Разлюбила ли Германия Формулу 1?

Дитер Ренкен
13 августа 2014 в 11:18

Пустые места на некогда заполненных до отказа трибунах Хоккенхаймринга во время недавнего Гран При Германии – тревожный знак для Формулы 1. Дитер Ренкен изучает причины падения интереса к Большим Призам со стороны немецких болельщиков

Прошедший Гран При Германии стал одним из наиболее захватывающих этапов этого сезона – гонка изобиловала красивой борьбой и острыми эпизодами, а замедленные повторы позволяли болельщикам насладиться зрелищем в лучших традициях Формулы 1. Обгоны происходили постоянно во всех частях пелотона, иногда пилоты входили в повороты (и даже выходили из них) по трое в ряд в зрелищных попытках обойти друг друга.

Льюис Хэмилтон агрессивно пробился из последних рядов на подиум, также зрители стали свидетелем эффектной аварии Фелипе Массы и Кевина Магнуссена в первом повороте – к счастью, она закончилась без последствий для бразильца, чья машина несколько метров скользила по асфальту на дуге безопасности вверх днищем.

В итоге, немецкий пилот (Нико Росберг), стартовавший с поула, принёс победу немецкой компании (Mercedes), тем самым укрепив своё лидерство в общем зачёте, а действующий чемпион мира Себастьян Феттель финишировал на достойной четвёртой позиции, став лучшим из пилотов, чья машина не была оснащена штутгартским двигателем. И всё это произошло спустя лишь семь дней после ошеломляющего успеха германской сборной на футбольном Кубке мира в Бразилии.

Однако в пятницу на Хокконхаймринге состоялся антирекорд Формулы 1 по посещаемости тренировок – за событиями на трассе с трибун следили лишь шесть тысяч поклонников Больших Призов, что напомнило "славные дни" Гран При Турции. В субботу посмотреть на квалификацию собралось втрое больше людей, хотя этого всё равно было явно недостаточно, чтобы отдать должное стараниям Росберга, выигравшего поул.

Отсутствие зрителей настолько бросалось в глаза, что во время пятничной пресс-конференции автоспортивному директору Mercedes Тото Вольфу автором этих строк был задан очевидный вопрос по этому поводу. Вот, какими были комментарии австрийца:

«Ситуация неприемлема. Если сравнить количество зрителей на трибунах в пятницу с Сильверстоуном и Шпильбергом, то это просто другой мир. Нам нужно понять причины этого. Не думаю, что сейчас можно предсказать, сколько людей здесь будет в воскресенье. Вы же знаете, многие всё решают в самый последний момент - и всё зависит от конкретного уик-энда. Нам надо проанализировать ситуацию, и если всё продолжится в том же духе, то стоит серьезно об этом задуматься».

Во время Гран При Германии скучать болельщикам не приходилось © LAT
Во время Гран При Германии скучать болельщикам не приходилосьФото: LAT

Если принимать во внимание тот факт, что по своей природе вопросы являются нейтральными, а ответы либо позитивными, либо негативными, то пустота огромной центральной трибуны, увенчанной трёхлучевой звездой, явно напугала Mercedes. И это не удивительно, ведь компания тратит огромные ресурсы на Формулу 1.

Лишь 50 тысяч человек (в лучшем случае) своими глазами увидели гонку немецкого этапа. При этом год назад Нюрбургринг – покупка которого является, вероятно, самой недальновидной сделкой Берни Экклстоуна, и который поочерёдно с Хоккенхаймом принимает национальный этап Формулы 1 – даже в свете угрозы исключения кольца в эйфельских предгорьях из календаря Больших Призов, собрал немногим больше болельщиков. Выходит, что падение интереса к Большим призам – это, скорее, национальная проблема, а не вопрос одного лишь Хоккенхайма.

Показатель общей посещаемости в Германии в этом году оказался одним из самых низких и разочаровывающих. Лишь только в Малайзии (интерес к Формуле 1 в этой стране никогда не был по-настоящему высок, а в этом году ситуация усугубилась трагедией с пропажей лайнера MH370) и Бахрейне (где попросту мало населения, вдобавок есть ограничения по вместительности трибун) дела обстояли хуже.

Даже этап в Испании, которая переживает глубокую депрессию, а безработица среди молодёжи достигает 35%, посетило больше людей, хотя местный герой Фернандо Алонсо в этом году пилотирует непокорную и неконкурентную Ferrari.

Беспокоит и тот факт, что прошедшие перед этапом в Хоккенхайме уик-энды в Монреале, на Red Bull Ринге и в Сильверстоуне собрали полные трибуны, несмотря на серьёзный негатив по поводу "экономных" гонок и нехватку громкого рёва настоящей Формулы 1. Отметим, что негатив этот в основном распространяли в средствах массовой информации президент Ferrari Лука ди Монтедземоло и Берни Экклстоун.

По состоянию на среду, Хоккенхайму, расположенному лишь в 80 километрах от штаб-квартиры Mercedes-Benz в Штутгарте, удалось продать лишь 45 000 билетов. Георг Зайлер, на протяжении многих лет являющийся генеральным директором автодрома, позже рассказал, что официальные продажи билетов достигли отметки в 52 тысячи.

Трое журналистов независимо друг от друга пришли к выводу, что за 10 минут до старта гонки трибуны были заполнены на 60%. Уроженец тамошних мест Зайлер, который является сотрудником гоночного комплекса с конца 70-х годов, рассказал, что без временных трибун вместительность автодрома составляет 70 тысяч человек, а значит 60% - это примерно 42 тысячи…

Генеральный директор автодрома уверяет, что даже до реконструкции (когда протяжённость трассы была значительно больше) этап никогда не принимал больше 70 тысяч болельщиков. Слышать такое немного странно, ведь во времена расцвета Михаэля Шумахера в Формуле 1 на Хоккенхаймринг приезжало свыше 110 тысяч болельщиков – и это несмотря на то, что в те годы Германия принимала сразу два Гран При. Дорожные пробки и переполненные кемпинги говорили сами за себя.

Но если Зайлер прав – а в отношении уровня посещаемости промоутеры любят вести себя чрезмерно оптимистично, – то около 10 тысяч болельщиков прибыли посмотреть гонку в костюмах пустых кресел или же, купив однодневные билеты по баснословной цене, в последний момент решили остаться дома, несмотря на голубое небо и свободные дороги…

Особенностью старого Хоккенхайма были длинные прямые в лесу © LAT
Особенностью старого Хоккенхайма были длинные прямые в лесуФото: LAT

Интересный момент: чрезвычайно дилетантская PR-кампания, обещавшая скидку с цены билета в €11 за каждый гол, забитый сборной Германии на Кубке мира, привела к тому, что после седьмого мяча в ворота Бразилии телефоны разрывались, а болельщики требовали свой дисконт в €77. От затеи пришлось быстро отказаться, однако в случае с самыми дорогими билетами, цена которых достигала €600, даже такая скидка стала бы слабым утешением.

Представьте себе непростой выбор семьи из четырёх человек, перед которым возникла дилемма: потратит ли мистер Глава Семейства €2400 на билеты, оплатит ли стоимость проезда, проживания (две ночи в отеле по заоблачным ценам), плюс обязательные памятные сувениры – или же направит этот бюджет на совместную поездку куда-нибудь на фешенебельный испанский курорт, где проведёт вместе с отпрысками недельку-другую, а Гран При преспокойно посмотрит дома по телевизору?

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, не надо быть семи пядей во лбу. А уж немцы, как никто в Европе, знают цену каждому евро. Да, зарплаты в Германии довольно высоки, но и платят их за кропотливый труд и старания, поэтому люди там очень хорошо считают свои деньги.

Случайно ли, что цены на билеты на обоих немецких автодромах самые высокие в календаре? Вряд ли. Нюрбургринг совсем недавно находился под угрозой исчезновения из календаря Больших Призов, и альтернатив для проведения национального Гран При попросту не было [в Хоккенхайме заявляли, что им по силам проводить гонки лишь раз в два года], однако в прошлом году за автодром решили взяться в Formula One Management. Как прекрасно знают давние болельщики Формулы 1, там, где в ситуацию вмешивается FOM, цены на билеты взлетают до космических высот.

А что же Хоккенхаймринг? Согласно информации из надёжных источников, три года назад муниципалитет города согласовал новый договор о разделе доходов от проведения Гран При после того, как переговоры зашли в тупик из-за чрезмерно выросшей платы за право проведения этапа – по соглашению, рассчитанному до 2018-го, автодром принимает этап каждые два года. Неудивительно, что даже яркая гонка никак не сгладила нервную атмосферу за тонированными стёклами моторхоума FOM, неприметно припаркованного в углу паддока…

Нюрбургринг принимает Гран При Германии поочерёдно с Хоккенхаймом © LAT
Нюрбургринг принимает Гран При Германии поочерёдно с ХоккенхаймомФото: LAT

Чтобы стало понятнее, команды Формулы 1 получают вознаграждение по специальной формуле, учитывающей и выручку от продажи билетов. А значит каждый пришедший (или не пришедший) на трибуны зритель оказывает влияние на доходы участников.

