Ошибка Mercedes ценой в победу Льюиса
Логику руководства команды Mercedes, зазвавшего Льюиса Хэмилтона в боксы на 64-м круге гонки в Монако, когда пилот уверенно лидировал, трудно объяснить. Бен Андерсон восстановил события минувшего Гран При и постарался разобраться, что же их могло вынудить принять столь спорное решение...
Вероятно, Льюису Хэмилтону впору задуматься о том, что горное княжество Монако относится к нему неблагосклонно - и действительно, из девяти гонок на этой легендарной извилистой трассе, пожалуй, лучший гонщик в пелотоне выиграл лишь единожды - в сезоне-2008.
И все шло к тому, что в этом году "проклятье Монако" спадет, ведь британец был на голову сильнее своих соперников. Но на этот раз беда пришла откуда меньше всего ждали - из боксов команды Mercedes, словно нарочно пытающейся сохранить интригу в чемпионате.
Да, Льюису в Монте-Карло катастрофически не везет, и он никак не может переломить сложившуюся ситуацию. При этом стоит отметить, что и той единственной победы в 2008 году в составе McLaren у Льюиса могло не быть - тогда на ранней стадии гонки он зацепил отбойник в повороте Tabac и проколол свое правое заднее колесо.
В остальные же годы ему либо не везло, либо он сам допускал ошибки на этой сложной трассе.
В 2007 году ему хватало темпа, чтобы побороться за победу, но он вынужден был уступить тактическое превосходство своему напарнику по McLaren Фернандо Алонсо и довольствоваться второй ступенькой на подиуме.
Двумя годами позже Льюис разбил машину в повороте Mirabeau в первом же сегменте квалификации, что обусловило его финиш на далеком 12-м месте.
В 2010-м он пришел к финишу пятым за рулем машины, не способной претендовать на большее. Четыре года назад он получил двойной штраф за аварии с Фелипе Массой и Пастором Мальдонадо, после чего не слишком удачно пошутил в интервью, сказав: «Может, это потому что я черный?» Впоследствии ему пришлось извиняться за эту оплошность.
Еще через год он откатился назад из-за невозможности поддерживать в рабочем интервале шины Pirelli, а в сезоне-2013 шел на втором месте вплотную к Нико Росбергу, но начал терять темп и откатился назад после двойного пит-стопа Mercedes за машиной безопасности.
В прошлом году у Льюиса были все шансы завоевать поул в Монако, но на последних секундах квалификации его напарник по команде остановил свою машину в повороте Mirabeau, чем испортил быстрые круги своим преследователям.
Много разных причин было тому, что Хэмилтон так неудачно выступал в Монте-Карло, но главная из них заключается в том, что ему раз за разом не удавалось здесь высоко квалифицироваться. Это просто поразительно, но Льюис - известный специалист по квалификациям - НИ РАЗУ до нынешнего сезона не брал поул в Монако. А все прекрасно знают, что выиграть здесь, стартуя не с первой позиции без толики удачи просто невозможно. Удачи, словно не замечающей Льюиса в Монако.
В этот раз он, наконец-то, смог взять поул, но все равно не поднял над головой Кубок победителя - и это окончательно раздосадовало двукратного чемпиона мира. Когда Льюис в 64-й раз из намеченных 78 пересекал стартовую линию в гонке, всем казалось, что на этот раз уникальный Гран При все же покорится ему во второй раз в карьере.
И ничто не могло этому помешать. На тот момент его превосходство над напарником по команде составляло 19 секунд, тогда как Нико большую часть гонки провел с оглядкой на идущего неподалеку Себастьяна Феттеля за рулем Ferrari, вовсе не помышляя о борьбе за победу. Казалось, все было под контролем британца.
Но вскоре произошел ключевой момент гонки - Макс Ферстаппен слишком увлекся борьбой с Роменом Грожаном за девятую позицию и с разгона налетел на машину француза в первом повороте трассы, испортив гонку как себе, так и сопернику.
Гоночный директор FIA Чарли Уайтинг немедленно ввел режим виртуальной машины безопасности, после чего на трассе появился пейс-кар, когда стало ясно, что инцидент оказался довольно серьезным, и на эвакуацию машины голландца уйдет немало времени.
Именно в этот момент победа начала просачиваться сквозь пальцы Льюиса, крепко сжимавшие руль его W06. В команде Mercedes позвали лидера гонки на пит-лейн, чтобы поставить ему более быстрые шины Supersoft. Но проблема была в том, что отрыва лидеру гонки не хватило, чтобы выехать из боксов первым.
Если быть точным, на момент введения режима виртуальной машины безопасности Льюис опережал напарника на 19,349 секунды, а чтобы остаться лидером, опережение должно было составлять не менее 24 секунд. Судите сами - быстрейший пит-стоп в гонке провел Кими Райкконен, и ему на это потребовалось в сумме 24,177 секунды, так что дефицит Хэмилтона от желаемого отрыва уже составлял 4,826 секунды, к тому же, его посещение боксов продлилось на 1,318 секунды дольше, чем рекорд Скудерии из-за необходимости пропустить Фелипе Насра.
В эти минуты у всех без исключения зрителей на устах застыл безмолвный вопрос: зачем же в Mercedes это сделали? И тут же появлялся второй: какого черта?
«Мы просчитались, - признал сразу после заезда Тото Вольф. – Мы позвали Хэмилтона, чтобы защитить свои позиции от потенциального решения Феттеля поставить на последний отрезок свежую резину.
Мы допустили ошибку в наших расчётах – алгоритм, призванный давать информацию об отрыве, показал, что у Льюиса большее преимущество, чем было на самом деле. Мы ошиблись примерно в 3,5 секунды. Ответ на вопрос, стоит ли звать пилота в боксы, если у вас есть в запасе 3,5 секунды, очевиден. Льюис проиграл из-за нас».
Ошибка в расчетах, которую упомянул Вольф, могла стать результатом частичной дезинформации. После введения режима VSC отрыв Хэмилтона на мониторах лайв-тайминга моментально увеличился с 19 до 26 секунд, так что в команде могли понадеяться на эту информацию, согласно которой Льюис должен был сохранить комфортное лидерство на трассе даже после медленного пит-стопа, да еще и со свежей резиной.
Но даже с учетом всех этих погрешностей решение команды зазвать явного лидера в боксы выглядело довольно странно. Льюис уверенно наращивал преимущество, и даже если бы его отрыв сократился до минимума, у него бы сохранился главный козырь - первая позиция, а в Монако это важно как нигде. Кроме того, за его спиной находился Росберг, которого можно было использовать в качестве буфера от нападок Себастьяна Феттеля.
Конечно, у всех возникали проблемы с прогревом резины Pirelli в Монако - кстати, итальянцы сами признали, что шины оказались слишком жесткими для этой трассы, - так что был определенный риск, что Хэмилтон не сможет как следует прогреть покрышки на рестарте, что могло бы привести к печальным последствиям. Но дорожное полотно к тому моменту уже было достаточно прорезинено, к тому же, в гонке было значительно жарче, чем до этого, а у Mercedes проблем с прогревом шин - по крайней мере, таких, как у соперников - не наблюдалось.
Все говорит о том, что в команде перехитрили сами себя, но надо отметить, что и Льюис внес в эту ошибку свою лепту.
«В таких случаях вы полагаетесь на команду, и на экранах я увидел, что механики готовы, - рассказал британец. – Я думал, парни позади меня также останавливаются в боксах. Я сообщил по радио, что темп на этой резине сильно упадёт. Это был состав Soft, так что я был полон уверенности, что остальные также совершат пит-стопы».
Однако Вольф впоследствии снял всякую ответственность с гонщика, сказав, что в произошедшем виновны только они сами.
«Да, Льюис говорил нам, что температура падает, и у этого комплекта резины уже недостаточно сцепления с трассой, - признался австриец, - но это не было ключевым фактором при принятии решения - мы ориентировались на цифры.
Окончательный выбор мы сделали лишь за 50 метров до въезда на пит-лейн. Мы сопоставили всю аналитическую информацию, при этом нам необходимо было действовать в считанные секунды.
Мы старались как можно быстрее собрать информацию от инженеров, руководства и гонщиков, и принять решение. Но это не сработало».
Разговоры о математических алгоритмах и неверной информации - это, конечно, хорошо, но в Малайзии команда Mercedes уже испытала на себе, что значит отдавать позицию без боя - на пит-лейне. В Монако же это сродни самоубийству! Как уже доказал в 1992 году кумир Льюиса Айртон Сенна, в Монако вполне можно удержать лидерство на последних кругах гонки на не самой быстрой машине и с не самыми свежими шинами.
Даже на примере аварии Ферстаппена можно понять, что в Монако невероятно трудно обгонять - и самый верный способ, что доказал тот же молодой и смышленый голландец, - это спрятаться за одной из лидирующих машин и проходить вместе с ней круговых. Надо отметить, это у него получалось отменно.
Вероятно, в Mercedes извлекут определенный урок из прошедшей гонки и будут меньше полагаться на компьютерное моделирование, а больше смотреть на трассу…
Ошибка в боксах привела к тому, что Хэмилтон пропустил вперед не только напарника по команде, но и на какие-то доли секунды уступил на выезде из боксов Феттелю. Британец попытался вернуть себе позицию, но немцу по радио сообщили, что именно он должен занять вторую позицию вслед за Росбергом. И он действительно на одно антикрыло опередил Льюиса при пересечении заветной линии.
Понимая, что следом за ним идет раздосадованный, но от этого не менее действующий чемпион мира на свежих шинах, Феттель изо всех сил старался прогреть свои остывшие покрышки.
«Это то же самое, что заставлять пловцов плавать с грузом на ногах!» - кричал он по радио.
И все же Себастьян сумел удержать вожделенное второе место. Хэмилтон сделал все возможное, чтобы попытаться за оставшиеся восемь кругов опередить четырехкратного чемпиона мира, но это Монако… В итоге Нико Росберг в третий раз в своей карьере выиграл этот уникальный Гран При, тем самым присоединившись к таким великим гонщикам прошлого, как Джеки Стюарт, Стирлинг Мосс, Ален Прост, Михаэль Шумахер, Грэм Хилл и, конечно же, кумир Льюиса Айртон Сенна.
После гонки чемпиону оставалось лишь сожалеть о случившемся и говорить о событиях прошедшего уик-энда в сослагательном наклонении. На круге почета он даже на какое-то время остановил машину в повороте Portier - по-видимому, для того, чтобы привести мысли в порядок.
«Я не могу выразить словами свои чувства, - сказал позже Хэмилтон, - поэтому даже не буду пытаться это сделать. Это была очень особенная и очень важная для меня гонка.
Было приятно лидировать - скорости мне было не занимать, если было бы нужно, я бы еще удвоил свой отрыв.
Так что, в принципе, я доволен своей чистой скоростью. Но мы живем, чтобы сражаться за победу».
К чести Росберга нужно отметить, что после финиша он не скрывал того, что на этот раз ему просто очень сильно повезло.
«Я очень и очень счастлив, но понимаю, что сегодня мне просто улыбнулась удача, - заявил немец в интервью журналистам. – Льюис пилотировал превосходно и заслуживал победы. Но такое случается в гонках.
Мне очень жаль, что так получилось, я знаю, что для него это ужасный день после отлично проведённого уик-энда. С другой стороны, победа - это победа, в спорте удача играет огромную роль, так что я научился просто принимать это как есть.
К тому же, я продолжал думать, что Льюис выиграет, потому что он ехал на свежем комплекте Supersoft, а мы были на остывших жёстких покрышках. Мне стоило больших усилий не врезаться в стену после рестарта, запас надёжности был на нуле. Однако шины быстро прогрелись, и я смог проехать остаток дистанции достаточно хорошо».
К сожалению, Льюису Хэмилтону остается только принять этот опыт, так как изменить ничего невозможно, как бы он ни старался...