Анализ: Почему Marussia нужно ждать обещанных денег еще год
В команде Marussia имеют полное право право отмечать лучшее в истории команды 10-е место в Кубке конструкторов, но сложная система распределения коммерческих доходов между участниками чемпионата устроена таким образом, что коллективу с российской лицензией придется ждать еще целый год, прежде чем на его счета поступит денежное вознаграждение за это достижение.
Пилотам Marussia удалось в этом году до самого финиша удержать десятую строчку в Кубке конструкторов, не позволив соперникам из Caterham второй сезон подряд опередить их на заключительном этапе сезона в Бразилии.
Этот успех означает, что команда из Банбери получит примерно 10 миллионов долларов, согласно порядку выплат FOM по так называемой Второй колонке – они полагаются участнику чемпионата, занявшему десятое место.
Правда, благодаря системе поддержки новых команд Формулы 1, которую ввёл глава менеджмента Ф1 Берни Экклстоун перед началом сезона-2010, Marussia в любом случае получила бы 10 миллионов долларов, даже если бы опустилась на 11-е место после Гран При Бразилии. Потому в краткосрочной перспективе достижение "красно-черных" не принесло им преимуществ.
Другое дело, что теперь перед Marussia забрезжила перспектива получить значительную выгоду несколько позже. Дело в том, что предусмотрен бонус для любой команды, которая дважды за три последних года заканчивала сезон в первой десятке: он оговорен в Первой колонке и 2012-м и 2013-м уже доставался Caterham.
Однако если в следующем году подопечные Джона Бута смогут повторить свой результат или поднимутся выше – они тоже смогут рассчитывать на эту выплату.
Сумма здесь очень серьезная, особенно по меркам самой небогатой команды паддока: Marussia сможет рассчитывать примерно на 30 миллионов долларов, так как согласно Колонке 1 лучшие десять команд получают равные доли призовых.
Именно поэтому противостояние Caterham и Marussia в 2014-м будет особенно принципиальным – им предстоит бороться уже не за 10 миллионов долларов, а за вчетверо большую сумму.
Президент и спортивный директор Marussia Грэм Лоудон в интервью AUTOSPORT не стал вдаваться в подробности распределения денежных бонусов между командами, но намекнул, что его коллектив за счет десятого места по итогам 2013 года обеспечил себе долгосрочные перспективы.
«Я не могу раскрыть детали соглашения, поскольку это конфиденциальная информация, - пояснил Лоудон. – Но уже неоднократно сообщалось, что система выплат учитывает результаты за длительный период, поэтому итог предыдущего сезона имеет значение.
Так что наша команда обеспечила себе выгодную ситуацию в долгосрочной перспективе».
Несмотря на то, что команда еще не получила финансовую выгоду от десятого места в Кубке конструкторов, все-таки она сможет теперь рассчитывать на определенные привилегии со стороны FOM, владеющей коммерческими правами на Формулу 1. Кроме того, ее боксы в новом сезоне будут не последними на пит-лейне.
«Я думаю, теперь по ходу гонки нашим пилотам станет сложнее возвращаться на трассу после пит-стопов, поскольку наши боксы уже не будут последними, - с улыбкой прокомментировал ситуацию Лоудон. – Но это последствия достигнутого нами прогресса.
Формула 1 так устроена, что если вы не двигаетесь вперед, значит, вы делаете шаг назад. И мы рады быть той командой, которая прибавляет».