Дженсон Александр Лайонс Баттон. Вопросы и ответы
Чемпион мира… Культовый гонщик… Национальное достояние… Как только не называли Дженсона Баттона в британской прессе. Сегодня 36-летний спортсмен ответит на вопросы коллег по паддоку Формулы 1, а также корреспондента родственного AUTOSPORT издания F1 Racing...
Твоими напарниками по команде были и Льюис Хэмилтон, и Фернандо Алонсо. Какая между ними разница? Кто лучше-то? (Дэвид Култхард)
Дженсон Баттон: (со стоном) Почитайте газеты! (смех из стана пресс-службы McLaren) Вчера я уже отвечал на этот вопрос!
F1 Racing: Вы, кажется, говорили, что с Алонсо труднее было соперничать…
ДБ: В гонках да, по воскресеньям Фернандо очень стабилен. Льюис может быть периодами невероятно быстрым, но иногда задаешься вопросом: А где Льюис-то? Возможно, сейчас он стал опытнее. Прошло три года с тех пор, когда мы ездили в одной команде [Баттон и Хэмилтон были напарниками по McLaren с 2010-го по 2012-й].
Ты бы хотел, чтобы я была руководителем твоей команды? (Клэр Уильямс)
ДБ: А вы бы хотели, чтобы я был вашим гонщиком?
F1 Racing: Кажется, хотела бы…
ДБ: Мне тоже так показалось…
Какие советы ты бы дал человеку, которому за 50, и кто хочет пробежать марафон? (Грэм Лоудон)
ДБ: Он сам все знает, потому что вчера мы с ним об этом уже говорили. Мы пообедали вместе после лондонского марафона, выпили по паре кружек пива и поболтали о том, что ему нужно сделать, чтобы прибавить в скорости и выносливости. Хорошо, что он выразил такую инициативу.
Ты помнишь как сломал ребра, катаясь на картинге в Генке? А как познакомился со мной? (Макс Ферстаппен)
ДБ: (после паузы) Помню как сломал ребра, да… Думаю, это был конец 2006 года… Тебе было лет восемь… Забавно, но как раз вчера я перебирал какие-то старые фотки и нашел парочку с тех лет.
Ужасно то, что это было девять лет назад, а кажется, что вчера. Мы катались там с Робином Фрейнсом. Проблема была в том, что в тех картах были недостаточно глубокие сиденья, так что да, я сломал ребра.
Но я очень классно провел время. Было приятно погоняться в картинге, ведь до этого я не делал этого года с 99-го. Полученная травма не позволила мне принять участия в зимних тестах Ф1. Но это было не так важно, потому что Honda все равно была очень слабой, мы набрали всего шесть очков.
Что ты нашел в кровати того моторхоума, который купил у меня в 2003-м? (Мика Сало)
ДБ: Ничего! Единственное, что меня смутило, что в кровати не оказалось Harley Davidson. У него был мотоцикл, раскрашенный в одинаковые цвета с моторхоумом. В итоге я отдал этот моторхоум своим менеджерам, так что он попутешествовал по гонкам. Классный старый автобус! Мне он очень нравился. Вообще, гонщики так и должны жить во время этапов.
F1 Racing: Он все еще на ходу?
ДБ: Да, где-то ездит по гонкам. Я удивляюсь, что сейчас мало кто их приобретает. На европейских этапах это очень удобно. Олд скул! Напоминает времена картинга.
Какой твой любимый напиток? (Даниил Квят)
ДБ: Люблю пикантную Маргариту.
Каковы твои первые воспоминания о картинге? (Аллан Макниш)
ДБ: Когда мне было семь лет, отец подарил мне карт. Неподалеку была парковка машин у пивной, но она пустовала, потому что было утро.
Я выкатил карт там и опробовал. Мне очень понравилось первое ощущение, но довольно быстро мне надоело. Мы взяли карт и поехали на лётное поле. Провели там полдня, но и там мне ездить наскучило.
Тогда мы поехали на трассу. Мне там очень понравилось кататься, однако и там мне через день стало скучно. Отец записал меня в первую мою гонку, и я выиграл ее. Вот тогда-то меня зацепило! Это было настоящее состязание, а не просто езда по кругу! Мне нравится не пилотировать карт или машину, а соревноваться.
F1 Racing: Поэтому ты так любишь триатлон?
ДБ: Именно. Там можно сделать что-то лучше, чем другие.
F1 Racing: А ты уговаривал отца купить карт или это была его инициатива?
ДБ: Нет, я был еще очень маленьким, я даже не знал, что такое карт.
Что ты почувствовал, когда тебе сказали, что ты будешь гоняться за Williams? (Херби Блаш)
ДБ: Это было очень эмоционально. Фрэнк сказал мне об этом минут за 20 до того, как официально объявил меня боевым гонщиком команды наряду с Ральфом Шумахером.
Он сказал (пародирует Фрэнка Уильямса): «Дженсон, мы решили, что ты поедешь за команду в следующем году». Потом вошел Ральф. Он ругался на то, что его не забрали из отеля, и сказал, что если и в следующий раз его не заберут, он просто не поедет на трассу. Тогда подумал: «О, мой Бог...»
Фрэнк сказал: «Ральф, в следующем году Дженсон будет твоим напарником», на что тот ответил: «Да, я знаю».
Дженсон Баттон мог оказаться в Williams в 2016-м
После этого я вышел на улицу, где меня ждал отец, и разрыдался.
Любопытно то, что мы практически не тестировали машину перед первой гонкой. А после объявления о моем назначении и вовсе пару дней шел снег. Мне было 19 лет, и я уже пилотировал три машины Ф1 [Дженсон участвовал в тестах с Prost Grand Prix и McLaren]. Конечно, сегодня это уже не такой юный возраст для дебюта в Формуле 1.
У меня не было никаких инженерных познаний о машине, но в команде быстро это поняли, и я начал всему учиться.
Почему ты до сих пор не ушел на пенсию? (Энди Стивенсон)
ДБ: Потому что я до сих пор чертовски хорош на трассе. Потому что я просто великолепен! Потому что я обожаю гонки и верю в нашу команду.
Если бы это было не так, я бы давно завязал. Конечно, я подумывал об уходе. Но я действительно верю, что мы еще себя покажем.
Как думаешь, ты способен завоевать еще один чемпионский титул? (Джонни Херберт)
ДБ: Конечно, иначе бы меня здесь не было. Я не знаю, произойдет ли это. Никто не знает. Но я чувствую, что не стал хуже пилотировать с 2009-го. Я приобрел опыт и стал еще лучше.
Не чувствуешь ли ты, что у тебя украли шанс взять второе чемпионство? (Деймон Хилл)
ДБ: Многие могут сказать, что у них украли их шанс, но моя изначальная цель в Ф1 была стать чемпионом мира, и я этого добился. Все хотели бы выиграть еще больше титулов, но важно оказаться в нужное время в нужном месте.
Фернандо Алонсо на протяжении долгого времени был лучшим пилотом в Ф1, но с 2006-го не выиграл ни одного чемпионата. Это больше девяти лет.
К тому же, я не очень люблю менять команды. Очень важно быть частью семьи. Если все складывается хорошо, ты ощущаешь себя своим. Как было в Brawn. Быть может, если бы я чаще менял команды, у меня было бы больше шансов. А может, и нет.
Что для тебя значит выпить слишком много? (Льюис Хэмилтон)
ДБ: Да я могу выпить больше, чем он! Я это знаю! И, кстати, я никогда не попадал в аварии на дорогах общего пользования…
Сколько у тебя машин? (Валттери Боттас)
ДБ: (долгая пауза, во время которой фотограф F1 Racing пошутил: «очевидно, больше одной...») Около 15. Могу сказать, что у меня порядка 15 машин, которые я покупал не для продажи.
Но у нас с Ричардом [Годдардом, многолетним менеджером Баттона] есть и другие машины, которые мы используем как инвестиции. Но те 15 лично мои.
F1 Racing: Можешь выделить какие-то из них особенно?
ДБ: Это очень сложно. P1 – удивительная машина. А F40 просто восхитительна. У нее довольно большой пробег – порядка 17600 км, но она в отличном состоянии. Я видел машины с пробегом 3000 км, превратившиеся в развалины. Я за ними ухаживаю. И я обожаю свой фургон Vee Dub 1956 года – он просто красавец!
