Уловки и хитрость не спасут Формулу 1
Беспокойство по поводу состояния здоровья Формулы 1 в последние недели стало причиной возникновения ряда идей, потенциально направленных на улучшение ситуации. Дитер Ренкен изучил предложения, призванные решить проблемы спорта
Учитывая огромную разницу в финансовом и техническом плане между командами-членами так называемого Бонуса Кубка конструкторов и другими коллективами, которым не суждено попасть в ряды избранных, независимо от результатов, невольно вспоминаются слова активиста Алана Патона, известного по своей роли в борьбе против южноафриканского апартеида. Напомним, что при этом первые пользуются всевозможными привилегиями и средствами, измеряющимися десятками миллионов долларов, из дополнительных источников.
«Необходимо самому себе задать вопрос не о целесообразности того или иного решения, а о его справедливости», - написал автор во время непростого для Южной Африки периода.
Слова Патона пришлись как нельзя кстати на фоне новостей о собрании боссов команд под патронажем Берни Экклстоуна в пятницу во время уик-энда Гран При Малайзии. По информации источников, промоутер Формулы 1 призвал руководителей обсудить варианты по улучшению качества Формулы 1, не упустив ни одной детали. И это не удивительно, ведь за последние пять лет телеаудитория Формулы 1 сократилась на 30%, трибуны этапов зияют пустотами, спонсоры жалуются на низкий инвестиционный эффект своих вложений, а команды попадают под управление внешней администрации.
Ситуация усугубилась также угрозами Red Bull покинуть Формулу 1, несмотря на то, что команда связана контрактными обязательствами до 2020 года. Также поставщик двигателей австрийской команды компания Renault заявила о планах пересмотреть свою программу в Формуле 1 из-за потока негативной информации, имеющей нежелательный маркетинговый эффект, поскольку французские мотористы откровенно провалили старт новой турбоэры в Больших Призах.
Во время пятничной пресс-конференции в Малайзии кипели страсти. В один из моментов руководитель Renault Sport F1 Сирил Абитбуль жёстко ответил на выпады со стороны Red Bull и Боба Фернли, обвинив австрийскую команду в том, что она создаёт Формуле 1 негативный имидж.
«К сожалению, Кристиан Хорнер и Red Bull предпочли продаться за 30 серебряников [Берни Экклстоуну], а это, по моему мнению, отрицательно отразилось на нашем спорте, который никак не может оправиться», - заявил Абитбуль.
Хорнер парировал ответ, сказав, что Ferrari [представители которой не присутствовали на пресс-конференции] первой заключила личное соглашение, после чего подобным образом поступила и McLaren, якобы проведя длительные “двусторонние переговоры”. Неужели Экклстоун хотел добиться согласия команд по вопросу выбора вектора развития Формулы 1 с учетом такой атмосферы по ходу уик-энда?
Во время пятничной встречи были озвучены концепции проведения женского чемпионата, в рамках которого утром перед стартом Гран При Ф1 проводились бы заезды новой серии. Кроме того, прозвучало предложение предоставить некоторым этапам за дополнительную плату статус “Большого шлема”. Также на суд была представлена идея проведения некоторых гонок на искусственно увлажнённых трассах. Именно так при помощи специальных разбрызгивателей компания Pirelli испытывает промежуточные составы и шины для сильного дождя.
Думаю, было бы здорово предоставить женщинам возможность проявить себя, - сказал Экклстоун на Сепанге. – По каким-то причинам женщин в Формуле 1 нет, но это не значит, что мы не хотим их видеть. Они бы точно привлекли немало внимания и спонсоров к гонкам».
Обратите внимание на последнее предложение...
Неудивительно, что концепция женской Формулы 1 не получила одобрения у представительниц прекрасного пола в комиссии FIA, поскольку женщины хотели бы соперничать на равных с мужчинами, а не гоняться за рулём машин, мощность которых была бы заведомо ограничена.
Конечно, если бы Экклстоун дважды за последние десять лет не заявлял в прессе, что женщины должны “одеваться в белое, как надлежит бытовой технике”, его идея было бы воспринята теплее. Одно из этих заявлений он сделал после того, как на этапе Индианаполис 500 в 2005 году американская пилотесса Даника Патрик квалифицировалась и финишировала на четвёртом месте…
Любопытно узнать, что думает по поводу идеи Экклстоуна женщина, в своё время соперничавшая на равных с мужчинами и даже выигрывавшая у них. Мишель Мутон, президент Комитета женского автоспорта FIA и звезда Мирового ралли 80-х, ставшая вице-чемпионкой в сезоне-1982, дала резкий и однозначный комментарий.
«Возможно, видя сокращение аудитории Формулы 1, он ищет выход из ситуации, и ему нужны женщины только для шоу. Я очень расстроена этим фактом», - написала Мутон в ответ на вопрос одной из французских газет.
Официальный ответ француженки в FIA был более умеренным, но также не излучал восторга: «Идею с чисто женским чемпионатом нельзя отклонить без соответствующих дебатов и исследований. Но по своему личному опыту могу сказать, что женщины хотят на равных конкурировать с мужчинами.
Автоспорт – один из трёх видов спорта наряду с парусным спортом и верховой ездой, где мужчины и женщины выступают вместе с одинаковыми правилами и в единой классификации. Такие требования приводят к тому, что в этих чемпионатах представлены лучшие спортсмены со всего мира вне зависимости от гендерной принадлежности.
Поэтому мы должны сохранить тот факт, что автоспорт остается одинаково открытым для всех желающих».
Позицию Мутон поддержала Микела Черутти, выступавшая в Формуле E: пилотесса рассказала, что не хотела бы выступать в чемпионате, специально созданном для привлечения внимания. Черутти считает, что гораздо интереснее было бы наблюдать борьбу мужчин и женщин в рамках одного первенства.
«По-настоящему абсурдно, что в Формуле 1 сейчас нет ни одной женщины, - заявила итальянка. – Два-три года назад они легко могли бы выбрать кого-то из нас».
Тем не менее протеже Экклстоуна и довольно посредственная гонщица из серии GP3 испанка Кармен Хорда, подписавшая недавно контракт с Lotus, поддержала эту концепцию. Любопытен тот факт, что у неё забрали пропуск в паддок из-за того, что она отказалась надеть его на шею, как велят правила, предпочитая носить документ в заднем кармане брюк.
Однако, если отбросить в сторону позицию FIA, насколько коммерчески эффективным было бы воплощение такой идеи?
Не стоит далеко ходить за ответом: возьмём, к примеру, бедственное положение Симоны де Сильвестро. Швейцарка, успевшая завоевать подиум в IndyCar, подписала в прошлом году с Sauber соглашение, по которому пилотесса "должна пройти годичную программу обучения с командой с целью выступления в гонках [Формулы 1] в 2015 году".
Она отработала необходимые тесты и получила Суперлицензию, однако после шести месяцев программа была приостановлена командой Sauber, объяснившей своё решение “контрактными вопросами” – синонимом факта неуплаты пилотом за своё место в Формуле 1.
Таким образом, возникает вполне логичный вопрос. Если профессиональная гонщица с отличным послужным списком в Европе и США в своём резюме не может найти финансирование для тестовой программы в команде, которую возглавляет другая женщина, какой тогда шанс заполнить всю стартовую решетку представительницами прекрасного пола? Да, на протяжении многих лет женщины пытались закрепиться в Формуле 1, но отсутствие денег неизменно становилось камнем преткновения прежде, чем они даже садились в кокпит.
Касаемо идеи гонок с искусственным дождём, стоит отметить, что в календаре Формулы 1 и без того достаточно этапов с непредсказуемыми гонками. В Бахрейне дождь шёл лишь один раз, но при этом Сахир практически всегда дарит зрителям отличное шоу. В Сингапуре за семь лет не выпало ни капли дождя во время гоночных уик-эндов. В Дубае, к примеру, собираются организовать лыжный курорт с искусственным снегом. Может, МОК задумается и о проведении Зимних Олимпийских Игр в Эмиратах?
Можно было бы ожидать, что Большие Призы извлекут урок из высмеянного всеми искусственного правила начисления двойных очков в последней гонке сезона, но нет. На упомянутой встрече обсуждалась идея присуждения 20 очков по итогам Гран При, причём по 10 за победу в гонке и квалификации. С каких это пор поул-позиция приравнивается к первому месту в гонке по значимости, учитывая всю сложность и важность работы с резиной в воскресенье?
Меры, направленные на то, чтобы придать “пикантность" шоу, невольно заставляют задуматься об адекватности лучших умов в этом бизнесе, особенно учитывая ещё одно предложение, согласно которому пилот, победивший в квалификации, должен стартовать 12-м. Такая мера, например, в Австрали привела к тому, что лучший в субботу гонщик оказался бы на предпоследнем ряду стартового поля, а целая группа неопытных новичков вынуждена была бы стартовать в самой гуще пелотона.
Ещё буквально десять лет назад – до того, как Формула 1 очутилась в цепких объятиях венчурного фонда CVC Capital Partners – Большие Призы по праву назывались одним из "крупнейших в мире спортивных блоков" по количеству болельщиков в мире.
Теперь же ирония заключается в том, что, пока некоторые команды подумывают об уходе с Формулы 1, в Мельбурне на старт выходят лишь 15 участников, а в кулуарах Больших Призов обсуждается идея женского чемпионата. На фоне этого процветает чемпионат мира по гонкам на выносливость, привлекая новых производителей (альянс Renault и Nissan), а также увеличивая количество участников знаменитого марафона в Ле-Мане до 60 и внедряя запрет на присутствие барышень, держащих номера, на стартовом поле.
«Для меня это прошлое, - заявил генеральный директор WEC Жерар Неве. - Наши машины и сами являются настоящими красавицами на стартовой решетке».
Дизайнеры команд Формулы 1 уж точно не могут заявить подобное о своих нынешних творениях.
Пять лет назад WEC оказалась в кризисе, поскольку в чемпионате был лишь один производитель Audi. При этом организаторы не стали прибегать к различного рода уловкам, а начали работать совместно с FIA, разрабатывая новый высокотехнологичный регламент с учётом истории и традиций, чтобы привлечь новых участников.
Организаторы Гран При Австралии в Мельбурне доказали, что этап Формулы 1 способен привлекать болельщиков и без лишних уловок - лишь за счет полного набора развлечений, и это при том, что в гонке стартовали лишь 15 машин. Правда, один из представителей компании-устроителя Гран При пожаловался, что “контракт Берни - словно петля на шее. Он хочет проценты со всего, что мы делаем или придумываем”.
Один из источников сообщил, почему гонка поддержки Гран При - этап серии V8 Supercars - в Альберт-Парке имел статус внезачётного: «Берни хотел миллион долларов, если результаты гонки войдут в зачёт чемпионата, поэтому было принято соответствующее решение».
У Формулы 1 есть два варианта: или, наконец, взглянуть на мир вокруг и начать действовать, или и дальше испытывать последствия несоразмерной жадности своих владельцев.