Потому и в той части паддока, где базируются команды, ситуация не вызывала ни малейшего восторга.

Для страны, уроженцы которой внесли наибольший вклад в изобретение автомобиля и всех основных типов двигателей внутреннего сгорания, и где в настоящее время ведут свою деятельность лидеры мирового автопрома, падение интереса к Формуле 1 может быть исправлено лишь грамотной политикой в области цен на билеты.

Кампания по популяризации минувшей гонки многими (а в том числе и руководителями команд) была названа совершенно дилетантской, ведь в рекламных акциях практически не использовался английский язык или языки стран-соседей ФРГ. А ведь действительно, почему же не сделать акцент на иностранцах, если сами немцы не проявляют должного интереса к гонке?

Впрочем, прежде, чем строго судить рекламщиков, давайте вспомним, что поборы FOM за право проведения гонки оставляют весьма скудный бюджет для промо-кампаний…

Вдобавок ко всему, немецкая корпоративная этика больше не позволяет щедро раскидываться деньгами на развлечения для своих гостей, спонсоров и партнёров. Более всего это сказалось на главном развлекательном центре (Паддок-клубе), но эффект проявился и на других уровнях.

В свою очередь, на информационном поле главное внимание уделялось Мундиалю, многие национальные издания неустанно писали о сборной-чемпионе, не оставляя места для Ф1. У организаторов этапа в Сильверстоуне таких проблем, конечно, не было. К тому же, было крайне недальновидно запускать главную рекламную кампанию всего за неделю до старта Гран При.

Гран При Австрии, прошедший всего лишь за четыре недели до гонки в Хоккенхайме (и разрекламированный должным образом), также повлиял на посещаемость немецкого этапа. Дело в том, что недалеко от автодрома в Шпильберге находится и южная Германия, так что болельщики, которых привлекли низкие цены на билеты, романтика, живописные пейзажи и простое стремление к разнообразию, сели в свои машины и отправились на юг. Неудивительно, что на трибунах Гран При Австрии немцы были замечены в изобилии.

Этап на Red Bull Ринге установил новые стандарты работы с болельщиками © LAT
Этап на Red Bull Ринге установил новые стандарты работы с болельщикамиФото: LAT

Кроме того, в чередовании этапов есть очень неприятная бомба замедленного действия: обычно самое лучшее время для продажи билетов на следующий сезон – в первый день после того, как прошёл предыдущий этап, поскольку пыл и страсть болельщиков ещё не успели остыть. Такая практика работает на всех автодромах, но не в Хоккенхайме.

Трасса не может открыть продажу билетов уже утром в понедельник, так как местные боссы ни коим образом не намерены помогать своим конкурентам с Нюрбургринга, с которыми находятся в состоянии настоящей войны.

Разумеется, никто из болельщиков в понедельник после гонки не станет думать о покупке билета на этап, который должен состояться в 2016 году. Тем временем перспективы проведения гонки в Нюрбургринге в следующем сезоне по-прежнему довольно туманны. Неудивительно, что покидая Хоккенхайм, многие размышляли о том, что местный мэр Дитер Гуммер, не исключено, выключает рубильник питания раз и навсегда…

Нынешняя ситуация является полной противоположностью тем временам, когда десять лет назад Германия принимала сразу два этапа, на которых наблюдался аншлаг, и куда стекались болельщики из Австрии, Венгрии и других близлежащих стран. Каждый автодром напоминал бурлящий эмоциями котёл: на гонки приезжала "красная армия" - фан-клуб Михаэля Шумахера, участники которого выкупали места целыми трибунами. Давно ли вы видели в последний раз что-то подобное? Да и отели в окрестностях автодромов уже давно не предлагают гостям специальное немецкое меню во время гоночных уик-эндов.

Падение телерейтингов лишь подтверждает наличие проблем с интересом к Формуле 1 в Германии: компания RTL, бесплатно транслирующая гонки, отчиталась о 20%-ном снижении телеаудитории – цифра оказалась практически такой же, как и с посещаемостью в Хоккенхайме.

Дирекция RTL была всерьёз обеспокоена ситуацией: после того, как трансляция Гран При Монако собрала у экранов на 40% меньше человек (а ведь раньше этот этап был самым популярным среди телезрителей), на гонку в Канаду была отправлена специальная делегация для изучения проблемы.

В Германии упали цифры посещаемости гонок, также поползли вниз и телевизионные рейтинги. Выходит, можно констатировать: что немцы разлюбили Формулу 1. И тут возникает вопрос, а любила ли когда-нибудь Германия вообще по-настоящему Большие Призы, или же она просто обожала Михаэля Шумахера?

Ведь до появления самого успешного пилота в истории лишь двоим немцам покорялись Большие Призы: Вольфгангу фон Трипсу (две победы) и Йохену Массу (однажды был назван победителем в остановленной досрочно гонке). Кстати, последний был назначен судьёй FIA на этапе в Хоккенхайме, но так и не объявился.

Компания Mercedes вернулась в Формулу 1 уже после дебюта Михаэля Шумахера, а в BMW охладели к Формуле 1, когда поняли, что Ральф – лучший немецкий пилот, на которого они могли тогда рассчитывать. Ну а что же мощная VW Group? Концерн по-прежнему далёк от прихода в Формулу 1, несмотря на огромные средства, вложенные в чемпионат мира по ралли и гонки на выносливость (где он одновремнно представлен брендами Audi и Porsche).

Недавно бывшая немецкая каратистка, выигравшая два Кубка и два чемпионата мира, сделала интересное замечание по поводу спортивной психологии немцев: оказывается, в Германии просто обожают своих первопроходцев-чемпионов в каждом отдельном виде спорта – и теряют интрес к их последователям. И это многое объясняет.

Йохен Масс не смог завоевать любовь немецких болельщиков © LAT
Йохен Масс не смог завоевать любовь немецких болельщиковФото: LAT

Будь-то бокс (Макс Шмеллинг), мужской теннис (Борис Беккер), женский теннис (Штеффи Графф), велоспорт (Ян Ульрих), гольф (Бернард Лангер) или Формула 1 (Михаэль Шумахер), немцы буквально с головой окунаются в новый для себя спорт и творят из своего кумира настоящего идола.

Разнообразные секции бокса, теннисные клубы, курсы гольфа, картинг-центры и секции велоспорта словно грибы начали возникать по всей стране, а родители буквально забрасывали своих чад перчатками, ракетками, велосипедами, картами и клюшками соответственно. А что потом? Интерес к спортивной дисциплине неизбежно падал, а внимание аудитории переключалось на другой вид и его суперзвезду.

Футбол остаётся при этом исключением: это национальный вид спорта несёт с собой объединяющую гордость для страны, которой исторически была свойственно раздробленность.

Германия поклоняется первопроходцам в любой сфере деятельности, а последователи этих пионеров уже не достойны быть спортивными иконами нации. Поэтому гольфист Мартин Каймер никогда не достигнет статуса Лангера независимо от своих результатов; кто вспомнит Михаэля Штиха, который выиграл Уимблдон шесть лет спустя после Бориса Беккера? Победа Ульриха на Тур де Франс в 1997-м году привела в Германии к настоящему буму велоспорта, но никто не вспомнит троих немецких велосипедистов, которые выигрывали этапы Большой Петли в этом году.

Себастьян Феттель и Нико Росберг точно также находятся в тени Михаэля Шумахера – первого немецкого чемпиона мира, хотя пилот Red Bull Racing по ряду статистических показателей уже превзошёл своего звёздного соотечественника.

Естественно, Формула 1 и в особенности Mercedes-Benz должны быть обеспокоены полупустыми трибунами Хоккенхаймринга, но еще большую тревогу вызывают цифры падения телеаудтории (за пять лет количество зрителей у экранов уменьшилось на 30%).

Фонд CVC Capital Partners, являющийся де-факто владельцем коммерческих прав на Формулу 1, на прошлой неделе взял кредит в объёме одного миллиарда долларов для выплаты дивидендов своим членам и партнёрам. Наблюдатели полагают, что в течение следующих 12 месяцев – до момента окончательного выхода фонда из бизнеса - будут иметь место довольно значительные выплаты акционерам.

И лишь совсем небольшая часть этой суммы пойдёт на долгосрочные маркетинговые исследовательские программы, чтобы понять, где же спорт свернул не туда.

Михаэль Шумахер и Benetton-Renault, 1995 год
Михаэль Шумахер и Benetton-Renault, 1995 год

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle