Почему Red Bull не могла заполучить Ферстаппена без Формулы 1
Чемпионская команда давно присматривалась к вундеркинду, выступающему в Ф3 – и в итоге предложила ему контракт призового пилота Ф1 уже на 2015 год, чтобы наверняка заключить контракт. Как это было – рассказывает Бен Андерсон
Данный материал был написан в тот момент, когда Себастьян Феттель еще не объявил о решении расстаться с Red Bull Racing. Автор исходит из предположения, что цвета Toro Rosso в 2015 году будут защищать Даниил Квят и Макс Ферстаппен. В текст внесены незначительные коррективы
На Гран При Австралии-2015 Макс Ферстаппен должен стать самым молодым пилотом, когда-либо вышедшим на старт гонки Формулы 1.
Переход голландца в Большие Призы, ставший возможным благодаря включению в молодежную программу Red Bull - это что-то беспрецедентное даже для современной Ф1, ведь пилот подписал контракт, даже не завершил свой дебютный сезон в формульных гонках.
Неудивительно, что с самого момента объявления в преддверии Гран При Бельгии о заключении соглашения с 16-летним мальчишкой, эта новость вызвала широкие дискуссии: сможет ли Макс, еще даже не закончивший школу и не получивший право водить машины на обычных дорогах, выступать в автоспорте на самом высоком уровне?
ТАКОЙ ТАЛАНТ – один на ПОКОЛЕНИЕ
Столь быстрый переход в Ф1 триумфатора европейского и мирового чемпионатов мира по картингу обусловлен прежде всего его стремительным прогрессом в дебютном сезоне Формулы 3.
Переход из картинга в сверхконкурентную Ф3 уже был большим риском, но по уверению тех, кто внимательно следил за первыми шагами юниора, Ферстаппен играючи справился со всеми сложностями.
Подписав контракт с сильной, но не снискавшей особой славы в серии командой Van Amersfoort, неопытный Макс выиграл в общей сложности десять гонок из 33 и лишь в самый последний момент уступил вторую строчку в генеральной классификации.
Босс команды Carlin Тревор Карлин и вовсе сравнил Ферстаппена с пилотами калибра Фернандо Алонсо и Кими Райкконена, которые 13 лет назад синхронно перешли в Ф1 с минимальным опытом выступлений в "младших" классах, но богатым послужным списком.
Райкконен в первый же год выступлений во "взрослых" гонках стал чемпионом британской Формулы Renault 2.0, а Алонсо добился победы на этапе Ф3000, проведя до того всего один сезон, в котором стал чемпионом Формулы Nissan.
«В случае с Ферстаппеном больше всего обращает на себя внимание тот факт, что он не допускает ошибок, даже выступая на незнакомых трассах, в непривычных условиях и обстоятельствах, - объяснил Карлин. - Он уже сейчас способен справляться со всеми трудностями. И это просто удивительно».
Босс молодежной программы Red Bull Хельмут Марко (как и другие руководители подобных программ команд Ф1) продолжительное время пытался заполучить вундеркинда, но всё никак не мог убедить бывшего пилота Benetton, Simtek, Arrows, Tyrrell, Stewart и Minardi Йоса Ферстаппена в том, что его сын должен присоединиться именно к Red Bull.
«Я хотел подписать с ним контракт еще в начале этого года, чтобы в следующем сезоне он продолжил выступать в европейской Ф3, - сказал Карлин, который давно сотрудничает с молодежной программой Red Bull. - Но быстро скорректировал планы, поскольку убедился: если посадить его за руль одной из наших машин в GP2, то он сразу же стал бы бороться там за самые высокие позиции».
По мере того, как Ферстаппен продолжал всех удивлять своими успехами в европейской Ф3, интерес к сотрудничеству с ним со стороны различных команд только возрастал. С Максом провела переговоры Mercedes, безоговорочный лидер нынешнего сезона Ф1.
Служители Трёхлучевой звезды предлагали голландцу стать пилотом неофициальной молодежной программы Mercedes, обещали контракт на выступления в GP2 в сезоне-2015 и участие в пятничных тренировках в составе одной из клиентских команд немецкого производителя моторов. В случае хороших результатов Mercedes даже обещала ему место призового пилота в Force India или Williams на 2016 год.
Тогда-то, боясь упустить юного пилота, Red Bull и пошла ва-банк, предложив ему то, что не могла Mercedes: возможность выступлений в Ф1 – за главный, а не клиентский коллектив – уже в сезоне-2015. В компании Дитриха Матешица просто посчитали, что Ферстаппен слишком хорош, чтобы отпускать его к конкурентам.
«Переговоры между нами начались весьма продолжительное время назад, - расказал Марко в интервью AUTOSPORT. - Изначально мы говорили о стандартной схеме участия в нашей молодежной программе, но когда увидели, насколько он оказался силен в Ф3, то посчитали его особенным.
За последние 20 лет я не припомню никого, кто бы перешел в Формулу 3 напрямую из картинга - и с самого начала сезона показывал бы такую скорость».
Последним пилотом, добившимся подобных успехов, является победитель Гран При Монако-2004 Ярно Трулли. Итальянец стал четвертым в первенстве немецкой Ф3 в сезоне-1995 и финишировал вторым на улицах Макао, годом раньше выиграв европейский и мировой чемпионаты по картингу. В 1996-м он уже пилотировал Minardi в больших Призах.
«Но дело также и в том подходе, который Ферстаппен исповедует в гонках, - добавил Марко. - Когда нужно, он действует разумно.
Например, в финальной гонке уик-энда на Нюрбургринге было влажно, а он ехал на сликах. И не стал бороться с парнем на дождевых шинах, поскольку знал: вскоре резина его соперника придёт в негодность.
Можно также выделить выдающуюся гонку на Норисринге в его исполнении: Макс на каждом круге выигрывал у соперников по две секунды на круге, хотя трасса там состоит всего из четырех поворотов. В тот момент я и подумал, что мы можем забыть про все остальные "младшие" формулы и отправить его прямиком в Ф1».
«Ему на роду написано выступать в Ф1, - добавил Карлин. - Да, пока этому парню всего 16, но он уже 12 или даже 13 лет гоняется на самом высоком уровне. Такой талант встречается раз в поколение».
СМОЖЕТ ЛИ ФЕРСТАППЕН СРАЗУ ЗАЯВИТЬ О СЕБЕ В Ф1?
Несмотря на молодость и относительную неопытность пилота, в Red Bull уверены, что молодой голландец способен отлично выступать на самом высоком уровне: по поведению Макса и его подходу к гонкам вовсе не скажешь, что он появился на свет в год чемпионства Жака Вильнёва.
«Для 16-летнего парня он уже очень зрелая личность, - считает Марко. - К концу года в его активе будет уже около 40 стартов в различных гонках на формульной технике (включая выступления в зимней серии Florida Winter и европейской Ф3).
Если сравнивать его с Райкконеном, то у того было 22 гонки в Формуле Renault 2.0 (а также выступления в Фестивале Формулы Ford и Еврокубке Zetec), но это не такие сильные серии.
У нас достаточно времени, чтобы подготовить его к Формуле 1, так что я рассчитываю, что он сядет в кокпит - и сразу будет очень быстр».
Регулярные выступления Даниила Квята на очень достойном уровне в дебютном сезоне Ф1 также придали вершителю юных судеб уверенности в том, что с Ферстаппеном он поступил правильно. Напомним, этой весной россиянин дебютировал в Больших Призах в 19-летнем возрасте, выиграв титул в GP3.
«Мы верим в него, - сказал Марко о Максе. - И я не думаю, что ошибаюсь в этом парне. С Квятом была та же самая история. Все говорили, что мы рехнулись. На самом деле, так и есть – просто в позитивном смысле этого слова. В действительности мы очень смелые.
Возможно, это ошибка, но мы получаем шанс поработать с выдающимся талантом, какой встречаешь не каждый день».
А как же принципы МОЛОДЕЖНОЙ ПРОГРАММЫ RED BULL?
По Марко видно, что он не сомневается в правильности своего решения, но включение Ферстаппена в молодежную программу Red Bull и немедленный переход голландца в Ф1 несет в себе определенный риск.
Тут напрашиваются многочисленные параллели с "молодыми да ранними" – взять хотя бы историю того же Трулли 20-летней давности. Она является отличным предупреждением каждому гонщику, слишком рано дебютировавшему в Ф1: далеко не факт, что в подобной ситуации юный талант сможет стать многократным чемпионом мира.
Переход Ферстаппена напрямую в Ф1 также вызывает вопросы о будущем других пилотов молодежной программы Red Bull – и о принципах её работы в целом. Возникают сомнения, есть ли необходимость тратить многие миллионы долларов в различных молодежных сериях, чтобы проложить пилоту путь в Ф1.
Как подросток, который проводит свой первый сезон в "формульных" гонках (даже несмотря на высокие результаты) смог получить контракт пилота Ф1, когда Алекс Линн (без пяти минут чемпион GP3) и Карлос Сайнс-младший (сильнейший гонщик Формулы Renault 3.5), добившись успеха в более "продвинутых" сериях, остаются на скамейке запасных?
По мнению Марко, всё это не имеет значения.
Red Bull интересует исключительно природная скорость гонщиков - и Ферстаппен в этом плане превосходит других участников молодежной программы.
«Мы всегда говорили, что оцениваем пилотов исключительно по данной им от рождения скорости и умению распоряжаться ей, - добавил Марко. - Если есть настоящий талант, который демонстрирует выдающиеся способности, то это наш человек.
Система Red Bull не подразумевает трёх лет выступлений в молодежных сериях с последующим обязательным переходом в Ф1. Если появляется кто-то лучше - мы делаем выбор в его пользу.
Наша программа - это не почтовое отделение, где после двадцати лет выслуги вы получаете 40 дней выходных. Нас в первую очередь интересует уровень выступлений».
Согласно последним слухам, Сайнс-младший имел реальный шанс дебютировать за Caterham в финальных гонках этого сезона Формулы 1, сложись судьба команды менее печально. Да и лидер общего зачета GP3 Алекс Линн (присоединившийся к Red Bull перед нынешним сезоном после победы в Гран При Макао) также всерьез нацелен оказаться в Больших Призах уже в следующем году – причем выражал это желание еще до того, как открылась вакансия в Toro Rosso.
«Конечно, контракт Ферстаппена меня по-настоящему расстроил - и я не знаю, как теперь буду действовать в будущем, - рассказал Линн в сентябрьском интервью AUTOSPORT. - Мне остаётся только продолжать бороться за победы в гонках, чтобы доказать, что я достаточно хорош для Ф1.
Я хочу дебютировать в Больших Призах в следующем сезоне, пусть не за рулем машины, раскрашенной в цвета Red Bull. Надеюсь, в компании помогут мне добиться этой цели».
Марко сказал, что компания, подарившая Большим Призам Себастьяна Феттеля, продолжает думать над дальнейшим продвижением своих молодых протеже, среди которых есть еще и вице-чемпион Формулы Renault 3.5 Пьер Гасли. В Red Bull хотят помочь им сделать карьеру в автоспорте, независимо от того, окажутся ли они в Ф1 или нет.
«Мы побеседовали с каждым из них, - подтвердил Марко, - и объяснили, что имеем дело с выдающимся талантом [Ферстаппеном]. Пилотам нашей молодежной программы вовсе не гарантировано место в команде Ф1. Но мы стараемся их поддержать и помочь им с различными вариантами.
Посмотрите на это с другой стороны: я не знаю, сколько всего у нас было молодых пилотов - но можно с уверенностью говорить, что очень много. И если взглянуть на пелотон DTM или марафонского чемпионата мира, то многие из наших бывших гонщиков получают там деньги за свои выступления. Они бы не оказались в такой ситуации, если бы не Red Bull. Далеко не каждому удается пробиться в Ф1».
Как известно, вскоре после подписания контракта Ферстаппен начал тесты машины трехлетней давности, чтобы получить Суперлицензию. После этого Макс выступил в нескольких пятничных тренировках на финальных этапах сезона – как до него это сделал Даниил Квят, – а затем ему предстоит поработать на тестах в Абу-Даби.
Меньше чем через четыре месяца после этого он обновит книгу рекордов Ф1 и станет самым молодым пилотом, стартовавшим в гонке Гран При - и весь мир будет смотреть на парня, которого Red Bull называет самым талантливым в своём поколении.
Школьник вступит в борьбу колесо в колесо со взрослыми мужчинами – и кто знает, быть может потенциал Ферстаппена в будущем позволит уже их называть на его фоне мальчиками для битья.