Большое интервью: Сергей Сироткин
История этого мальчишки, нет сомнений, вызывает жгучую зависть у всех, кто занимается автоспортом. Всего три года назад он выступал в картинге, а сейчас готовится к дебюту в Формуле 1, собрав за короткое время ворох наград в самых разных сериях.
Имя Сергея Сироткина сейчас на устах у всех поклонников гонок, и морально все уже готовы к тому что весной следующего года он станет самым юным в истории пилотом Формулы 1. И хотя в команде Sauber не спешат с официальным объявлением, события последних недель однозначно свидетельствуют, к какому закономерному итогу все движется.
Сам гонщик уже дебютировал за рулем машины Ф1 на фестивале "Формула Сочи", но считает, что для него, по сути, ничего не изменилось: по прежнему нужно много работать, а в коротких перерывах успевать еще и учиться. Об этом и многом другом Сергей рассказал в интервью AUTOSPORT.com.ru.
Сергей, после начала сотрудничества с Sauber вам пришлось что-то менять в своей жизни – или вы продолжаете делать свое дело?
Сергей Сироткин: Да, именно так – продолжаю делать свое дело, просто на новом уровне. В любом случае, до конца этого сезона приоритетом для меня остается Мировая серия Renault, и в этом отношении ничего не поменялось.
Работа c Sauber помогает выступлениям в Формуле Renault 3.5?
СС: Несомненно. Это дополнительный опыт, плюс к тому, уровень Формулы 1 намного выше – потому, когда возвращаешься в свою команду ISR, там все становится гораздо комфортнее и проще. Мне это придаёт дополнительной уверенности. Не могу сказать, что благодаря Sauber я стал сильнее в каком-то конкретном компоненте – но в целом чувствую себя увереннее, а это, на самом деле, большой плюс.
Что вас больше всего удивило на базе в Хинвиле?
СС: Удивило, как много всего помещается там на столь малой площади. Все организовано очень компактно. У каждого сотрудника все необходимое всегда под рукой, а все, с кем ему нужно часто общаться, обязательно находятся поблизости. В остальном же все выглядело так, как я ожидал.
Удалось ли подсмотреть что-то новое во время работы с командой на Гран При – или паддок Формулы 1 оказался точно таким, как вы себе и представляли?
СС: Я ожидал чего-то такого, но размах все же удивил. Что касается работы команды, то в целом все очень похоже на то, как действуем мы в Мировой серии. Просто людей намного больше, и потому от них исходит гораздо больше информации.
Удалось пообщаться с нынешними пилотами Sauber?
СС: Да, с обоими. Понятно, что пока мы не настолько знакомы, чтобы составить впечатление о человеке, но я еще раз убедился: люди, которые смогли многого добиться в жизни, всегда оставляют очень приятное первое впечатление. Это относится и к Нико с Эстебаном.
Чувствуете ли вы, что внимание к вашей персоне возросло?
СС: Конечно, но стараюсь не обращать на это особого внимания. У меня есть свои цели, а что делают люди вокруг, для меня не так важно. Понятное дело, что журналисты теперь выстраиваются в очередь, чтобы пообщаться со мной. Легко сказать, что на это не стоит обращать внимания – но ведь надо же отвечать на вопросы! Так что тут важно найти верный баланс. Я продолжаю работать по своей программе, но если кто-то проявляет интерес – стараюсь удовлетворить его.
Каковы ваши планы на остаток сезона, тесты в Ф1?
СС: Да, тесты… Но куда важнее – оставшиеся гонки WSR. Нужно завершить сезон, а затем двигаться дальше. Сейчас сложно говорить что-то конкретное, но мы не собираемся действовать резко, будем продвигаться шаг за шагом. Какого-то плана, что мы будем делать следующие два-три года, у нас нет – да и вообще, мне кажется, в гонках что-то такое невозможно.
Остается ли у вас время на учебу?
СС: Времени почти нет, но я по мере сил стараюсь не "забивать" на учебу – сейчас перешел на второй курс МАДИ. Посещать занятия выходит редко, но главное, на мой взгляд – это не посещать, а знать. Так что занимаюсь самостоятельной работой дома или где-то еще.
Как же вы сдавали летнюю сессию и одновременно участвовали в гонках?
СС: Понятно, что случались накладки. Гонки совпадали с экзаменами, и я не всегда успевал вовремя – но в итоге все сдал. Мне кажется, пока получается сдавать более-менее вовремя, можно говорить, что с учебой все хорошо.
Продолжите ли вы учиться дальше, когда – давайте постучим по дереву – будете садиться в кокпит Sauber не по большим праздникам, а каждые две недели?
СС: Я не хочу бросать учебу – прежде всего потому, что сейчас никто не знает, насколько гарантировано моё будущее. В любом случае, лишнее образование никогда не повредит. Понятно, что может возникнуть ситуация, когда совмещать два дела ну никак не получится. Тогда надо будет принимать какое-то особое решение. Но пока я не собираюсь ничего бросать и буду развиваться во всех направлениях, в каких только возможно.
А кроме гонок и учебы у вас есть на что-то время?
СС: Пожалуй, что и нет. Режим простой – тренировки, тренировки, тренировки, а в перерывах ешь-пей-спи. На самом деле, выглядит все как довольно однообразный замкнутый круг. Сейчас, вот, еще добавились интервью. (улыбается)
В прошлом году вы выступали в трех гоночных сериях, причем в двух из них по полной программе. Хватило ли физических сил до конца сезона, не ощущалась ли осенью усталость?
СС: Ни капельки. Причем я выступал в Auto GP и итальянской Формуле 3, которые иногда проводили уик-энды совместно. Это значило пять гонок за два дня – понятное дело, что это нелегко, но мне удавалось справиться, чтобы такая нагрузка не влияла на конечный результат.
Какая из этих серий по вашему была полезней для подготовки?
СС: И та, и та. Другое дело, что у итальянской Формулы 3 есть своя национальная специфика, в особенности которой я бы не хотел вдаваться. Скажем так – новичку-иностранцу там очень непросто соперничать с местными гонщиками, когда их команды и организаторы чемпионата являются лучшими друзьями. Но там очень хорошая машина, так что опыт от этих выступлений в любом случае был позитивный. Это же касается и Auto GP.
В этом сезоне WSR складывается впечатление, что в одних гонках у вас и вашей команды все получается, но в других – прямо наоборот…
СС: На самом деле, потенциал очень большой, причем так было с самого начала года. Пожалуй, нынешний сезон я готов назвать самым неудачным в своей карьере. Должен признать, что мы ожидали от него куда большего. Несколько раз повторялась одинаковая ситуация: что-то не получается, потом проходят одна-две хорошие гонки, мы надеемся на новый прогресс, но вновь наступает спад.
Вроде бы, каждый раз есть моменты, которые позволяют говорить, что мы быстры, и нам по силам приехать на подиум. Но постоянно что-то не складывается. Не помню, чтобы нас раньше преследовали такие неудачи. В целом – результат далеко не тот, какого мы ожидали.
До финиша сезона WSR вам осталось провести всего три гонки. Чего можно ожидать?
СС: Про воскресенье на трассе Поля Рикара сложно о чем-то говорить – неясно, насколько быстр я буду, сев за руль не настроенной машины. Все пилоты уже проведут пятничные тренировки, субботнюю квалификацию и гонку, а я приеду свеженький.
А вот в Барселоне мы были быстры на тестах и в прошлом, и в нынешнем году, потому рассчитываем на успешное завершение сезона. Сейчас нам это очень нужно.