Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Что происходит с посещаемостью европейских Гран При?

Дитер Ренкен
16 сентября 2015 в 10:20

В свете неопределённого будущего Монцы в Формуле 1 Дитер Ренкен анализирует ситуацию с падением уровня посещаемости Гран При в Европе в целом, пытаясь разобраться, как можно остановить печальную тенденцию

На фоне вопросов о том, сохранит ли Храм скорости в Монце место в календаре Больших Призов после 2017 года, чтобы в 2022 отметить своё столетие, держателям коммерческих прав стоит хорошенько подумать над причинами падения уровня посещаемости этапов в Европе, чтобы найти возможность исправить ситуацию.

Ещё никогда проблема не стояла столь остро, как в этом году, когда в процентном соотношении ко всему календарю в Европе прошло рекордно низкое количество этапов, а те, что состоялись, не смогли привлечь болельщиков из соседних стран, как многие надеялись.

Географические и логистические особенности Европы таковы, что после 2008 года, когда из календаря чемпионата исчез Гран При Франции, у галлов осталось четыре этапа на выбор, которые они могут посещать с относительной лёгкостью – Испания, Монако, Великобритания и Бельгия. Таким образом, можно было бы надеяться, что уровень посещаемости каждого из перечисленных Гран При вырастет на 20 тысяч зрителей, поскольку Маньи-Кур в своё время принимал в пять раз больше.

То же касается и Германии, два автодрома которой в лучшие годы за один сезон посещали более 200 тысяч поклонников скорости. При таком раскладе Австрия, Венгрия и Бельгия должны были “приютить” как минимум по 40 тысяч человек, ведь немцы Нико Росберг и Себастьян Феттель являются единственными пилотами в пелотоне, кто хоть как-то противостоит доминированию Льюиса Хэмилтона. Добавьте к этой формуле успехи Mercedes. Да и немецкие двигатели стояли на машинах семи из десяти первых пилотов в квалификации в Спа.

Таким образом, автодром в Арденнах должен был собрать приблизительно 100 тысяч человек: 60 тысяч трибуны Спа принимали в предыдущие годы, а ещё 40 тысяч человек должны были теоретически приехать в Бельгию из-за отсутствия в календаре гонок во Франции и Германии. В действительности всё вышло совсем не так: лишь 53 тысячи заплатили за билеты, чтобы увидеть Гран При своими глазами, несмотря на то, что два предыдущих этапа в Сильверстоуне и Венгрии стали настоящим захватывающим спектаклем.

Франция в последний раз принимала Гран При в 2008 году
Франция в последний раз принимала Гран При в 2008 году

Теоретически и Монца должна была ощущать чрезвычайный наплыв тифози после исчезновения из календаря Имолы. В крайнем случае соседнее княжество Монако “могло подобрать” часть болельщиков, посещавших два итальянских этапа в годы доминирования Ferrari. Но даже самые искусные аналитики вновь ошиблись.

Конечно, случаются и всплески, как, например, в Сильверстоуне, принявшем 140 тысяч болельщиков, хотя даже в этом случае промоутеры могли слукавить. По информации источников, на трибунах присутствовало лишь 120 тысяч человек, причём 10 тысяч из них – сотрудники команд, получившие приглашения на этап, а также члены британского автоклуба, маршалы и т.д.

Не забывайте также о рекламной кампании в виде 44-процентной скидки на билеты, благодаря чему удалось заполнить трибуны, однако этот шаг негативно сказался на рентабельности. Всё же такой подход имеет право на существование, но только в том случае, если держатель коммерческих прав не выступает против…

Беглый анализ демонстрирует тот факт, что, в являющейся исторической колыбелью Формулы 1 Европе, на территории которой проживает 750 млн человек, большинство из которых являются состоятельными гражданами, количество болельщиков Гран При снизилось на 50%. Давайте рассмотрим европейскую часть календаря 2005 года в разрезе статистики посещаемости:

Сан-Марино80,000 (Фактор Ferrari)
Испания120,000 (Фактор Фернандо Алонсо)
Монако60,000
Европа (Нюрбургринг)100,000 (Фактор Шумахера)
Франция100,000 (Фактор Renault)
Великобритания100,000 (Дэвид Култхард и Дженсон Баттон)
Германия (Хоккенхайм)100,000+ (Фактор Шумахера)
Венгрия70,000
Италия100,000 (Ferrari)
Бельгия60,000
  
Итого890,000

 

К итоговой цифре можно было бы смело добавить 30 тысяч человек Гран При Турции, тем более что большинство болельщиков на трибунах Истанбул Парка были европейцами. Таким образом, европейские этапы чемпионата посетили почти миллион поклонников Формулы 1. А теперь давайте проведём сравнение с текущей ситуацией:

Испания70,000
Монако50,000
Австрия75,000 (Фактор Red Bull)
Великобритания110,000 (Фактор Льюиса Хэмилтона)
Венгрия65,000
Бельгия55,000
Италия (прогноз)65,000
  
Итого490,000

Спустя десятилетие, когда трёх этапов (четырех, включая Турцию) уже нет в календаре, европейские Гран При своими глазами увидит на 400 тысяч меньше болельщиков. Компенсируют ли новые “политически-гламурные” этапы данный дефицит на ежегодной основе? Конечно же, нет, поскольку ни Турции, ни Индии, ни Кореи давно уже нет в календаре, а гонка в Абу-Даби с трудом привлекает 50 тысяч фанатов, и даже дешёвые трюки в виде двойных очков не спасают ситуацию...

Германия не попала в календарь Ф1 в этом сезоне впервые с 1960 года © LAT
Германия не попала в календарь Ф1 в этом сезоне впервые с 1960 годаФото: LAT

Если Германия надолго потеряет этап, что выглядит не так уж маловероятно, учитывая разговоры в штаб-квартире Формулы 1 в Лондоне, а Монце не удастся подписать новый контракт, несмотря на все усилия бывшего пилота, а ныне одного из организаторов Гран При Италии Ивана Капелли, то уже через два года Европа сможет “похвастаться” цифрой лишь в 400 тысяч болельщиков на трибунах своих этапов. Представьте только, что всего десять лет назад в одной Германии гонки посещали 200 тысяч человек...

Шансы Монцы сохранить своё место в Формуле 1 зависят в целом от того, удастся ли традиционным Гран При договориться о новых контрактах с Берни Экклстоуном – исполнительным директором компании-держателя коммерческих прав Formula One Group. В свою очередь FOG является дочерней единицей фонда CVC Fund IV – инвестиционным портфелем, контролируемым венчурным фондом CVC Capital Partners, который уже многое сделал для того, чтобы “перевезти” спорт в офшорные зоны, где трава по определению зеленее.

Так ли это? Взгляните на Турцию, Корею, Индию и фондовый рынок Китая...

В свою очередь организаторы Гран При Малайзии, продлившие соглашение с Берни на три года, были тут же “вознаграждены” тем, что в новом календаре этапы на Сепанге и в Сингапуре разделяет лишь неделя. После этого тут же начались переговоры, приведшие к тому, что гонку в Куала-Лумпуре поставили завершать сезон...

Стратегия FOG по резкому увеличению платы за право проведения Гран При на фоне падения мирового рынка – очень недальновидное решение, которое можно сравнить с действиями автопроизводителей, повышающих цены на свою продукцию на медвежьем рынке. Можно поднять ценник на семейный седан до уровня Rolls-Royce, а затем удивляться, почему дилеры не могут ничего продать.

«Мы не можем идти на уступки кому-то по отношению к остальным, - ответил Экклстоун на вопрос AUTOSPORT о том, не слишком ли строги требования к Монце. – Все автодромы должны быть в равных условиях».

Всё это хорошо, но ведь есть ещё один очень действенный способ, а именно снизить цены на билеты на европейских Гран При. Сейчас многие семьи не могут позволить себе такие неоправданные расходы.

За право проведения этапа WEC Нюрбургринг заплатил лишь малую часть того, что хочет Экклстоун ©LAT
За право проведения этапа WEC Нюрбургринг заплатил лишь малую часть того, что хочет ЭкклстоунФото: LAT

Новые владельцы автодрома Нюрбургринг посчитали плату за право проведения Гран При фантастически высокой, из-за чего гонка выпала из календаря, однако при этом с этапом чемпионата WEC две недели назад проблем не было. Автодром за время уик-энда посетили 62 тысячи болельщиков, а в день гонки за борьбой Porsche против Audi наблюдали 40 тысяч поклонников.

Да, эта цифра равна лишь двумя третям уровня посещаемости последнего Гран При Формулы 1 в горах Эйфель в 2013 году, но за право проведения этапа WEC промоутеры заплатили лишь 20% суммы, запрашиваемой Экклстоуном. И да, интерес к трансляции шестичасовых заездов на Нюрбургринге нельзя сравнивать с Гран При Формулы 1, но промоутеров этапа это заботит в последнюю очередь.

Не нужно быть специалистом в области экономики и финансов, чтобы понимать, что повышение цен на снижающемся рынке приведёт только к одному – к банкротству промоутеров, если только у автодрома нет иных источников финансирования. Возьмите, к примеру, Турцию, где Истанбул Парк стал центром дислокации подержанных автомобилей, а в Индии автодром превратился в пастбище для животных. Корея? Утопает в пустоши…

Однако кучку венчурных инвесторов (как, впрочем, и всех капиталистов) интересуют лишь краткосрочные результаты, так что плата за право проведения Гран При вряд ли будет снижена, а значит, не станут дешевле и билеты. Таким образом Экклстоун пытается убедить власти Ломбардии субсидировать Гран При Италии, оказывая давление на местный автоспортивный клуб.

При этом возникает логичный вопрос, почему итальянские налогоплательщики должны раскошеливаться во благо соучредителя фонда CVC Дональда Маккензи и семейного траста самого Берни? С какой стати институциональные инвесторы Фонда IV в лице пенсионных фондов Калифорнии и Техаса должны выиграть за счёт тружеников Ломбардии?

Контраргументом может служить утверждение, что проведение Гран При служит на благо местным общинам в экономическом плане, с чем могут поспорить в Корее и Индии, ведь зачастую от этого выигрывают только политики, а первые 10-20 миллионов долларов в любом случае отправляются на счета Фонда IV...

В географическом плане месторасположение автодрома Спа весьма удобно для европейцев
В географическом плане месторасположение автодрома Спа весьма удобно для европейцев

Впрочем, в поддержку указанного факта говорит статистика районов Мальмеди и Ставело в Бельгии, граничащих с автодромом Спа. За последние шесть лет местные общины раскошелились на $50 млн, причём $8 млн налогоплательщики отдали лишь в этом году. В ответ местная экономика получает прирост в сумме $55 млн.

На первый взгляд проведение Гран При выглядит прекрасной сделкой, однако эти цифры не стоит принимать в их номинальном виде. Лишь только пятая часть от этой суммы ($11 млн) возвращается в местные бюджеты в виде налогов, и реальную ценность для общин имеют только средства, потраченные приезжими. Всё, что тратят бельгийцы, в итоге остаётся в стране. Таким образом, при оценке выгоды для региона от указанной цифры стоит брать лишь половину.

Тем не менее все выгоды попросту меркнут по сравнению с другим четырёхдневным мероприятием, проводимым в 100 км от Спа – ежегодным музыкальным фестивалем Пуккельпоп, зародившимся в 1985 году. Фестиваль стал по-настоящему популярным лишь в последнее десятилетие, ежегодно привлекая 200 тысяч человек из 75 стран. Все они в итоге “оставляют” в регионе порядка $85 млн.

Интерес со стороны иностранцев к этому событию оказался несравненно выше, нежели к Гран При Формулы 1, принеся больше денег в местные бюджеты. К тому же, промоутеры мероприятия практически не пользовались субсидиями местных бюджетов. Пуккельпоп – один из четырёх главных ежегодных фестивалей в Бельгии, уступающий по популярности лишь рок-фестивалю в Верхере, проходящему два уик-энда подряд.

Все фестивали в Бельгии приносят стране порядка $230 млн, причём нигде цена за право проведения мероприятия даже близко не стоит рядом с аналогичной цифрой в Формуле 1. Благодаря новым технологиям потокового аудио и iTunes исполнители могут за меньшую плату доносить свои произведения до слушателей, на фоне чего растёт популярность фестивалей.

В то время как обилие таких грандиозных мероприятий, проходящих в рамках одного лета – явление для Бельгии довольно уникальное, каждый промоутер испытывает серьёзную конкуренцию на своей территории без шансов сделать что-либо в плане снижения стоимости входных билетов. Данный факт должен быть принят во внимание бизнесменами из FOG и CVC уже в Монце. У потребителей есть масса вариантов, на что потратить бюджет для досуга, и свой выбор они, похоже, делают не в пользу Формулы 1.

Если же угроза не будет принята во внимание, Европу и дальше ждёт падение уровня посещаемости традиционных Гран При. Возможно, уже в 2025 году на этой территории будет проходить лишь четыре этапа. Убейте интерес к Формуле 1 в Европе, и тем самым вы убьёте Большие Призы. CVC, мы вас предупредили...

Что происходит с посещаемостью европейских Гран При?
Что происходит с посещаемостью европейских Гран При?

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle