Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Взгляд в прошлое: самые известные номера в мире Формулы 1

28 ноября 2013 в 21:37

Долгое время в Формуле 1 не было системы распределения номеров, они выдавались организаторами каждой гонки в одним им ведомом порядке. Случалось, что по ходу чемпионата пилот ни разу не выступал под одним и тем же номером.

Упорядочить ситуацию решено было по ходу сезона-1973 – тогда каждой команде выделили определённую пару чисел в соответствии с позицией в общем зачете по итогам предыдущего сезона.

Они стали для каждого коллектива постоянными и на протяжении двух с лишним десятилетий менялись только в одном случае: команда, за которую выступал прошлогодний чемпион, получала престижные "единичку" и "двойку", а свои прежние номера передавала тем, кто с ними расставался.

Ligier, 1980 год
Ligier, 1980 год

Этот принцип действовал вплоть до конца 1995 года. Команды, которые не участвовали в споре за титулы, могли очень долго сохранять свои номера. Достаточно назвать пары 3/4 для Tyrrell, 23/24 для Minardi, 25/26 для Ligier (на фото).

Williams как правило использовала №5 и №6 – отсюда знаменитая "красная пятёрка" Найджела Мэнселла (на фото). Еще одна сильная команда, Brabham, ассоциируется с номерами 7/8, а Benetton – с 19/20.

Команды приходили и уходили, номера порой меняли обладателей. Скажем, пару 11/12, которая долгое время использовалась Lotus, в 1995 году успели передать молодой Simtek, потому что их предшественники покинули Ф1.

Лишь у McLaren толком не было устоявшихся номеров. Британцы столь часто выигрывали в в те годы чемпионские звания, что постоянно "прыгали" с одних цифр на другие, регулярно возвращаясь к "единичке" и "двойке".

](/files/news/2013/11/28/1361438575_0.jpg) { align="left"}[<strong>У пилотов Ф1 будут постоянные номера?</strong>
](/files/news/2013/11/28/1361438575_0.jpg) { align="left"}[<strong>У пилотов Ф1 будут постоянные номера?</strong>

Такая система распределения номеров просуществовала вплоть до 1996-го, когда в силу вступил новый метод, действующий и по сегодняшний день: каждая команда получает номера в соответствии со своей позицией в Кубке конструкторов по итогам последнего сезона.

НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ НОМЕРА ФОРМУЛЫ 1

Жиль Вильнев считается первым пилотом в истории Формулы 1, номер которого обрел всемирную известность: канадец в сезонах-1981-82 выступал за Ferrari под №27.

Несмотря на то, что гонщик провел с этим числом на носовом обтекателе всего 20 из своих 67 Гран При (еще в 30-и гонках на его машине красовался №12), настоящий бойцовский характер он продемонстрировал за рулем откровенно слабой Ferrari в 1981 году – а тот факт, что годом позже Вильнев попал на машине с №27 в смертельную аварию, окончательно закрепил ситуацию, когда именно с этим числом прежде всего ассоциируется канадец.

Жиль Вильнев
Жиль Вильнев

Так как Скудерия не смогла выиграть ни одного титула за последующие полтора десятилетия, №27 оставался на борту алой машины практически до введения сегодняшней системы распределения номеров – таким образом, Патрик Тамбэ, Микеле Альболето, Герхард Бергер и Жан Алези внесли свой вклад в историю этого числа.

Единственным исключением стал сезон-1990, когда Ferrari переманила к себе действующего чемпиона Алена Проста, со скандалом покинувшего McLaren – но уже годом позже Айртон Сенна вернул титул в Уокинг – и Скудерия вернулась к своим привычным №27 и №28.

Болельщики Найджела Мэнселла также запомнили своего кумира по выступлениям под пятым номером, с которым он выиграл сезон-1992 за рулем Williams. Британец использовал его в 93 из своих 191 Гран При, включая даже гонки за Williams после возвращения в Большие Призы в конце 1994-го.

Дэймон Хилл, 1993 год
Дэймон Хилл, 1993 год

Есть в занимательной нумерологии Ф1 и страница курьезов: когда Большой Найдж, триумфально завершив сезон-1992, перебрался в чемпионат IndyCar, а годом позже завершил карьеру ставший чемпионом Ален Прост, в Формуле 1 некому было использовать "единичку".

Потому в 1993-94 годах гонщику Williams Дэймону Хиллу лет пришлось выступать с "нулем" на машине (на фото).

В те времена в чемпионате победители сменялись очень часто, в результате этого с сезона-1973, когда стала действовать первая система распределения номеров, №1 успел побывать у многих команд.

Исключением стала Tyrrell. Титул Джеки Стюарта в чемпионате мира-1973 оказался последним для команды: впоследствии №3 и №4 сохранялись на машинах британцев вплоть до изменений в правилах в 1996-м.

Ligier также сохранила свой первоначальный №26 (изначально у французов была всего одна машина) с дебютного сезона-1976 и до старта 1996-го.

НОМЕРА В ДРУГИХ ГОНОЧНЫХ СЕРИЯХ

В других гоночных сериях пилоты выступают под одним определенным номером на протяжении всей своей карьеры, в то время как в гонках за океаном, обычно, номер привязывается к команде – в частности, так делают в NASCAR.

Дэйл Эрндхарт и Джимми Джонсон
Дэйл Эрндхарт и Джимми Джонсон

Постоянные числа на машинах в этих сериях являются неотъемлемой частью маркетинговых программ: в особенности это касается легенды NASCAR Дэйла Эрндхарта, использующего №3, и нынешнего лидера Кубка Sprint Джимми Джонсона (№48), хотя на самом деле эти номера закреплены за их командами, а не за самими пилотами.

Мотогонщик Валентино Росси, выступающий в чемпионате мира под №46, представляет собой классический пример использования постоянного номера в маркетинговых целях. Мотогонщики, выигравшие титул, имеют право – но не обязаны – выступать с "единичкой" на мотоцикле – так делали Ники Хэйден, Кейси Стоунер и Хорхе Лоренсо после своей первой победы в чемпионате.

Напротив, чемпион этого года, молодой Марк Маркес, судя по всему, в следующем году вновь поедет под №93, следуя примеру Росси, который никогда не выступал с "единичкой", несмотря на все свои многочисленные титулы.

мнение autosport

Александр Кабановский, главный редактор AUTOSPORT.com.ru

Тема о номерах – очень сложная, можно даже сказать, деликатная. Что ни говори, а Формула 1 очень сильно держится за свои традиции. И наломать дров неосторожными действиями в этой области куда проще, чем кажется.

Лелла Ломбарди, 1974 год
Лелла Ломбарди, 1974 год

Тем, кто считает, что прежде никому не приходила в голову идея свободного выбора номера, наверняка будет интересна история из 1974 года, когда Лелла Ломбарди гонялась на частном Brabham с №208. Такой была частота, на которой вещал её спонсор, Радио Люксембург.

Но идея не прижилась. Отчасти в силу той самой силы традиций, отчасти потому, что роль команды в Ф1 куда больше, чем во многих других гоночных дисциплинах.

Безусловно, маркетологи спят и видят, как внедрить в Больших Призах "именные" номера. Но на этом пути с первого взгляда видны очевидные трудности.

Во-первых, наверняка развернётся острый спор за "престижные" цифры. "Тройка" или "семерка" без сомнений притягивает многих, а придумать четкий критерий, кому в такой ситуации отдавать преимущество, очень непросто. А ведь кто-то может погнаться за красивым трёхзначным сочетанием – есть же в гонках V8 Supercars престижный №888.

Еще одно соображение – самим командам, которые так ратуют за нововведение, куда сложнее будет оперировать далеко отстоящими друг от друга цифрами. Например, если гонщики выбрали №9 и №33, то они могут оказаться в противоположных концах списка участников этапа и других официальных документов.

Не будем забывать и про тот факт, что после завершения пилотом карьеры номер освобождается – и пока непонятно, определять его после этого навсегда в зал славы, сокращая выбор для новых поколений, или присваивать какому-то новичку. А что если тот, получив легендарную цифру, бесславно покинет паддок после пары невыразительных сезонов?

Так что менять регламент нужно крайне осмотрительно, заранее предусмотрев как можно больше возможных сложностей в будущем. Помните, как Фернандо Алонсо этой осенью радовался, став рекордсменом Ф1 за всю историю по количеству заработанных очков? Понятно, что это достижение имело несколько спорную ценность как раз в силу недавнего радикального изменения в регламенте.

Ну а самое главное – если уж участникам Ф1 действительно не терпится приручить непослушные стартовые номера – делать это следует как можно быстрее. Потому что глазом не успеешь моргнуть, как придет пора бросить все силу на подготовку к новому сезону, и там всем быстро станет не до каких-то циферок.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle