По силам ли Lotus повторить в 2015-м подвиг Williams?
Провалив с треском сезон-2013, сейчас команда Williams регулярно борется за места на подиуме. В Lotus ситуация противоположная – прошлогодние победители Гран При откатились в самый хвост пелотона. Смогут ли они вернуться на прежние позиции в 2015-м, повторив успех соперников из Гроува? Бен Андресон анализирует шансы Lotus
«Все не так и плохо. Конечно, мы не входим в число четырёх топ-команд и уж явно не претендуем на победу в чемпионате – но нашим парням определённо по силам построить хорошую машину и оказаться на тех же позициях, что и Williams в этом году. В прошлом сезоне их просто не было видно, а теперь с удачным шасси и хорошим двигателем они претендуют на самые высокие места».
Эти слова Ромена Грожана, сказанные в паддоке дебютного Гран При России вскоре после объявления о переходе его команды Lotus с двигателей Renault на моторы Mercedes в следующем сезоне. Именно благодаря такому шагу коллектив из Энстоуна надеется вернуться в группу лидеров после откровенно неудачной кампании-2014.
Можно проследить очевидные параллели между двумя командами, чьи имена входят в золотой фонд Формулы 1: Williams словно птица Феникс воскресла из пепла после разочарований сезона-2013, когда коллектив закончил чемпионат на девятом месте, заработав всего пять очков и уступив целую пропасть ближайшим соперникам.
Сейчас Фелипе Масса и Валттери Боттас регулярно сражаются за место на подиуме, а их команда переигрывает Ferrari в споре за третью строчку Кубка конструкторов.
История Lotus полностью противоположна: всего год назад парни в черно-золотых комбинезонах стабильно завоёвывали призовые кубки, в том числе высшей пробы, и в итоге коллектив из Энстоуна с минимальным перевесом уступил Скудерии "бронзу" в командном зачёте – но сейчас Lotus прозябает на восьмой строчке, заработав лишь десять очков в 17-ти первых гонках.
Конечно, расстановка сил в пелотоне постоянно претерпевает изменения, но все же Lotus скатилась в пропасть столь же стремительно, как Williams вернулась к вершинам.
Подопечным сэра Фрэнка нужно отдать должное за очень своевременное решение о смене поставщика двигателей с первого года новой эры турбомоторов. И в том прорыве, который удалось совершить Williams, двигатели с трёхлучевой звездой сыграли не последнюю роль.
Многие полагают, что в Lotus рассчитывают пройти той же дорогой, отказавшись от услуг Renault после долгого и весьма успешного периода совместной работы, продолжавшегося два десятилетия.
Впрочем, в самой продвинутой технически спортивной дисциплине всё вовсе не столь просто. Успехи Williams в этом сезоне связаны далеко не только с установкой на FW36 штутгартского мотора.
Потому давайте исключим из уравнения двигатели – и постараемся понять, есть ли у Lotus другие необходимые компоненты, чтобы повторить прорыв Williams в 2015-м.
ШАССИ
Команда из Гроува смотрелась не лучшим образом в рамках прежнего технического регламента, где балом правили массивные передние антикрылья и "выдувные" диффузоры.
Новые правила, которые не только оформили отказ от прежних "восьмёрок" в пользу высокотехнологичных силовых установок V6, но и в значительной мере ограничили использование прижимной силы, позволили Williams начать с чистого листа.
Машина этого сезона спроектирована вокруг нового двигателя: FW36 отличается жесткостью шасси и стремительностью обводов, она регулярно демонстрирует максимальную скорость в точках замера на самых разных Гран При. На уличных трассах машина выглядит не столь убедительно, но на традиционных автодромах смотрится весьма эффективно.
С другой стороны, Lotus оказалась застигнута врасплох новым регламентом. В 2013-м году их машина отличалась высокой прижимной силой и способностью беречь резину. Конечно, на отдельном круге E21 не демонстрировала предельной скорости, но по воскресеньям, если брать во внимание все компоненты гонки, черно-золотая машина уступала лишь Red Bull RB9.
В этом сезоне "клыкастая" E22 не может похвастать ни надёжностью, ни в особенности скоростью. Все портит слишком большой уровень лобового сопротивления – отчасти его можно назвать "пережитком прошлого", потому что в команде решили сохранить побольше элементов прошлогодней машины. Вдобавок, автомобиль норовит выйти из-под контроля всякий раз, когда пилоты пытаются выжать из него максимум.
Грожану удалось добиться определённых успехов на майском Гран При Испании, где машина поехала неплохо и позволила французу квалифицироваться пятым. Из-за проблем с двигателем он терял позиции в гонке и в итоге финишировал восьмым. Однако на всех остальных этапах тот максимум, на который могли рассчитывать пилоты Lotus в сухих условиях – места в середине второго десятка.
Запрет на использование подвески типа FRIC (системы, связывающей переднюю и заднюю оси) по ходу сезона сделал E22 лишь ещё более чувствительной к выбору настроек и усложнил поиск оптимального баланса.
Технический директор Lotus Ник Честер утверждает, что команда знает о недостатках E22 и усиленно работает, чтобы не допустить повторения ошибок в 2015-м.
«У нас возникли проблемы с этим шасси – в аэродинамическом плане машина оказалась слишком нестабильна, поэтому её тяжело пилотировать, - поделился он информацией в беседе с AUTOSPORT. – В частности, когда гонщик пытается что-то изменить в настройках, машина почти всегда теряет прижимную силу.
Этой области мы уделяем особое внимание при работе в аэродинамической трубе с шасси следующего сезона. У нас есть несколько идей, как сделать поведение машины менее зависящим от поворотов рулевого колеса, "клевков" на торможении и "рыскания" носовой части, чтобы она стала более управляема.
ИНФРАСТРУКТУРА
В этой области непросто проводить сравнения, но в свете провального прошлогоднего сезона Williams в адрес аэродинамического департамента команды есть определённые вопросы.
Хотя в этом году темпы развития FW36 впечатляют, не все идеи специалистов из Гроува давали должный результат. Кроме того команда неоднократно вынуждена была возвращаться к старой спецификации, когда новые крылья во время пятничных тренировок работали не так, как показывали предварительные расчеты.
В отличие от Williams, Lotus в последние сезоны добивалась больших успехов в этом аспекте, уделяя ему серьёзное внимание – вероятно, даже слишком серьёзное в свете новых правил, значительно ужесточивших ограничения относительно конструкции передних крыльев и диффузоров.
Энстоунцы довольно рано остановили процесс развития текущей машины и переключили свой фокус на подготовке к следующему году. Похоже, команда располагает необходимыми средствами и имеет шансы построить удачное шасси с индексом E23, если всё сделает правильно. Впрочем, что-то похожее говорили и перед нынешним сезоном, так что сомнения остаются.
«Было бы несправедливо возлагать всю ответственность за результат на силовую установку, - считает Честер. – У нас действительно возникли трудности с мотором, но мы сами не поехали на первые тесты, из-за чего очутились в роли догоняющих. Это, без сомнений, негативно сказалось на доработках шасси – хотя, по правде сказать, сам этот процесс также оказался не особенно эффективным».
ФИНАНСИРОВАНИЕ
Williams отрапортовала об убытках в размере 20 млн. фунтов стерлингов, поскольку проводила агрессивную финансовую политику, инвестируя значительные суммы с целью вернуться в лидирующую группу. В Lotus же, наоборот, провели сокращения с целью выйти в ноль после двух подряд лет ощутимых потерь, что определённо усложнило команде жизнь.
Ещё один финансовый удар (снижение доходов на сумму около $10 млн. в зависимости от условия распределения призовых) ожидает команду из Энстоуна из-за падения с четвёртой на восьмую строчку в Кубке конструкторов, хотя её совладелец Жерар Лопес утверждающий, что теперь финансовые дела Lotus наладились. Он настаивает, что сокращение выплат никак не отразится на шансах команды вернуться на вершину.
«Мы очень довольны тем фактом, что этот сезон закончим с прибылью, - рассказал бизнесмен в интервью AUTOSPORT. – Возможно, я не прав, но сдается мне, что Lotus – единственная командой Формулы 1 без титульного спонсора, которая не терпит убытки.
Многие нас критикуют, но мы не обращаем внимания, поскольку это наши деньги и мы распоряжаемся ими так, как считаем нужным. В любом случае, мы совершили грамотные инвестиции, обновив систему вычислительной гидродинамики, аэродинамическую трубу и симулятор. Кроме того, некоторая сумма была вложена и в развитие базы.
Мы добились того, чего и хотели – нам удалось сэкономить, но в команде по-прежнему работают 477 человек. Мы сделали огромный шаг по сравнению с прошлым сезоном – и так или иначе двигаемся в верном направлении. Мы знали, сколько средств и в какие проекты нам необходимо было инвестировать, и довольны тем, как всё складывается».
Грядущей зимой решающим станет тот фактор, довольны ли сотрудники финансовыми делами команды в той же степени, что и босс – и потому готовы ли выложиться по максимуму, чтобы Lotus вновь боролась с фаворитами.
ПЕРСОНАЛ
По ходу реструктуризации середины 2013 года Williams пригласила работавшего прежде в Энстоуне Пэта Симондса, а также заполучила инженера Ferrari Роба Смедли, возглавившего техническую бригаду – и теперь пожинает плоды.
В лице Симондса команда получила технического директора, который уже не раз за последние 20 лет приводил свои коллективы к успеху. Кроме того, он прекрасно разбирается в аэродинамике.
Смедли же отвечает за всю работу на трассе, стараясь, чтобы команда максимально использовала свой потенциал на каждом Гран При. Williams также переманила ряд сотрудников Lotus среднего звена, которые тоже внесли свой вклад в возрождение коллектива из Гроува.
Напротив, "черно-золотые" за последние 18 месяцев потеряли двух ключевых сотрудников – талантливый технический директор Джеймс Эллисон перешёл в Ferrari (где призван вернуть Скудерию на вершину после длительного периода застоя), а руководитель команды Эрик Булье перебрался в McLaren, где исполняет обязанности гоночного директора.
После таких потерь многократно возросла роль гоночного директора Алана Пермейна (выполняющего такие же функции, как Смедли). Вопрос в том, смогут ли Ник Честер – старожил Энстоуна, в адрес которого не жалел в свое время хороших слов Эллисон, и который стал техническим директором в мае, - а также новый заместитель руководителя команды Федерико Гастальди (прежде отвечавший за вопросы бизнеса) в должной мере восполнить пробелы, образовавшиеся после ухода их предшественников.
Учитывая отсутствие у Жерара Лопеса намерений переманивать специалистов с громкими именами, в своем возрождении коллектив может рассчитывать исключительно на внутренние ресурсы.
«Мы по-прежнему являемся довольно большой командой, и структура технического отдела осталась практически такой же, какой был прежде, - считает Лопес. – Произошли некоторые изменения в департаменте аэродинамики, но его руководитель сохранил пост. Самые большие перемены произошли в отделе вычислительной гидродинамики.
Машина в этом году далека от идеала. Что-то новое о ней узнать сложно, да и ни к чему – мы знаем корень наших проблем. Похожие трудности у нас возникли четыре года назад с передним выхлопом. Мы сделали соответствующие выводы, что принесло нам два очень успешных сезона. До радикальным перемен регламента в 2014-м Lotus оставалась одной из самых серьёзных сил в пелотоне.
Мы надеемся, что сможем повторить этот подвиг в 2015-м – в нашем спорте, конечно, нет никаких гарантий, да и соперники не собираются стоять на месте, но двигатель Mercedes даст нам прекрасную базу, с которой можно начать работу».
ПИЛОТЫ
Пилоты – последний элемент уравнения, но при этом один из самых важных. Williams занимается карьерой Валттери Боттаса с момента завершения его первого сезона в Формуле 3. То есть с 2009 года.
Финн смотрелся очень здорово за рулём посредственной машины, какой была в прошлом году FW35 – а в этом сезоне вырос до уровня настоящей звезды, пилотируя предельно быстро и точно – и периодически даже вмешиваясь в борьбу не замечающих остального пелотона Нико Росберга и Льюиса Хэмилтона.
В лице его напарника Фелипе Массы (приглашённого в команду после охлаждения отношений с Ferrari) Williams получила быстрого гонщика, который обрёл вторую молодость, избавившись от оков политики Маранелло и не знающего жалости Фернандо Алонсо по другую сторону боксов. Однако бразилец в этом году заработал меньше очков, чем должен был бы.
Карьера Ромена Грожана скорее напоминает американские горки. Он доказал свой истинный талант в 2013-м, но оказался заложником проблем E22. Если Lotus хочет максимально эффективно воспользоваться потенциалом грядущего сотрудничества с поставщиком двигателей Mercedes, команде просто необходимо убедить талантливого француза продолжить свои выступления за Энстоун.
Бывший гонщик Williams Пастор Мальдонадо присоединился к Lotus в этом году (принеся с собой нефтяные миллионы PDVSA), потеряв терпение в борьбе с неконкурентоспособной FW35. Он, конечно, словно притягивает происшествия – но в отличие от напарника венесуэлец является победителем Гран При и за рулем боеспособной техники вполне может быть силой, с которой придётся считаться.
Однако то же самое можно утверждать относительно любого пилота Гран При… В общем, Lotus располагает сильным пилотским дуэтом, и проблем на этом фронте не предвидится – до тех пор, пока Грожан остаётся в Энстоуне, а Мальдонадо допускает минимальное количество ошибок.
ВЫВОД
Получается, что по большому счету нет причин, способных помешать Lotus повторить подвиг Williams и вновь стать в Формуле 1 грозной силой, с которой придётся считаться фаворитам. Команда располагает профессиональными кадрами, отличной инфраструктурой, сильными гонщиками – а со следующего сезона и лучшим двигателем.
Но остаётся вопрос, сколько денег Лопес и Ко готовы потратить на достижение своей цели. В Williams не жалели средств, чтобы покинуть задние ряды – и Lotus будет непросто поддерживать высокий темп, если её бюджет окажется недостаточно солидным.
Однако, похоже, мы слишком сильно забегаем вперёд. Главная причина слабых результатов Lotus в этом году в том, что машина E22 попросту получилась неудачной.
Энстоунцы полны честолюбивых планов – и уже давно, засучив рукава, принялись за работу над шасси для 2015 года – но если машина вновь получится слабой, все остальное не будет иметь большого значения.
Вне зависимости от двигателя, пилотов и усилий персонала шансы на то, что Lotus чего-то добьётся в следующем сезоне после еще одного провала конструкторов неизбежно устремятся к минимуму.