Вспоминая первые тесты российских гонщиков в Формуле 1: От Злобина до Сироткина

Иван Беликов
13 июля 2016 в 9:38
Фото: LAT Photographic

В дни дебюта Никиты Мазепина на тестах Формулы 1 в Сильверстоуне AUTOSPORT.com.ru вспоминает первый опыт других российских гонщиков Больших Призов

В дни дебюта Никиты Мазепина на тестах Формулы 1 в Сильверстоуне AUTOSPORT.com.ru вспоминает первый опыт других российских гонщиков Больших Призов...

Сергей Злобин

В конце лета 2002 года, накануне Гран При Венгрии, было неожиданно объявлено о том, что новым спонсором команды Minardi стала российская компания «Газпром», а должность тест-пилота занял российский гонщик европейской Формулы 3000 Сергей Злобин.

Еще через полмесяца, 6 сентября, россиянин провёл первые тесты, которые прошли во Фьорано. Да, были времена, когда даже аутсайдеры организовывали частные тесты… Параллельно команда участвовала со всеми остальными в официальных тестах в Монце.

В тот день Злобин за рулём Minardi PS01 образца 2001 года проехал 55 кругов с лучшим временем 1.09,464. Для сравнения, второй тест-пилот Minardi Матео Бобби показал 1.08,148, а рекорд, установленный в межсезонье Михаэлем Шумахером, составлял 58,620.

Какие впечатления?

«Я признаю, что был очень взволнован. Машина Формулы 1 очень сильно отличается от Ф3000 – она гораздо быстрее, острее в управлении и имеет очень мощные тормоза, – сказал тогда Злобин. – Я очень хотел проехать хотя бы несколько кругов в дождь, так как сильнее всего именно на влажном покрытии, но, к сожалению, дождь пошёл только в конце дня, когда тесты уже закончились»

Что было дальше?

Формально у Злобина был трёхлетний контракт, согласно которому в 2004 году он должен был выйти на стартовую решётку. По крайней мере именно об этом говорил сам Сергей в одном из интервью, но в середине 2003-го «Газпром» и Minardi разорвали соглашение, так что дальше ещё нескольких тестовых сессий в Валенсии и Муджелло дело не зашло.

Но Злобин не сдавался и, заручившись поддержкой «СМП Банка», вернулся за руль осенью 2004 года. В Валлелунге россиянин протестировал боевую машину Minardi PS04B. Это были последние тесты Злобина в Формуле 1. Стать первым российским гонщиком в пелотоне ему было не суждено, но свою задачу-минимум он выполнил, протоптав дорогу следующему поколению пилотов из России.

Роман Русинов

Ждать появления следующего россиянина в Формуле 1, пусть и на должности тест-пилота, пришлось буквально несколько месяцев, поскольку уже в феврале 2005 года чемпион серии Le Mans Endurance Роман Русинов был приглашён на должность тест-пилота в команду Midland, основанную на базе Jordan и позиционировавшую себя как российскую, поскольку ее владельцем был канадец российского происхождения Алекс Шнайдер.

Казалось, вот она мечта – российский гонщик в российской команде Формулы 1! Но реальность оказалась несколько иной. Ничего кроме лицензии РАФ команду из Сильвестоуна с Россией не связывало, а Русинов получил один единственный шанс.

Изначально Роману обещали тесты в конце лета, но лишь в декабре в Хересе он, наконец, дебютировал за рулём машины Ф1. Тесты были официальными, так что ориентиров у 24-летнего россиянина было хоть отбавляй. В тот день, 8 декабря, Midland устроила смотрины молодых талантов. Наряду с Русиновым за руль сели Кристиан Альберс, Маркус Винкельхок и Фабрицио дель Монте.

Россиянин проехал 29 кругов с лучшим временем 1.21,990, уступив больше секунды Винкельхоку, который, впрочем, и проехал 52 круга. Зато он оказался на 0,7 секунды быстрее Альберса. Лидеру дня, гонщику BMW Жаку Вильнёву, Русинов уступил 3,238 секунды.

Какие впечатления?

«Описать это очень сложно. Меня предупреждали, что Формула 1 – это нечто особенное, но действительность оказалась ещё круче, – прокомментировал Русинов. – Это ни с чем не сравнимо. Так много мощности, такое сцепление с дорогой! Начиная с торможения, заканчивая прохождением поворотов. И, конечно, перегрузки. Ты чувствуешь их шеей, всем телом. Переключаешь скорость и кажется, что тебе сзади по шлему врезали бейсбольной битой. Впечатляет, честно. Это превзошло все мои ожидания».

Что было дальше?

Несмотря на то, что тесты в Хересе стали единственными для Романа Русинова в Формуле 1, шансы на его участие в Гран При сохранялись до осени 2006 года, когда все резко изменилось – ещё до окончания сезона Midland была продана голландской компании Spyker Cars. Так что сказка о российском гонщике в российской команде так и осталась сказкой. Русинов расстался с мечтой об Ф1 и сосредоточился на гонках на выносливость, где успешно выступает до сих пор, представляя российскую команду G-Drive Racing.

Виталий Петров

По ходу тестов следующего россиянина в Формуле 1 не приходилось гадать – выйдет или не выйдет он на старт Гран При. Ответ был однозначным – выйдет! Еще до начала тестов вице-чемпион GP2 Виталий Петров подписал контракт боевого гонщика Renault.

3 февраля 2010 года на предсезонных тестах в Валенсии Петров впервые сел за руль и проехал 75 кругов. Среди семи участников он занял шестое место, опередив своего бывшего соперника по GP2 Нико Хюлькенберга, который также дебютировал в Ф1. Лучшему времени Фернандо Алонсо российский гонщик уступил 1,627 секунды, а семикратному чемпиону мира Михаэлю Шумахеру, который начинал свою вторую часть карьеры в Формуле 1, проиграл всего 0,968 секунды. Действующему чемпиону мира Дженсону Баттону Петров и вовсе уступил 0,146 секунды.

Какие впечатления?

«Мне очень понравился первый день за рулём, всё прошло хорошо, – прокомментировал Петров. – В сравнении с техникой GP2 машина Формулы 1 впечатляет, мне очень понравились мощный двигатель и эффективные тормоза. Я почувствовал себя комфортно и начал понимать пределы возможностей машины после 30 кругов».

Что было дальше?

Дальше были три сезона в Формуле 1, взлёты и падения. Пиком карьеры Петрова в «Королевских гонках» стал подиум на Гран При Австралии-2011, ну а низшей точкой оказался уход из Renault в конце 2011 года и переход в Caterham. После одного сезона в команде-аутсайдере Виталий лишился места в Формуле 1. В настоящее время «Выборгская ракета» выступает в чемпионате мира по гонкам на выносливость за команду SMP Racing и на прошедших в июне «24 часах Ле-Мана» вместе с Кириллом Ладыгиным и Виктором Шайтаром финишировал третьим в LMP2, завоевав свой первый подиум с того самого этапа в Мельбурне-2011.

Михаил Алёшин

В конце 2010 года произошло ещё одно историческое событие для российского автоспорта. В Формуле Renault 3.5 чемпионом стал Михаил Алёшин. В качестве награды он получил приглашение на молодёжные тесты.

Тесты прошли 16 ноября в Абу-Даби, через два дня после завершения сезона в Ф1. Алёшин сел за руль Renault и по итогам дня проехал 58 кругов – возникли некоторые технические проблемы, но это не помешало Михаилу занять высокое шестое место среди 14 гонщиков. Лидеру Даниэлю Риккардо, которого он одолел в финале Формулы Renault 3.5 в Барселоне, Алёшин, правда, уступил 2,457 секунды.

Какие впечатления?

«Я должен сказать, что все мои ожидания оправдались. Было очень приятно почувствовать себя частью команды, работая с инженерами и механиками, – рассказал Михаил. – Единственной проблемой стал отказ гидравлики, что стоило мне времени. Это меня расстроило, поскольку я не смог проехать, когда трек был в идеальном состоянии. Но в целом это был фантастический опыт».

Что было дальше?

Тесты в Абу-Даби стали единственным опытом Михаила Алёшина в Формуле 1. В начале 2011 года были разговоры о возможном контракте с одной из команд, но всё это так и осталось на уровне слухов и домыслов. Ещё несколько лет Алёшин провёл в GP2 и Формуле Renault 3.5, а в 2014-м отправился за океан покорять IndyCar, где выступает на данный момент.

Даниил Квят

Учитывая поддержку Red Bull, испытания Даниила Квята в Формуле 1 были лишь вопросом времени. Произошло это в июле 2013 года. Россиянин получил приглашение на молодёжные тесты в Сильверстоуне. Правда, если другой юниор Red Bull Карлос Сайнс отработал в обеих командах австрийского концерна, то Квят получил шанс только в Toro Rosso.

19 июля гонщик из Уфы сел за руль машины STR8. Квят поделил день с Жаном-Эриком Вернем, так что выехал из боксов только после обеда. Из-за технических проблем он потерял важное время, а за полтора часа до завершения дня вылетел с трассы. В результате Даниил проехал только 22 круга, показав 11-е время среди 16 гонщиков и уступив лидеру Себастьяну Феттелю 2,387 секунды.

Какие впечатления?

«Ощущения от прижимной силы и мощности потрясающие, – прокомментировал Квят. – Чем больше кругов ты проезжаешь, тем чувствуешь себя увереннее, и во время моей последней попытки я пытался атаковать и найти предел. К сожалению, мы потеряли некоторое время после того, как я допустил ошибку и вылетел в гравий. Я не знаю точно, что произошло, просто почувствовал потерю сцепления задних шин и избыточную поворачиваемость».

Что было дальше?

Неплохой дебют на тестах и успешное выступление в GP3 ускорили процесс перехода Даниила Квята в Формулу 1. Уже в октябре 2013-го было объявлено о подписании контракта с Toro Rosso, а в конце сезона он провёл несколько пятничных тренировок. Таким образом, в сезоне-2014 на старт вышел второй российский гонщик Ф1, а ещё через год он заменил ни много ни мало четырёхкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля в Red Bull Racing.

Второе место на Гран При Венгрии, седьмое место в личном зачёте, впереди даже напарника Даниэля Риккардо – вот главные результаты Квята в 2015 году. Но сложное начало сезона и инцидент на домашнем этапе в Сочи привели к неожиданному развитию событий – уже на следующем этапе в Барселоне Квят был переведён в Toro Rosso, а его место занял Макс Ферстаппен.

Что ждёт Даниила после завершения сезона, пока не знает даже он сам. Но хочется надеяться, что его карьера получит новый импульс и будет ещё долгой.

Сергей Сироткин

На тестах в Бахрейне в апреле 2014 года впервые в истории Формулы 1 два российских гонщика оказались на одной трассе – к Даниилу Квяту присоединился участник программы развития Sauber Сергей Сироткин. Причём Сироткин оказался впереди соотечественника, который к тому моменту провёл уже три Гран При. В таблице Сергей занял восьмое место среди 11 участников и проиграл 3,326 секунды лидеру Нико Росбергу.

Какие впечатления?

«В сравнении со знакомой мне техникой Мировой серии Renault машина Формулы 1 гораздо мощнее и лучше разгоняется, – сравнил Сироткин. – На своём лучшем круге я допустил несколько ошибок, так что в идеале время могло бы быть на секунду лучше. А во второй половине дня возникли неожиданные сложности: гоночные ботинки оказались мне малы, жали, поэтому на торможениях стали возникать болезненные ощущения. В другой паре ботинок ситуация стала лучше, но все равно было не очень комфортно. Было непросто, но я рад тому, что проехал 300 км».

Что было дальше?

Если о подписании контракта Сироткина с Sauber было объявлено с помпой, то спустя год стороны тихо и мирно разошлись. Команда не получила обещанную спонсорскую помощь от российских инвесторов, а Сергей после тестов в Бахрейне выступил только на первой пятничной тренировке, хотя изначально речь шла о дебюте в качестве основного гонщика в 2014 году.

Но в 2016-м Сироткин вернулся в паддок уже в качестве тест-пилота Renault и выступил на пятничных свободных заездах Гран При России. На нынешних тестах в Сильверстоуне россиянин отработал в первый день одновременно с Никитой Мазепиным.

Комментарии для сайта Cackle