Насколько хорош Макс Ферстаппен?
В первой утренней тренировке в четверг дебютант Формулы 1 и гонок в Монако Макс Ферстаппен показал второе время вслед за действующим чемпионом мира Льюисом Хэмилтоном. Бен Андерсон отдал должное юному голландцу и отметил, что не все объясняется малой топливной загрузкой его машины
Разразившийся дождь так и не позволил пилотам опробовать совершенно новый состав резины Supersoft, привезенный Pirelli на этап в Монако, в связи с чем главной новостью после первой полуторачасовой сессии по узким улочкам княжества в четверг стало выступление 17-летнего Макса Ферстаппена, которого многие считали слишком молодым для Формулы 1.
Если на данный момент и остались критики столь раннего появления пилотов в современных Больших Призах, то юный голландец заставил их замолчать своим блестящим кругом по трассе в Монте-Карло в четверг утром.
При этом стоит отметить, что Макс был единственным гонщиком в пелотоне, кому ранее не доводилось участвовать в гонках на Лазурном Берегу - но это не помешало ему показать блестящее время в первой же своей сессии, уступив лишь титулованному пилоту Mercedes.
Разумеется, такой результат, пусть и достигнутый на тренировке, привлек немало внимания со стороны прессы и болельщиков, но давайте посмотрим, насколько показательны в случае с молодым голландцем сухие цифры?
Ясно, что в команде Toro Rosso решили отправить своих пилотов на трассу как можно раньше, чтобы у них была возможность подольше поработать. Хэмилтон также отмечал накануне уик-энда (конечно, в те редкие моменты, когда его не спрашивали о подписанном контракте), что в Монако очень важен накат и постепенное наращивание темпа.
В конечном счете, именно в Монако - более, чем на других трассах из календаря - важен квалификационный результат, так что нельзя упускать ни минуты тренировки, чтобы подготовиться к субботним заездам как можно лучше.
В утренней сессии в четверг пилоты Toro Rosso на двоих проехали 82 круга, уступив по этому показателю лишь чемпионской дружине.
После серии установочных кругов на промежуточном типе резины на сырой трассе первым на слики рискнул перейти Льюис Хэмилтон, и мне лично из шиканы Nouvelle было прекрасно видно, что британец тут же начал атаковать в полную силу, используя по максимуму заднюю часть шасси W06 и стараясь (не всегда успешно) резво провести свою машину сквозь череду этих узких виражей.
Но и гонщики Toro Rosso сильно не отставали. Поначалу Ферстаппен действовал на этом участке трассы гораздо более осторожно по сравнению с Льюисом и Карлосом Сайнсом - было заметно, что он пытается понять предел машины и границы допустимого. Но уже через несколько кругов голландец выглядел здесь намного более уверенно - по крайней мере, по сравнению со своим напарником по команде, которому ранее уже доводилось выступать в Монако в рамках Мировой серии Renault.
Еще через полдюжины кругов Макс начал полным ходом проходить первую часть шиканы, раз за разом наращивая темп, но стараясь при этом все держать под контролем.
Неподалеку от голландца держались Даниил Квят и Карлос Сайнс, но к окончанию сухих отрезков так и не смогли догнать его. При этом по чистой скорости Ферстаппен уступил своему напарнику 0,243 секунды, однако показывал при этом более стабильные времена на круге.
К тому же, пилотам было очень непросто работать с резиной - им приходилось проезжать не менее десятка кругов, чтобы вывести шины Soft в оптимальный рабочий диапазон.
После того, как Ферстаппен установил свой быстрый круг, многие заговорили о том, что это лишь следствие малой топливной загрузки его машины. Это лишь отчасти так, но успех голландца вовсе не объясняется только лишь этим.
Изучая времена пилотов, показавших первые десять лучших времен, можно отметить, что оба пилота Ferrari, а также Нико Росберг и Фелипе Масса установили свои лучшие времена в середине сессии, так что теоретически могли бы еще улучшить свои результаты.
Если смотреть на вещи реалистично, Ферстаппен мог бы пропустить вперед обе машины Скудерии и вице-чемпиона мира, что позволило бы ему замкнуть первую пятерку протокола. Что касается Williams, то трасса в Монако не очень подходит их шасси, к тому же, коллектив из Гроува традиционно не любит показывать серьезные времена в первых тренировках.
Несмотря на это, результат Макса в четверг удивил многих, включая его самого, и, хотя не стоит делать выводы по первому дню уик-энда, все же его выступление нашло положительный отклик в паддоке.
«Я не знал, что у него второе время, - сказал после сессии пилот Lotus Ромен Грожан. - Это очень впечатляет. В Монако очень сложная трасса, и здесь можно ехать быстро, только будучи уверенным в машине. Если же уверенности нет, можно запросто намочить штаны.
В прошлом году, когда он ездил по пятницам, он выглядел очень здорово».
Резервный пилот McLaren Кевин Магнуссен также выделил отличный результат Макса, отметив при этом, что голландцу в значительной степени помогла выучить эту трассу работа на симуляторе команды.
«Я ездил в Монако дважды в составе Мировой серии Renault, и это было намного сложнее, - сказал датчанин в интервью нашему сайту. - Там необходимо прибавлять от круга к кругу - машины тяжелее, а значит, поймать стену намного проще.
В Формуле 1 техника намного более совершенная, она хорошо сбалансирована и отлично управляется. Мне показалось, что в Ф1 ездить здесь проще.
К тому же, в наши дни на базах команд стоят совершенные симуляторы, это также помогло Максу».
И это очень верно, поскольку оба пилота команды Toro Rosso отмечали, что проехали не менее двухсот кругов по виртуальной трассе в Монако, прежде чем приехать на этап.
Сайнс, в первой сессии уступивший напарнику 0,335 секунды, добавил, что именно дисциплина помогает им с Максом уверенно выступать с самого начала гоночных уик-эндов.
«То, что мы - два новичка в Больших Призах - показали времена в первой пятерке по итогам утренней сессии в четверг, тогда как нам противостояли ветераны спорта с опытом по десять лет, говорит о том, что команда создала нам все условия для подготовки к этому этапу», - отметил испанец.
Также стоит упомянуть, что Ферстаппену всегда по душе были городские трассы - в минувшем сезоне он показал лучшее время уик-энда в Макао и стал вторым в квалификации в По.
Он обладает очень динамичным стилем пилотирования с упором на работу задней части машины, что позволяет ему мгновенно ускоряться на выходах из медленных поворотов, из которых, по сути, и состоит трасса в Монако. Но главным его достижением было даже не время, а показанная им стабильность результатов. Макс практически не допускал ошибок, чем немало впечатлил руководителя команды STR Франца Тоста.
«Мы все знаем, что Макс - невероятно талантливый гонщик, - сказал Франц, - но что меня действительно поразило, это то, как уверенно он выступил в первой тренировке в Монако.
С каждым новым выездом он постоянно улучшал свои времена и абсолютно не допускал ошибок - не было ни блокировки колес, ничего. К тому же, его отзывы по работе машины оказались для наших механиков и инженеров просто бесценными».
Можно сколько угодно говорить, что у него было мало горючего, что повезло с погодой или трафиком, но не согласиться с Полом Хембри, назвавшим выступление Ферстаппена в четверг выдающимся, невозможно.