Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Потенциальные риски Liberty Media при покупке прав на Ф1

Дитер Ренкен
7 декабря 2016 в 9:23

Перед тем, как завершить сделку по покупке коммерческих прав на Формулу 1, компания Liberty Media составила документ, в котором перечислены все потенциальные риски и подводные камни в деле приобретения актива. Прочитав этот документ, Дитер Ренкен задался вопросом о том, зачем американская компания вообще вступила в спор за право обладания правами на Ф1...

После сентябрьского известия о том, что Liberty Media провела первый транш по покупке коммерческих прав на Большие Призы, многие в паддоке были удивлены тем, что компания до сих пор так никак себя и не проявила в отношении управления чемпионатом. Кто-то связывал такую пассивность компании с тем, что ее председатель Чейз Кэри пока только осматривается и знакомится с миром Формулы 1. Однако документ, попавший в распоряжение AUTOSPORT, свидетельствует о том, что это вовсе не так, и компания просто ждет осуществления второго транша в срок до 30 июня 2017 года.

Тогда как Кэри был назначен председателем совета директоров компании Delta Topco лишь 7 сентября 2016 года, отчет Комиссии по ценным бумагам и биржам гласит о том, что первый контакт между Liberty и фондом CVC Capital Partners произошел еще в сентябре 2013-го с целью «исследования потенциальных действий по взаимоотношению с Формулой 1. В этой связи LMC и CVC заключили конфиденциальное соглашение, датированное 1 ноября 2013 года».

С тех пор представители двух компаний провели не одну встречу – обычно посредством телеконференции – для обсуждения возможных методов взаимодействия. В качестве одного из условий сделки CVC предлагала продать часть акций одному из акционеров спорта с правом назначения главы совета директоров Liberty Media. Предложение также включало условие переименования Liberty в Formula One Group.

В период с апреля по август 2016 года было проведено как минимум семь раундов переговоров между сторонами, финальное решение было озвучено 6 августа, а через день были подписаны бумаги. К тому же, теперь ясно, что заявление босса CVC Дональда Маккензи, сделанное 4 сентября и гласящее о том, что на приобретение прав претендуют еще два покупателя, было лишь дымовой завесой.

(c) AUTOSPORT.com
(c) AUTOSPORT.com

Будучи публичной компанией, акции которой выставлены на Нью-Йоркской фондовой бирже, Liberty Media необходимо получить одобрение от акционеров перед завершением сделки по покупке прав на Ф1 и переименованием компании, для чего был произведен тщательный анализ наличия потенциальных рисков в предстоящей операции.

С итогами этого исследования весьма любопытно ознакомиться – не только потому что при этом открываются некоторые завесы внутреннего мира Ф1, но и просто для понимания намерений компании в отношении приобретения прав на спорт.

Интересно, что многие из перечисленных факторов риска, включая, к примеру, сложности Ф1 в отношении расширения календаря, уже были отмечены в моих предыдущих статьях, хоть и опровергнуты действующими властями спорта, но есть в этом документе и пункты, о которых до этого можно было только догадываться.

Также в документе ясно указано, что в случае, если в срок до 30 июня 2017 года второй транш, который должен обеспечить Liberty долю в 35% и право принятия решений, не будет произведен, у компании останется лишь миноритарный пакет активов Delta (чуть меньше 19% без возможности управления), что, в свою очередь, негативно скажется на котировках акций LMC и ее финансовых результатах. Так что в настоящее время Liberty находится под серьезным прессингом.

Также в документе перечислены и другие риски, включая расхождение в культурных основах между Liberty и Ф1, сложности в координации и налаживании деловых отношений между сторонами, разницу в опыте и подходе к использованию различных бизнес-моделей, потенциальные разногласия с третьими сторонами – командами, промоутерами и спонсорами, а также возможную потерю людей, занимающих ключевые посты.

Кроме того, команды также имеют определенные рычаги влияния на ситуацию, и это прописано в их действующих двусторонних соглашениях.

(c) AUTOSPORT.com
(c) AUTOSPORT.com

К примеру, они имеют право заблокировать решение расширить календарь чемпионата свыше 20 этапов, или «даже 17, если количество гонок за пределами Европы, США и Канады превысит 60% от общего количества этапов в сезоне». Также они «могут влиять на принятие технического и спортивного регламентов чемпионата».

Здесь и далее в кавычках указаны прямые цитаты из указанного документа.

В документе отмечен и еще один любопытный пункт: «В условиях 100-летнего соглашения указано, что Ф1 обязана получать одобрение от FIA на проведение более 25 этапов в сезоне (а начиная с 2031 года – более 17, если к тому времени не будет заключен новый договор), и на данный момент нет никакой уверенности, что подобное одобрение будет получено».

При этом мы знаем, какую весомую ставку руководство Liberty делало именно на расширение календаря Больших Призов с проведением трех гонок в США. Сейчас же стало известно, что на этом пути у них могут возникнуть непреодолимые преграды:

«Также у Ф1 могут возникнуть определенные трудности во взаимодействии с промоутерами этапов, способными получить все необходимые одобрения для утверждения гонки в календаре и обладающими всем необходимым для проведения действительно успешного мероприятия. Кроме того, в новых для Формулы 1 странах могут потребоваться дополнительные инвестиции в инфраструктуру автодромов, а также непредусмотренные административные расходы со стороны промоутеров, которые могут не окупиться. Что касается платы за проведение этапа, то в государствах с развивающейся экономикой она может быть меньше, чем в развитых странах».

В то же время Берни Экклстоуну необходимо поддерживать интерес к чемпионату со стороны Ferrari, если он надеется остаться на посту исполнительного директора FOM: «По условиям нынешних соглашений, команда с самой продолжительной историей в чемпионате [Ferrari] обладает дополнительными правами в отношении назначения нового исполнительного директора Ф1».

(c) AUTOSPORT.com
(c) AUTOSPORT.com

Также в документе указано следующее: «Соглашения с командами McLaren и Mercedes гарантируют их родительским корпорациям (McLaren Group Limited и Daimler AG соответственно) право назначения директора компании Delta Topco сроком до 31 декабря 2020 года или истечения действующих соглашений, если это произойдет раньше означенного времени. Команда Ferrari обладает теми же полномочиями, которые были прописаны во всех соглашениях в отношении этой команды».

Вето, ах, вето…

Рассматривая факторы риска, компания Liberty признает, и правильно делает, что коммерческий успех Формулы 1 прежде всего зависит от популярности спорта в среде болельщиков, таким образом, к рискам они причисляют также увеличение доходов компании за счет повышения платы за право проведения этапов, контрактной стоимости телевизионных соглашений, а также рекламы, спонсорских пакетов и представительских расходов.

«Популярность Формулы 1 в мире в целом и в отдельных регионах в частности может зависеть от конкурирующих видов спорта, включая иные виды автоспорта, а также от развлекательных мероприятий, соперничающих с Ф1 за внимание публики. Кроме того, репутация Больших Призов, являющихся вершиной автоспорта, зависит от участия в чемпионате ведущих команд, от привлекательности шоу, сопровождающего гонки, от динамики общественного отношения к автомобилям в целом, от экономического климата, который способен повлиять на посещаемость этапов и перспективы расширения календаря в новые страны. При этом все перечисленные обстоятельства могут меняться очень быстро и не подлежат прогнозированию».

Скандалы и фатальные инциденты – в документе указаны трагические события гибели Жюля Бьянки и двух маршалов начиная с 1994 года – также могут негативно сказаться на популярности Формулы 1 у болельщиков. Кроме того, «популярность чемпионата мира в конкретных регионах часто зависит от участия в соревновании местных команд и гонщиков».

(c) AUTOSPORT.com
(c) AUTOSPORT.com

В документе также не забыли указать и последствия угроз со стороны команд не продлевать действующие соглашения со спортом, либо вовсе покинуть чемпионат, воспользовавшись правом досрочного расторжения договора.

«В настоящее время нет никакой уверенности, что команды останутся в чемпионате после 2020 года, и что FIA продлит действующее соглашение на срок после 2030 года».

Обратите внимание на второй пункт. Liberty особо отмечает, что срок действия коммерческих прав на спорт может быть прерван в случае, если «Формула 1 существенным образом нарушит условия действующих соглашений, предпримет попытку смены власти, вмешается в права FIA или проявит признаки неплатежеспособности». Все перечисленные обстоятельства могут серьезнейшим образом ударить по Formula One Group.

Исполнительный директор FOM, а значит, и FOG, Берни Экклстоун также не остался без внимания комиссии по составлению означенного документа. В частности в списке есть упоминания о его проблемах с законом и инциденте со взяточничеством в размере 40 млн долларов, который был улажен после выплаты англичанином суммы, в 2,5 раза превышающей исковую стоимость.

«Судебное разбирательство в Германии против Берни Экклстоуна было прекращено вследствии уплаты обвиняемым отступных приличного размера, после чего состав преступления был аннулирован. Кроме того, и гражданский иск в Великобритании против Экклстоуна был приостановлен, несмотря на то, что судья был весьма убедителен в своих заключениях».

(c) AUTOSPORT.com
(c) AUTOSPORT.com

Акционеры в этом документе также были предупреждены о наличии угрозы принудительных действий в соответствии с законом о конкуренции, несмотря на два рекомендательных письма, опубликованных ЕС в октябре 2011 года, согласно которым Формула 1 получила некоторые смягчения при соблюдении определенных условий.

В то же время в Liberty понимают, что «рекомендательные письма не носят обязательного к исполнению характера для Еврокомиссии, и если там посчитают, что обстоятельства серьезным образом изменились, то могут возобновить свои принудительные действия». Также в документе отмечено, что в будущем «существует немалый риск продолжения активности Еврокомиссии в отношении Ф1».

После этого упоминается нашумевшее дело о жалобе двух команд Ф1 – Force India и Sauber – на действующее руководство спорта по поводу несправедливого распределения финансов:

«К примеру, в сентябре 2015 года две команды подали иск в Еврокомиссию против Ф1, предметом которого является распределение призовых денег в спорте и действия, проводимые руководством чемпионата в отношении команд. При этом в Ф1 считают эти жалобы несостоятельными и не имеющими отношения к закону о конкуренции, относя их к чисто внутренним коммерческим делам организации. Таким образом, с учетом аргументов, приведенных выше, нет никакой уверенности в том, что Еврокомиссия не продолжит расследования в отношении спорта».

Любопытно, что сам Экклстоун временами, казалось, был не против действий, проводимых Еврокомиссией…

(c) AUTOSPORT.com
(c) AUTOSPORT.com

Под общим заголовком «Формула 1 зависит от торговых марок, авторских прав и интеллектуальной собственности» в Liberty обозначили опасения, связанные с юридическими действиями в отношении нарушения правовых норм, включая пиратство и распространение нелегального контента. И эти риски становятся тем больше, чем меньше в мире остается бесплатных трансляций гонок Формулы 1.

«Новейшие технологии, увеличение пропускной способности каналов обмена информацией и падение цен на устройства, позволяющие транслировать и принимать большие потоки данных, значительно облегчают пиратскую деятельность в отношении трансляции всех спортивных соревнований, одновременно затрудняя поиск и обнаружение нарушений правовых норм», – говорится в документе.

Вообще, о глубине и ширине отраженной в указанном документе информации можно с легкостью судить по его объему – ни много ни мало 389 страниц, из которых перечисление факторов риска занимает порядка 10%. Вы понимаете, что только очень квалифицированный аналитик способен досконально разобраться во всем многообразии представленных данных, многие из которых выражены характерным для США юридическим языком.

Несмотря на это, даже беглого взгляда на документ достаточно, чтобы понять весь объем трудностей, с которым может столкнуться Liberty на пути получения одобрения от акционеров и проведения второго транша, без чего компанию ждут серьезные последствия.

Также мы получили ответ на вопрос о бездействии Liberty в последние месяцы. В документе ясно отмечено, что до проведения второго транша компания и ее председатель не могут считаться влиятельными игроками в Формуле 1.

Главный вопрос состоит в том, сможет ли Liberty Media уложиться с финальным траншем в означенный срок, или же Берни, который изначально не был в восторге от предстоящей сделки, сорвёт им все планы? Вспомните EM-TV и Kirch Media – обе медийные корпорации на пути к покупке доли владения в Формуле 1 также столкнулись с мистером Экклстоуном…

Но есть и еще один немаловажный вопрос: с учетом всех факторов риска, изложенных в количестве более 10 тысяч слов, что впятеро больше, чем в этой статье, зачем Liberty Media вообще понадобилась Формула 1?..

Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7291/the-risks-facing-liberty-f1-bid

(c) AUTOSPORT.com
(c) AUTOSPORT.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle