на 10 см выше, чем в предыдущей машине, поскольку кокпит был более тесным. Отчасти эта посадка и стала причиной такой травмы, – рассказал Марко в интервью Motorsport Magazin. – Я и сейчас всё очень хорошо помню. Вполне естественной реакцией было сразу закрыть глаза – врачи так и сказали. Но в тот же момент я вспомнил, что в баке моей машины 250 литров топлива, а позади едут 20 гонщиков. Это пришло из подсознания. Если бы я потерял управление, то последствия были бы очень плохими не только для меня, но и для других гонщиков. Поэтому я поднял руку и припарковался на обочине. Когда ко мне подошел водитель машины скорой помощи, я уже потерял сознание.
Машина скорой помощи была инициативой Джеки Стюарта. Такой медицинской инфраструктуры, как сейчас, на автодроме в то время не было. Мне несколько раз промыли глаз, наложили мазь, после этого отправили в больницу. Но поскольку всё происходило в выходной день, нужного врача на месте не оказалось. Он был на пикнике. Поэтому первую помощь в больнице мне оказали только в 7-8 часов вечера. Возможно, именно поэтому медики и не спасли мой левый глаз.
Боль была ужасная. Медики сшили глаз, наложили швы. Моргать было очень больно. Поначалу я еще что-то видел. Но однажды ночью, мучаясь от боли, я понял, что никогда больше не вернусь в гонки. По крайней мере всё, как раньше, всё точно не будет. Я понимал, что с одним глазом или даже слабым зрением не смогу гоняться на прежнем уровне. На компромиссы я идти не хотел, поэтому сказал себе: «Нет, всё кончено».
Это была трагедия, потому что у меня намечались хорошие перспективы, на руках у меня была договоренность с Ferrari и вдруг всё это оборвалось. Но я смирился и сказал себе: «Что же, посмотрим, что дальше». Я не достиг в гонках всего, чего хотел, но жизнь на этом не остановилась».
Лучшим достижением Хельмута Марко в Формуле 1 стало восьмое место на Гран При Монако, за полтора месяца до происшествия во Франции. Его наивысшим успехом в автоспорте осталась победа за рулем Porsche в «24 часах Ле-Мана» в 1971-м.