У меня есть отцовская Ferrari 550. Мне нравится его Corvette 57-го года. Есть и Pontiac GTO 70-го – моя свадебная машина. Она крутая. А есть 275 Ferrari GTS – очень дорогая для меня машина по особенным причинам, о которых я не хотел бы говорить. Моя лучшая инвестиция. Это восхитительный кабриолет с черно-бежевой отделкой внутри. Я только недавно приобрел его и еще даже не видел, он еще не приехал в Монако. Это очень особенная машина.
Ты такой приятный человек. Настоящий джентльмен. Как тебе удается поддерживать свое реноме? (Фелипе Масса)
ДБ: Не думаю, что в этом только моя заслуга. Дело еще в друзьях и семье. У меня замечательные друзья, и большинство из них остались еще со школы и картинга, когда мне было 8-9 лет.
Очень важно, чтобы вас окружали люди, которых вы любите и которым можете доверять. Это не дает вам сбиться с правильного пути.
Какой сезон в Ф1 тебе понравился больше остальных? (Рон Мидоуз)
ДБ: Честно говоря, их было много. Было много слабых сезонов, но и много убедительных. Очевидно, от меня ждут, что я скажу, что 2009-й, когда я стал чемпионом мира. В эмоциональном отношении, конечно, это было очень здорово.
Если говорить о пилотировании, то я выделил бы сезон-2011. Или концовку 2014-го. Или, может, 2015-й. Да, я считаю, что с годами становлюсь лучше и учусь приспосабливаться к машине, которая изначально не подходит моему стилю.
К тому же, я уже не испытываю никакого давления и просто получаю удовольствие.
Какой лучший ночной клуб в Токио? (Джолион Палмер)
ДБ: Это сложный вопрос. Там не так много клевых мест, но мы всегда умудрялись весело проводить там время. Для меня лучшее место в Токио – это Robataya, ресторан, который я посещаю каждый год во время Гран При, либо до, либо после уик-энда. Там классная еда и отличная атмосфера… Для меня это и есть Токио.
Также мы ходили там с Даниэлем "Рикки Бобби" Риккардо в виски-бар – это было здорово. Это через дорогу от Roppongi. Лично для меня такие небольшие местечки в Токио интереснее, чем большие ночные клубы.
Какой момент в гоночной карьере ты бы выделил особенно? (Эндрю Шовлин)
ДБ: И снова, у меня было много восхитительных моментов. Победа в гонке эмоционально сильно отличается от победы в чемпионате. Это сплошной выброс адреналина здесь и сейчас, тогда как завоевание титула – это долгая работа на протяжении целого года. Когда это случается, чувствуешь не эйфорию, а расслабленность. Это разные ощущения.
В то же время победа в чемпионате запоминается надолго – ты еще долгое время, просыпаясь утром, вспоминаешь, что выиграл титул чемпиона мира.
Сейчас я гоняюсь ради адреналина от ощущения того, что однажды я, быть может, снова выиграю. Всегда есть шанс опять стать чемпионом.
Моя лучшая победа в гонке? Думаю, это было на Сузуке в 2011-м. Это была очень эмоциональная гонка. К тому же, я опередил на финише двух других чемпионов мира: Фернандо Алонсо и Себастьяна Феттеля.
Ты так много бегаешь. А сколько ты можешь поднять? (Даниэль Риккардо)
ДБ: Его я бы поднял запросто. Он крошечный. При этом очень накачанный. Фитнесом он занимается не так часто. Я бы легко поднял его высоко над головой. Надо будет попробовать, кстати…
В какой момент в этом сезоне вы сядете вместе с менеджерами и подумаете, что делать в будущем? (Эдди Джордан)
ДБ: Кто знает? Живу одним моментом…
Когда ты вернешься на подиум? (Боб Фернли)
ДБ: Надеюсь, в этом году. Не знаю точно, но я думаю, это случится по ходу чемпионата. Мы многому научились в прошлом году и сейчас вполне можем доехать до подиума.
F1 Racing: Неужели это возможно?
ДБ: Не знаю. Впереди много всего… много обновлений. Не знаю, буду ли я способен стабильно бороться за подиумы, но всегда может случиться что-то невероятное, и тогда у меня появится шанс...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько