Роб Хафф. Цена всемирного господства
Чемпион мира WTCC 2012 года Роб Хафф признался, что у него никогда не было денег, чтобы оплачивать свои выступления в гонках. При этом начавшийся сезон стал уже его 11-м по счету в мировом Туринге. В интервью Стюарту Кодлингу британец поведал о своем пути от болельщика до чемпиона мира, который обошелся ему менее чем в 100 тысяч фунтов
Говорят, что самый простой способ заработать небольшие деньги в гонках - начать карьеру с огромных вложений.
И в этой пословице что-то есть. Достаточно взглянуть на стартовую решетку любого Гран При нынешнего сезона - добрая половина гонщиков либо сами привлекли спонсоров с тугими кошельками, либо добились благосклонности от одного известного производителя газировки.
К тому же, в наше время в командах Ф1 появляется все больше тестовых гонщиков и пилотов по развитию - и большинство из них также пришли в Большие Призы не с пустыми руками.
Но так не должно быть. Юные таланты должны иметь возможность проявить себя и добиться успеха в спорте без чудовищных финансовых вложений. Можно предположить, что из всех ныне здравствующих чемпионов мира наименьшее соотношение привлеченных средств (не считая заслуженных стипендий) и достигнутых результатов у чемпиона WTCC 2012 года Роба Хаффа. И британец все еще продолжает свой путь - ныне в команде Lada Sport, не собираясь останавливаться на достигнутом.
Семья Роба не из богатых, и все же британцу удалось пробиться из детского картинга на самую вершину автоспорта с бюджетом, достаточным лишь для проведения одного формульного сезона в первенстве начального уровня.
«Мы едва перевалили за шестизначную сумму, - сказал Хафф. - Именно столько моя семья потратила начиная с картинга - то там 25 фунтов, то там 150… При этом мы все очень четко фиксировали и документировали. Я даже не знаю, зачем нам вся эта информация. Нам всегда везло, многие нам помогали».
В детстве Роб участвовал в картинговых соревнованиях, но при этом даже не выезжал - как другие мальчишки - в континентальную Европу и не гонялся на двухтактных картах. По его собственным словам, успех в его карьере стал итогом счастливой случайности и энтузиазма.
«Страсть к автоспорту в раннем детстве мне привил отец Питер, - продолжил Роб. - Он был настоящим фанатом гонок - постоянно их смотрел. А каждое лето вместе с друзьями он отправлялся в Ле-Ман. Отец знал Уилла Хоя по бизнесу, так что мы могли посещать некоторые гонки британского турингового первенства. Также у него был приятель, который гонялся на спортпрототипах Группы C.
Когда мне было 10 лет, я начал гоняться в картинге в Ипсвиче. В один из дней я выиграл гонку. Тогда Джейсон - организатор соревнований - отвел отца в сторону и сказал ему: «Думаю, у вашего пацана неплохие задатки».
В нашей семье никогда не выделяли деньги на автоспорт, но в бизнесе у отца дела шли неплохо, поэтому он мог оплачивать мне картинговые гонки. Сначала я гонялся в закрытых помещениях, но позже перешел на улицу. Так я начал ездить в Милтон-Кинсе - в парке Бакмор. Когда мне исполнилось 16 лет, мы купили собственный карт и создали свою команду под названием "Huffing Racing".
Я гонялся тогда только на двухмоторных картах, мы даже не знали об этих двухтактных TKM объемом 100 куб. см. Да мы вообще ничего не знали кроме того, что мой отец был фанатом гонок. Он заразил меня своей страстью, к тому же, так мы могли больше времени проводить вместе.
Кажется, я откатал один сезон, после чего ко мне обратились с предложением из заводской команды защищать их цвета. Таким образом, в 17 лет я получил свой первый гонорар за выступления в гонках».
И хотя прокарты, которые он пилотировал, уступали в мощности своим двухтактным собратьям, этапы проходили в формате гонок на выносливость, что позволяло набраться опыта и научиться тонкостям доработки машины.
Победа в мероприятии Ironman в Дайтоне гарантировала Робу бесплатные тесты за рулем Формулы Jedi в Донингтоне - именно в тот момент он впервые опробовал более серьезную технику на настоящем гоночном автодроме.
На 18-летие родители подарили Хаффу недельный курс интенсивного обучения в легендарной гоночной школе Джима Рассела, где он был награжден стипендией и возможностью проявить себя в молодежной Формуле Vauxhall.
В итоге Роб выиграл четыре гонки, включая две первых, и поднял над головой чемпионский кубок, который до него доставался таким именитым в будущем пилотам, как Дарио Франкитти, Антонио Пиццонии и Гэри Паффету.
Также Хаффу посчастливилось выступать в чемпионате BCV8 за рулем исторического автомобиля MGB, принадлежавшего Джону Уилшеру.
В конце 2000 года родители нашли необходимые средства для выступления Роба в зимней серии Формула Palmer Audi, где одним из его соперников, помимо прочих, был будущий заводской пилот BMW Джой Хэнд.
Победителем той серии стал Фил Гиблер, позже выступавший в A1GP и Indy Lights, а в 2007 году квалифицировавшийся на гонку "500 миль Индианаполиса".
«Тогда мы подумали, что дело принимает серьезный оборот, - продолжил вспоминать Роб. - Кими Райкконен как раз выиграл Формулу Renault и перешел в Большие Призы, так что я решил пойти по его стопам.
Мы смогли собрать половину бюджета - в основном силами отца и его приятелей. Двое из его друзей оказали мне огромную поддержку. Но денег до конца сезона не хватило, и я остановился на полпути.
Больше собрать денег просто не удалось. Мы не знали никого из нужных людей в автоспорте, а кораблем моей карьеры отец управлял по наитию. Даже в этот момент я не думал, что смогу сделать карьеру гонщика.
Нам с отцом просто нравилось проводить время вместе, мы получали от этого огромное удовольствие. А когда удавалось выигрывать, удовольствия было еще больше.
По-моему, именно моя сестра как-то случайно обнаружила в автомобильном журнале ссылку на сайт bearacingdriver.com, которым управлял Тим Сагден. Для участия в соискательстве на стипендию нужно было выложить 600 фунтов стерлингов, и это сделали порядка тысячи человек. И мне повезло - я выиграл».
В качестве первого приза Роб получил шанс провести полный сезон в британском Кубке Renault Clio, откуда была открыта дорога в британский Туринг.
«В этом чемпионате выступали очень сильные парни, - вспоминает Хафф. - Вся решетка была заполнена. В свой первый год выступления за рулем кузовных автомобилей я смог занять третье место в первенстве. Это был очень непростой год, и я многому научился.
В середине сезона SEAT объявила о создании нового монокласса Cupra, участие в котором требовало 75 тысяч фунтов стерлингов.
Мы с отцом изрядно потрудились, чтобы обеспечить мне необходимый бюджет. Он внес часть от себя, плюс мы нашли спонсоров. Это была самая крупная сумма для участия в гонках, которую мы собрали самостоятельно.
В итоге я первым зарегистрировался в новом первенстве и каждый день говорил себе: «Ты должен выиграть чемпионат! Просто обязан!» Я понимал, что это мой последний шанс чего-то добиться в автоспорте».
И он выиграл, попутно заработав место в боевой машине SEAT RML в британском Туринговом чемпионате BTCC, 30 тысяч фунтов месячной зарплаты, съемную квартиру в Монако и Джейсона Плато в виде напарника по команде.
«В тот момент я подумал: «Ничего себе! Мне платят деньги за то, что я гоняюсь!».
По собственному признанию Роба, его первый сезон в чемпионате сложился непросто.
«Найти предел машины было очень сложно, а когда я его находил, это обычно плохо заканчивалось», - прокомментировал он.
К тому же, Роб допустил несколько серьезных промахов в сезоне, но все же выиграл две гонки в Брэндс-Хэтче и Снеттертоне и финишировал седьмым в абсолюте. Этого оказалось достаточно, чтобы стать участником проекта RML в мировом Туринге за рулем Chevrolet Lacetti.
«Меня позвали Рэй Маллок и Эрик Нев [спортивный руководитель Chevrolet], и я подписал трехлетний контракт с командой, - продолжил британец. - Мне повезло, что я приглянулся Рэю, к тому же, в Chevrolet искали молодого пилота. У них уже были Ален Меню и Никола Ларини, и им нужен был многообещающий дебютант.
Я очень горжусь тем, что они остановили свой выбор на мне - спустя восемь лет мне удалось отплатить им чемпионским званием».
Триумф Хаффа в 2012 году был омрачен известиями о том, что Chevrolet покидает WTCC, а значит, в RML сосредоточатся на поиске гонщиков со спонсорскими пакетами.
Роб рассматривал возможность продажи долей на участие спонсорам, как однажды сделал Джастин Уилсон, но, по его собственным заверениям, проще было найти 5-6 миллионов фунтов для участия в Ф1, чем 500-600 тысяч для туринговых соревнований.
К счастью, Рене Мюнних в то время искал первого номера в свою команду и остановил свой выбор на Робе - в итоге британец провел весь сезон-2013 за рулем SEAT Leon WTCC. Под конец сезона он переговорил с Джеймсом Томпсоном и в результате оказался в российской команде Lada Sport.
Похоже, новая модель Lada Vesta является самой конкурентоспособной машиной за все время участия коллектива в мировом Туринге, и тут никак не скажешь, что карьера Роба Хаффа близится к закату. Скорее, речь идет о перезагрузке.
«Минувший сезон был одним из лучших в моей карьере, - признался 35-летний британец. - А сейчас команда словно сделала прыжок на 30 лет вперед. В этом-то году мы им всем покажем!»