Войдет ли Формула 1 в состав Олимпийских игр?
Каждые четыре года возникают разговоры и споры о том, стоит ли автоспортивную дисциплину включить в список видов спорта, представленных на летней Олимпиаде. Есть довольно весомые доводы, говорящие о том, что Формула 1 не меньше многих конкурентов достойна быть представленной на главном спортивном событии четырехлетия. Слово Лоуренсу Барретто...
Большие Призы должны быть включены в список Олимпийских игр. Эта идея не придется по вкусу пуристам и сторонникам прежних идеалов во главе с бывшим президентом Олимпийского комитета Жаком Рогге, который незадолго до ухода с поста еще раз заявил о том, что гонкам не место на Олимпиаде. При этом нет никаких явных и очевидных причин для полного исключения подобной возможности.
В своей речи Жак тогда подчеркнул, что с большим уважением относится к гонщикам Формулы 1, соревнующимся в одной из самых сложных спортивных дисциплин. При этом он отметил, что на Олимпиаде должны мериться силами атлеты, а не техника, и таким образом, автоспорту не место в главных спортивных стартах планеты.
Но если разобраться, среди 39 видов спорта, представленных на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро, 18 требуют дополнительного технического оснащения, которое непосредственно влияет на результаты спортсменов. Так что, если следовать логике Рогге, их тоже стоит исключить из списка?
В конном спорте, к примеру, очень много зависит от лошадей, которые, к тому же, обладают разным уровнем подготовки. И если лошадь чувствует себя в конкретный день неважно, никакой спортсмен не заставит ее выполнять свою работу на максимуме. Так что в этом виде спорта, к примеру, далеко не все зависит от атлетов.
Более того, в конкуре – дисциплине, входящей в состав современного пятиборья, – спортсмены вынуждены соревноваться на лошадях, которых увидели впервые. Им дается не более 20 минут на знакомство со своим "орудием труда", после чего они должны вступать в бой. Всё ли здесь зависит от атлета?
В легкой атлетике конкуренты соревнуются друг с другом без участия технических средств, если не считать таковыми беговые шиповки. Но глупо считать, что все спортсмены изначально находятся в равных условиях. Некоторые страны обладают гораздо большими возможностями для подготовки местных спортсменов, включая современные спортивные сооружения, лучшее снаряжение и обмундирование, а также медицинский персонал и специалистов по спортивному питанию. Всё это дает атлетам определенное преимущество.
В велоспорте, даже если посадить всех спортсменов на абсолютно одинаковые велосипеды, национальные федерации всегда найдут способ поставить своих спортсменов в привилегированное положение путем строительства новейших велодромов и создания максимально подходящих велосипедистам условий работы.
Это всё присуще современному спорту и стремлению к совершенству во всем.
Кто-то считает автоспорт элитарной дисциплиной и аргументирует этим отказ Олимпийского комитета включить Формулу 1 в состав игр. Но если Ф1 – элитарный спорт, то что тогда говорить о выездке, входящей в состав Олимпиады?
Можно понять тех, кто считает, что на Олимпиаде должны быть представлены лучшие представители в своих дисциплинах. Но тогда в этом году не стоило включать гольф. Да и футболу с регби-7 в этом случае не место в Рио. А их место должен был занять, к примеру, сквош. Но это вряд ли случится.
Олимпийское движение развивается и старается охватывать всё новые направления и дисциплины, сохраняя при этом принципы поощрения спортсменов за их усилия в стремлении к совершенству. И в Формуле 1 присутствуют те же постулаты – желание спортсменов стать быстрее и сильнее. Эти идеалы полностью отвечают букве и духу Олимпийской хартии.
В каком же виде Большие Призы могут присоединиться к Олимпийскому движению? Первые шаги в этом направлении уже были сделаны. В 2007 году из хартии были исключены слова о том, что «Олимпиада не приемлет виды спорта, в которых превосходство может быть достигнуто при помощи механических средств передвижения».
После этого Международный олимпийский комитет присвоил FIA особый статус после признания федерацией положений Олимпийской хартии и подписания Всемирного антидопингового кодекса ВАДА в 2013-м.
Следующим шагом должна стать выработка формата участия Ф1 в Олимпиаде. Тогда как выступление гонщиков за рулем одинаковых машин было бы, по сути, верхом справедливости, зрители все же хотят видеть технику Формулы 1, являющей собой вершину автоспорта, и именно в этом смысла включения Ф1 во Всемирные игры. В олимпийском футболе действует ограничение по возрасту, а опытных игроков должно быть в команде не более трех. Но почему лучшие из лучших не должны иметь возможность проявить себя на Олимпиаде?
Таким образом, выступление всех гонщиков на одинаковых машинах класса Ф1 маловероятно. А если бы это было возможно, кто бы покрывал сопутствующие расходы на подготовку техники?
Выходит, что идеальным вариантом было бы добавление в календарь Олимпийского Гран При. Это должен быть полноценный этап чемпионата с участием всех гонщиков за свои команды и начислением очков в личном и командном зачетах первенства, который пройдет в стране, принимающей Олимпиаду.
К примеру, в случае со следующими играми в Японии можно либо провести ребрендинг Гран При Японии на Сузуке, либо добавить Олимпийский этап на соседней трассе Фудзи.
Формат уик-энда при этом остался бы прежним, но ценность мероприятия возросла бы в разы, поскольку в рамках этапа разыгрывались бы три олимпийские медали.
В Олимпийской хартии также сказано, что каждая отдельная федерация должна устанавливать определенные правила для включения вида спорта в Олимпиаду – к примеру, должны быть выработаны конкретные квалификационные критерии, которые позволили бы спортсменам отбираться на Олимпийские игры.
При этом гонщики должны иметь выбор – участвовать или нет в Олимпиаде, поскольку никакого финансового вознаграждения за участие не должно быть предусмотрено. Но вряд ли кто-то откажется от такой возможности, особенно с учетом того, что набранные очки пойдут и в зачет чемпионата.
Таким образом, все пилоты должны будут пройти определенную процедуру перед уик-эндом. Это может быть предварительным квалификационным этапом на той же трассе, в котором смогут принять участие все боевые пилоты команд, а также резервные и гонщики по развитию – все, кому коллективы доверят место в кокпите.
К примеру, можно провести одну тренировочную сессию и квалификацию, в которой все спортсмены смогут показать результат, достойный участия в Олимпиаде, определенный заранее по определенным критериям. Если в команде более двух пилотов смогут преодолеть означенную планку, руководство коллектива примет решение, кого именно посадить в кокпит на Олимпиаде. Что касается самого Олимпийского этапа, то здесь формат должен остаться прежним, трехдневным.
Если бы это мероприятие проходило сегодня, то за олимпийское золото, скорее всего, сражались бы Льюис Хэмилтон и Нико Росберг, защищающие цвета Mercedes, но для олимпийских видов спорта такое доминирование одной из команд не в новинку – к примеру, Китай превосходит всех в бадминтоне и прыжках в воду, Великобритания – в гребле, а США – в плавании.
Самым большим препятствием для включения Формулы 1 в олимпийскую семью могла бы стать коммерческая составляющая спорта. В этом случае неизбежно будет пересечение финансовых интересов, тогда как МОК по праву перехватит инициативу в области размещения рекламы на трассе, к тому же, могут возникнуть проблемы с размещением брендов на машинах.
Но мы помним, что когда в Ф1 запретили рекламу табачной продукции, команды смогли проявить творческий подход в создании логотипов, при том что явной рекламы на машинах не было. Точно так же убирается и пропаганда алкогольной продукции в тех странах, где эта отрасль запрещена законом.
Так что вхождение автоспорта в Олимпиаду – дело вполне реальное. Но для этого необходимо будет провести долгосрочное планирование и применить прагматичный подход, чтобы соблюсти все условия и оговорки в спонсорских соглашениях.
При этом плюсы включения в Олимпиаду очевидны для всех. Согласно отчету по трансляциям лондонских игр, потенциальная аудитория составила 4,8 миллиарда человек, тогда как реально было достигнуто 3,6 миллиарда. Какой рекламодатель или промоутер откажется от куска такого сладкого пирога?
К тому же, вступление в олимпийскую семью позволит привлечь внимание к автоспорту со стороны тех, кто никогда этим не увлекался. Формуле 1 это очень нужно. В последние годы популярность спорта падает – в прошлом году телевизионная аудитория составила 400 миллионов человек, что на 25 млн меньше, чем в 2014-м, и на 50 млн – чем в 2013-м.
Лондонская Олимпиада доказала, что люди по-прежнему заинтересованы в массовых спортивных мероприятиях. Болельщики наблюдали за спортивными баталиями с самого старта игр и до финиша.
Что касается коммерческой составляющей и спонсоров Больших Призов, то им будет только лучше, если даже малая часть зрительской аудитории, заинтересовавшись гонками в рамках Олимпиады, последит за оставшейся частью чемпионата. Команды и гонщики также будут только рады возросшим рекламным возможностям.
Формуле 1 будет очень уютно в составе Олимпийских игр, а Олимпиада должна принять автоспорт в свою семью с распростертыми объятиями. В конце концов, гонки на колесницах как вид состязания были введены на Олимпиадах еще в 680 году до нашей эры, а нынешние гонщики отличаются от своих прародителей лишь тем, что в их распоряжении не две или четыре лошади, а более 900...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько