Действительно ли боссы Ф1 стремятся справиться с кризисом?

Джонатан Нобл
2 ноября 2014 в 17:12

Поскольку две команды уже перешли под внешнее управление, а другие участники чемпионата могут столкнуться с аналогичными проблемами, ключевые фигуры Формулы 1 должны начать действовать уже сейчас, считает Джонатан Нобл

Если бы это произошло неожиданно, если бы на протяжении многих месяцев не звучали предупреждения, тогда проблемы Caterham и Marussia можно было бы считать еще одной главой в истории Ф1 и просто добавить эти команды в длинный список тех, кто пришел в Большие Призы за славой, но вынужден был покинуть их не солоно хлебавши.

В конечном счете, с момента проведения первого сезона чемпионата мира в 1950 году 164 гоночных коллектива принимали участие Формуле 1, но только девять вышли на старт Гран При США. Тем временем еще два имеют все перспективы присоединиться к тем 153 командам, которые прекратили свое существование.

Со статистической точки зрения изменения выглядят незначительными, но с учетом нынешней ситуации в Ф1 эта потеря имеет большое значение.

На фоне постоянных разговоров о том, что высокие расходы вредят командам и необходимо срочно ограничивать траты, события прошлой недели нельзя считать второстепенными. Главная проблема кроется в том, что многочисленные предупреждения о риске реальной потери участников не вызвали никакой реакции у боссов спорта.

Когда небольшие команды пытались докричаться до них, говоря, что Ф1 движется к финансовому кризису и призывая принять меры, их просто никто не хотел слушать. Ведущие коллективы выступили против идеи ограничить бюджеты, предложив меры для сокращения расходов, которые сложно назвать эффективными.

Даже Жан Тодт не смог уговорить топ-команды © LAT
Даже Жан Тодт не смог уговорить топ-командыФото: LAT

Руководство чемпионата в унисон с топ-командами проигнорировало угрозу. Президент FIA Жан Тодт вынужден был признать, что структура принятия решений в Формуле 1 устроена так, что он фактически ничего не может сделать, если команды будут использовать право вето и блокировать его инициативы – и неохотно отступил.

А Берни Экклстоун и вовсе не особо горел желанием принимать участие в этих процессах. Его больше волновали судебные слушания в Мюнхене по делу о коррупции и поддержание доходов Ф1 на максимальном уровне в интересах фонта CVC, ради чего он вел переговоры с владельцами трасс и телекомпаниями.

При этом Берни не прекращал говорить о том, что сокращение пелотона пошло бы на благо спорту.

Такой подход ведущих команд, FIA и Экклстоуна в итоге сказался не только на аутсайдерах: коллективам из середины пелотона ясно дали понять, что отныне они должны смириться с новой для себя ролью и готовиться к грядущим трудностям.

Со спортивной точки зрения уход Caterham и Marussia прежде всего означает, что команды, которые ранее назывались середняками чемпионата – Sauber, Lotus и Toro Rosso – отныне получат статус замыкающих. И это вряд ли поможет им в попытках заручиться серьезной спонсорской поддержкой, чтобы остаться на плаву.

Поставщики моторов Ferrari и Renault также столкнутся с проблемами, ведь отныне они рискуют потерять по одному клиенту, а значит, их доходы сократятся на фоне растущих расходов. А если другая команда решит воспользоваться услугами Honda с 2016 года, то внезапно мотористы окажутся в ситуации, когда обсуживать приходится только свои заводские команды (в случае с Renault – Red Bull Racing).

В финансовом плане это может серьезно сказаться на перспективах поставщиков, так как и близко не сулит прибыли.

Потенциальный переход на использование трех автомобилей командами с 2015 года позволит увеличить количество машин в пелотоне, но в перспективе ничего не поменяет. При этом возникают логичные вопросы: кто заплатит за дополнительный автомобиль? Как это скажется на ситуации в маленьких командах? Решит ли такой шаг насущные проблемы чемпионата?

Очевидно, что в долгосрочной перспективе это вовсе не выход из положения.

Лидеры Ф1 не хотят ничего менять в распределении доходов © LAT
Лидеры Ф1 не хотят ничего менять в распределении доходовФото: LAT

Оптимальный вариант всегда предусматривал участие в гонках десятка независимых команд, которые зарабатывают достаточно, чтобы покрыть все статьи расходов.

И для спорта, который приносит более одного миллиарда долларов прибыли в год, неспособность добиться такого положения выглядит абсурдной. В действительности же всему виной эгоистичный подход, который мы сейчас наблюдаем во всей красе.

Топ-команды добились, чтобы большая часть доходов доставалась именно им – вот только сами после этого ничего не хотят делать в ответ для поддержания здоровой ситуации в чемпионате.

Бывший президент FIA Макс Мосли заявил мне как-то в этом году, что неравномерное распределение доходов в Ф1 сопоставимо с тем, что одни участники изначально получали бы более мощные двигатели или более эффективные шины.

«Крупные и богатые команды не хотят, чтобы деньги делились поровну, - сказал Мосли. – Их преимущество обусловлено именно тем, что они получают больше.

Это очевидный факт. Если ваш бюджет втрое больше, чем мой – это то же самое, что обладать мотором увеличенного объёма.

Конечно, за счет одного только двигателя вам не гарантирована победа в чемпионате, но вот если остальные элементы машины у всех примерно равны, тогда вы точно возьмете титул. Так что если хотите честной спортивной борьбы, то нужно поровну делить доходы между всеми участниками чемпионата».

Его предложение выглядит очевидным. Но готов ли хоть кто-то прислушаться к словам экс-президента? Да и вообще – есть ли кому-то из боссов спорта до этого дело? Боюсь, мы с вами прекрасно знаем ответ на этот вопрос…

Marussia
Marussia

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle