Marussia. Сказка со счастливым концом?

Иан Паркс
6 ноября 2015 в 10:14

Ровно год назад команда Marussia не только тяжело переживала тяжелейшую аварию Жюля Бьянки, но и была на пороге прекращения существования. Сегодня у них в кармане многолетний контракт на поставку моторов Mercedes и, вероятно, безоблачное будущее. Иан Паркес считает, что этот коллектив заслужил право на возрождение...

12 месяцев назад команду Marussia буквально накрыл финансовый и спортивный кризис - в тот момент практически ни у кого не было сомнений в том, что их дни в Больших Призах сочтены.

Но всего год спустя мы видим, что коллектив, с невероятным трудом выбравшийся из штопора, уже ставит себе высокие цели и находится, пожалуй, в своей лучшей форме с момента прихода в Формулу 1 в 2010-м, если не учитывать последние новости об уходе сразу нескольких весомых фигур из руководства, включая Джона Бута.

Надо признать, что до такого чудесного возрождения команды из пепла, что в современной Ф1 бывает крайне редко, не додумался бы ни один голливудский сценарист. Но это история - живая история, настоящая…

В прошлом октябре положение Marussia выглядело абсолютно безнадежным - главный акционер коллектива российский предприниматель Андрей Чеглаков потерял интерес к автоспорту и практически отошел от дел, несколькими месяцами ранее также закрыв производство дорожных машин под маркой Marussia.

К этому можно лишь добавить трагическую аварию Жюля Бьянки на Гран При Японии - разумеется, сил и энтузиазма команде все эти события не добавляли. Да и могло ли быть иначе?

Совладелец Marussia Чеглаков решил прекратить финансирование команды еще до инцидента с Бьянки © XPB
Совладелец Marussia Чеглаков решил прекратить финансирование команды еще до инцидента с БьянкиФото: XPB

Так что на первом в истории Ф1 Гран При России команда выглядела абсолютно деморализованной, ведь тогда еще никто не знал, что они уже подали прошение в Высокий суд Лондона о введении внешней администрации.

В Сочи коллектив привез лишь одну машину, отдавая дань уважения борющемуся за жизнь в японском госпитале Жюлю. А клетчатый флаг в гонке, по сути, подвел итог и существованию некогда российского гоночного коллектива.

Через две недели - 27 октября - команда объявила о том, что бедственное финансовое положение не позволяет ей посетить Гран При США.

В следующие 48 часов было объявлено о введении в команде внешней администрации, а долг коллектива на тот момент составил 60 миллионов фунтов стерлингов.

В результате заключительные три этапа прошлого сезона Marussia пропустила, параллельно безуспешно пытаясь найти нового покупателя, чем в то же время занимались и их коллеги по несчастью из Caterham. Таким образом, Формула 1 рисковала потерять сразу две команды и четыре машины на стартовой решетке сезона-2015.

Однако Marussia не последовала участи желто-зеленых, а осталась в спорте - не в последнюю очередь благодаря зачетным баллам, заработанным Жюлем Бьянки в Монако.

Очки, заработанные Жюлем, по сути, спасли команду © XPB
Очки, заработанные Жюлем, по сути, спасли командуФото: XPB

Те очки позволили коллективу занять заветную десятую строчку в Кубке конструкторов второй год подряд и претендовать в случае продолжения участия в чемпионате на получение призовых в размере 48 миллионов долларов.

Перспективы получить эти деньги в командную копилку оказалось достаточно для того, чтобы ирландский бизнесмен Стивен Фитцпатрик - основатель энергетической компании Ovo - начал дело по спасению коллектива. И 19 февраля нынешнего года Marussia освободилась из оков внешней администрации, подав заявку на очередной сезон.

Несмотря на свою весомую роль в деле спасения команды, Фитцпатрик решил ограничиться статусом консультанта, а интервью давал очень неохотно, хоть и посетил несколько Гран При нынешнего сезона.

При этом в коллективе все прекрасно понимали, что в спортивном плане в этом году им претендовать будет не на что, а их пилотам придется бороться лишь друг с другом. А иначе и быть не могло с учетом того, что в их распоряжении были, по сути, прошлогодние машины с небольшими доработками и двигатели Ferrari предыдущей спецификации.

При этом в техническом и коммерческом плане работа в команде не останавливалась ни на секунду. Не стоит забывать, что в следующем сезоне к чемпионату примкнет коллектив Haas, от которого многие ждут серьезных успехов уже в дебютном году, так что за место в первой десятке в Кубке конструкторов придется побиться.

И биться в команде Marussia решили при помощи лучшего в пелотоне силового агрегата Mercedes, трансмиссии и других важных элементов от Williams и нового шасси.

В этом году Mercedes обходили Marussia на круг, а в следующем дадут им свои моторы © LAT
В этом году Mercedes обходили Marussia на круг, а в следующем дадут им свои моторыФото: LAT

Быть может, в следующем году мы действительно увидим красно-черные машины, сражающиеся за места в середине пелотона? Кто знает, возможно, им и правда не придется больше в одиночестве замыкать таблицу с 3- или 4-круговым отставанием от лидера.

Помимо Фитцпатрика необходимо отдать должное также спортивному директору команды Грэму Лоудону и руководителю коллектива Джону Буту - именно их немыслимыми усилиями на протяжении минувшего межсезонья Marussia удалось сохранить свое место в Больших Призах. Тем удивительнее, что на днях появилось сообщение об отставке в конце нынешнего сезона обоих специалистов - и именно по причине разногласий с Фитцпатриком.

«Было очень тяжело наблюдать за тем, что происходило с командой в то время, - вспоминает Лоудон. - 12 месяцев назад нам было невероятно трудно в финансовом плане, и оптимизма не добавила ужасная авария Жюля.

Всем казалось, что сход Чилтона в Сочи был концом эпохи Marussia в Ф1 ©XPB
Всем казалось, что сход Чилтона в Сочи был концом эпохи Marussia в Ф1Фото: XPB

Мы каждый день собирали совещания и консультировались с антикризисными специалистами, чтобы найти выход из сложившейся ситуации.

Мы испытывали огромную эмоциональную поддержку в паддоке, но никто из них не знал, по сути, в каком финансовом и коммерческом состоянии мы находимся. Это было очень непростое время.

После введения внешней администрации компании очень редко возвращаются к своему прежнему делу, так что все мы прекрасно осознавали, что это, вероятно, конец истории.

При этом интерес со стороны инвесторов все же был, и мы понимали, что наш проект представляет лакомый кусочек для тех, кто хочет вложить деньги в Формулу 1 с дальнейшим расчетом на получение прибыли.

Раньше я уже говорил об этом, но повторюсь, что в нашей команде работают очень преданные и страстные люди, и без такого отношения к делу выправить ситуацию было бы практически невозможно.

Эмоции очень важны, ведь мы даже думать не хотели о том, что Marussia просто мирно сложит крылья и смирится с поражением.

Были времена, когда найти мотивацию было невероятно сложно, и в эти самые моменты на помощь приходила страсть.

Marussia приехала в Мельбурн, но на трассе появиться ее пилоты не смогли ©XPB
Marussia приехала в Мельбурн, но на трассе появиться ее пилоты не смоглиФото: XPB

Нам очень повезло - мы заключили сделку буквально за пару дней до старта аукциона по распродаже нашего оборудования. Если бы прозвучал хоть один стук молотка, вернуться в строй было бы уже практически невозможно. Мы находились буквально на грани.

Когда я вспоминаю о том, что было 12 месяцев назад, и сравниваю это с тем, что есть сейчас, я просто поражаюсь! Это небо и земля!»

Лоудон немного подумал и добавил: «Но есть один парень, которого нам очень не хватает… Что бы мы ни делали, никто и ничто его не заменит...»

Конечно, Жюль навсегда останется в памяти команды. При этом Грэм отметил, что Marussia - это коллектив настоящих гонщиков, являющийся примером того, чего можно добиться, если всегда стремиться прыгать выше головы.

На старте нынешнего сезона мы стали свидетелями возвращения Marussia в строй, но в следующем году, вполне вероятно, увидим настоящее перерождение этого небольшого, но очень гордого и отважного коллектива... Вопрос заключается лишь в том, кто будет за него выступать, и кто будет руководить.

Marussia
Marussia

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle