Чёртова дюжина аварий Ралли Монте-Карло
За более чем столетнюю историю на спецучастках Ралли Монте-Карло произошли если не тысячи, то сотни аварий. В преддверии старта сезона WRC-2017 года АВТОСПОРТ.com.ru вспоминает некоторые из них, наиболее ярко демонстрирующие весь спектр трудностей, с которыми могут столкнуться экипажи...
1. 1978 год. Маурицио Верини
Заводская команда Attivita Sportiva Abarth (ASA) встретила очередной сезон во всеоружии. Команда Squadra Corse Lancia – коллеги по концерну, но соперники на трассе – в межсезонье прекратила своё существование, слившись с ASA, а остальные коллективы заочно отдавали преимущество итальянскому коллективу, не собираясь участвовать во всех гонках. Однако на стартовом этапе сезона экипажи Fiat дружно сели в лужу. А точнее – в сугроб!
Выступавшая под брендом Alitalia Fiat команда ASA была представлена в Монте-Карло четырьмя гонщиками – на Fiat 131 Abarth выступали Вальтер Рёрль, Жан-Клод Андрюэ, Маурицио Верини и Бернард Дарниш. Но даже столь внушительный состав и заводской статус не спасли коллектив от ошибок при выборе резины, стоивших экипажам в итоге как победы, так и призовых мест.
Роковой же стала ошибка, в результате которой все четыре экипажа оказались, попросту беспомощны, очутившись на асфальтовой резине на заваленном снегом перевале Коль де Перти. К тому же ехавшего первым Верини развернуло и он оказался зажат между сугробами, в которые превратились обочины, что стало началом целой цепочки событий…
Зрители попытались сдвинуть Fiat с места, но эвакуация заняла много времени, и к месту инцидента успел подъехать Дарниш. Затем настал черёд Рёрля, Андрюэ и выступавшей на Lancia Stratos Мишель Мутон.
Все пять представителей итальянских марок потеряли здесь не только уйму времени, но и остались без шансов на высокий результат – Рёрль, Дарниш и Андрюэ заняли четвёртое, пятое и шестое места соответственно, а Верини стал восьмым.
Ну а фотографы, оказавшиеся на месте аварии Маурицио Верини, подарили нам один из самых курьёзных кадров за всю историю Ралли Монте-Карло.
2. 1983 год. Мишель Мутон
Отношения у перешедшей в 1981 году в Audi Мишель Мутон с гонкой в Монте-Карло не заладились. В первый год она не смогла даже стартовать из-за попавшего в топливную систему песка – причина выяснилась после вскрытия мотора. А в 1982 и 1983 году француженка покидала гонку из-за аварий.
Виновником первой, и более серьёзной из двух, стали неожиданное пятно "чёрного льда", а также тот факт, что достаточно примитивная конструкция системы полного привода не позволяла использовать для поворотов ручной тормоз.
В критической ситуации на СУ12 гонщица не смогла скорректировать траекторию, Audi вынесло с трассы и машина на скорости 110 км/ч врезалась в дом. Мишель повредила колено, а её штурман Фабриция Понс заработала сотрясение мозга. На момент схода Мутон и Понс занимали третье место в общем зачёте.
1983 год ознаменовал появление первой Audi Quattro, подготовленной по группе Б. Однако даже в новой версии машина не избавилась от своих недостатков. Главным из них была отвратительная управляемость, вызванная неудачной развесовкой – передняя часть машины была куда тяжелее задней.
И вновь – авария. На этот раз при проезде одного из поворотов спецучастка, который проходил неподалеку от её родного города, Мишель зацепила стенку из камней, располагавшуюся внутри поворота, что привело к проколу колеса и повреждению подвески. Кроме того, от удара машину отбросило к противоположной обочине, где она вновь врезалась в стену. В результате этого оказалось уничтожено переднее левое и повреждено заднее левое колесо. Так завершилось третье по счёту Ралли Монте-Карло для Мишель Мутон и Audi.
Позднее француженка объясняла причину аварии тем, что ей якобы пришлось уворачиваться от фотографа. Но на видео никакой помехи не видно…
Больше Мишель в Монте-Карло за рулём Audi не выступала. Она вернулась сюда лишь в 1986 году после перехода в Peugeot Talbot Deutschland и сошла из-за технических проблем.
3. 1985 год. Ари Ватанен
Руководство французской команды Peugeot Talbot Sport придавало особое значение выступлению коллектива на дебютном для Peugeot 205 turbo 16 и престижном Ралли Монте-Карло, ведь гонка фактически проходила на территории Франции.
Давление на гонщиков было весьма серьёзным и это не могло не сказаться на количестве ошибок. В экипаже Ари Ватанена и Терри Харримана их допустили сперва пилот, а затем и штурман.
Финн показал лучшее время на первом спецучастке, но уже на втором допе вылетел на обочину. В эпоху группы Б "вылет на обочину" приводил несколько к другим последствиям, чем сейчас. Peugeot влетела в толпу болельщиков словно шар, сбивающий кегли в боулинге. Люди полетели в разные стороны, но к счастью серьёзных травм удалось избежать.
Ари, конечно же, потерял лидерство и восстановил его только к девятому допу. Но теперь настал черёд ошибаться Терри Харримана. Штурман "привёл" своего пилота на КВ раньше, чем это было положено, и Ватанен схлопотал восьмиминутную пенализацию.
До самого конца гонки финн атаковал изо всех сил и в итоге сумел одержать победу, прервав беспроигрышную серию Вальтера Рёрля.
Но над группой Б начали сгущаться первые тучи – фотографии и видео вылета Ватанена выглядели просто ужасно…
4. 1986 год. Хенри Тойвонен
Каких только аварий не помнит история Ралли Монте-Карло. Но один из самых удивительных инцидентов произошёл с Хенри Тойвоненом во время гонки 1986 года.
После первого же допа третьего дня гонки в одном из узких поворотов на дорожной секции Lancia Delta S4 лидировавшего в гонке финна столкнулась лоб в лоб с обычным гражданским Peugeot. Штурман Тойвонена Серджио Кресто тут же связался по радио с командой и рассказал о произошедшем. Два механика прыгнули в "быструю" техничку и помчались к месту ДТП.
В их задачу входило как можно быстрее разобрать переднюю часть автомобиля, демонтировав пострадавшие детали. А за это время команда должна была подвезти новые элементы. Заменить пришлось всю переднюю левую подвеску, два радиатора, а также капот – и это в промежутке между двумя спецучастками!
Потеря времени на внеплановый ремонт привела к потере экипажем трёх позиций – с первого места Тойвонен и Кресто откатились на четвёртое. Но финн продолжил атаковать и в итоге одержал победу с отрывом в четыре минуты от ближайшего соперника.
Остаточным явлением аварии, по словам Хенри, было то, что машина приобрела весьма специфическую управляемость: «Ехать очень непросто. В правых поворотах у машины избыточная поворачиваемость, а в левых – недостаточная. У нас "машина-банан". Что с этим можно сделать? Поменять автомобиль…»
5. 1989 год. Алекс Фиорио
Для Алессандро Фиорио, выступавшего за команду Jolly Club ["придворный" коллектив Lancia] Ралли Монте-Карло 1989 года было особенным. Годом ранее он финишировал здесь вторым, пропустив вперёд лишь гонщика заводской команды Lancia Martini Бруно Саби. Теперь же в его распоряжении была уникальная машина с полуавтоматическим сцеплением Valeo semiautomatic, и после тестов Алекс был уверен, что это позволит ему бороться за самый высокий результат.
Но уже на четвёртом допе его Lancia Delta HF 4WD вылетела с трассы. На торможении перед правым поворотом она подскочила на кочке, после чего автомобиль стало "крестить", пилот не справился с управлением, и на скорости примерно в 145 км/ч машина свалилась под откос на внешнюю сторону поворота.
Сделав четыре оборота через крышу Lancia попутно подмяла под себя зрителей, которые стояли в зоне вылета. Авария превратилась в трагедию – экипаж не пострадал, а двое зрителей погибли на месте. По трагической случайности ими оказались гонщики…
Первой жертвой стал Ларс-Эрик Торп – 28-летний пилот, выступавший ранее за заводскую команду Toyota, а в 1989 году севший за руль Audi. На его счету было четыре подиума на этапах WRC, и его ждала успешная карьера. Вторым погибшим оказался штурман Бертил-Руне Ренфельдт – он участвовал в Ралли Монте-Карло ещё в 1965 и 1966 годах.
Они не просто так присутствовали на гонке – шведы работали в качестве экипажа-разведчика для своих земляков Фредрика Скогхага и Петера Дикманна. Четвёртый спецучасток завершал первый день гонки и, отработав положенное, "разведчики" решили посмотреть ралли со стороны.
Сперва они следили за тем, как едут лидеры в другом месте трассы, но перед проездом Фиорио перешли к этому злосчастному повороту – это был первый километр спецучастка "Burzet".
После произошедшего Скогхаг и Дикманн не могли продолжать ралли, снявшись с гонки.
6. 1999 год. Карлос Сайнс и Дидье Ориоль
Первый же спецучасток Ралли Монте-Карло 1999 года собрал большой урожай проблем и сходов. Из группы лидеров до финиша 48-километрового допа "Plan de Vitrolles – Faye" в нормальном темпе добрался лишь обладатель первого стартового номера Томми Мякинен. Ему удалось справиться с непростым характером СУ – стартовав на сухом асфальте участники постепенно забирались всё выше в горы, где им предстояло ехать сперва по мокрому асфальту, а затем и по "чёрному льду".
Один за другим с трассы вылетели Фредди Лойкс, Ричард Бёрнс, Симон Жан-Жозеф и Бруно Тири, а Юха Канккунен едва "поймал" на торможении свою Subaru Impreza WRC. Но хуже всех пришлось пилотам заводской команды Toyota Team Europe.
Трёхкратные победители Ралли Монте-Карло Карлос Сайнс и Дидье Ориоль опростоволосились, что называется, по полной. Сперва испанец, а затем и француз вылетели в одном и том же повороте, свалившись в канаву, где уже лежала машина зрителей и один из "нулевых" экипажей.
Оба гонщика повредили свои машины, но с помощью зрителей смогли продолжить движение по трассе. Впрочем, Карлос вылетел ещё раз и окончательно сошёл, став, с точки зрения дистанции, последней жертвой этого злосчастного спецучастка – все, кто проехал дальше него, смогли добраться до финиша допа.
7. 2002 год. Роман Креста
Сейчас уже в это слабо верится, но были времена, когда Skoda строила отвратительные раллийные машины. Да-да, после успехов Fabia Super 2000 и Fabia R5 старые проблемы забылись, но это факт.
Однако после Ралли Монте-Карло 2002 года обычно не попадающий в объективы телекамер по причине ужасных результатов чешский гонщик чешской команды Роман Креста проснулся знаменитым.
Это было дебютное ралли в княжестве Монако для пилота Skoda. Он начал гонку довольно неплохо для новичка, выйдя на пятое место после первого допа – в полусекунде позади него оказался сам Себастьен Лёб! Но позднее всё встало на свои места – чех сперва провалился на восьмое, а затем и на 11-е место. Так завершился для него первый день.
Второй день гонки для Романа продолжался всего полтора допа – на втором субботнем СУ он переборщил со скоростью входа в очередной поворот, машину занесло, и она ударилась в каменную стенку, отделявшую проезжую часть от пропасти. Стена не выдержала удара, развалилась и… Skoda Octavia WRC Evo 2 зависла между дорогой и старым столбом, который находился за той самой стенкой!
Журналисты долго не могли решить – повезло или нет Роману Кресте. Но в одном они сошлись: его авария – это первый случай, когда гонщик может порадоваться тому, что его автомобиль врезался в столб.
О следующем участнике нашей подборки этого не скажешь…
8. 2005 год. Франсуа Дюваль
Франсуа Дюваль начинал сезон-2005 в отличном настроении. Шутка ли, оказаться в чемпионской команде Citroen Sport, заняв место ушедшего на пенсию Карлоса Сайнса! Если бы бельгиец только знал, чем обернётся для него контракт с французским коллективом…
По итогам первого дня Ралли Монте-Карло 2005 года Дюваль занимал второе место вслед за своим товарищем по команде Себастьеном Лёбом. Отставание шедшего третьим Маркуса Гронхольма от Франсуа составляло более полуминуты. Казалось бы, можно слегка расслабиться и не атаковать чересчур уж сильно. Но перед бельгийцем маячил Лёб и он, по всей видимости, решил показать ему, на что способен.
На втором допе второго дня Citroen Xsara WRC под номером 2 соскользнула с трассы и врезалась штурманской дверью в бетонный столб. Тот упал поперёк дороги, перегородив движение остальным экипажам. Прохождение спецучастка пришлось остановить.
Сам Франсуа в аварии не пострадал, а вот его штурмана Стефана Прево на вертолёте отправили в больницу для обследования.
9. 2005 год. Петтер Сольберг и Маркус Гронхольм
К сожалению, идиотов в мире предостаточно. Есть они и среди раллийных болельщиков. На Ралли Монте-Карло они проявляют себя тем, что бросают снег на асфальт в зонах торможения и в поворотах сразу после проезда экипажей-разведчиков и "нулей".
В результате гонщики, которые едут по стенограмме, где прописан отрезок трассы или поворот с чистым и сухим покрытием, попадают на скользкий снег. В большинстве случаев это приводит к проблемам и даже сходам. В 2005 году на этом попались два чемпиона мира – Петтер Сольберг и Маркус Гронхольм.
Всё случилось в заключительный день гонки на перевале Турини. После схода Франсуа Дюваля, о котором мы говорили ранее, финн вышел на второе, а норвежец – на третье место в гонке. В начале предпоследней секции Сольберг сумел опередить Гронхольма и на следующем спецучастке планировал увеличить свой отрыв. Однако вместо этого оба соперника попали в аварии в одном и том же месте.
Что тут рассказывать? Сперва Петтер, а затем Маркус подъехали к закрытому правому повороту и увидели перед собой усыпанную снегом зону торможения. Колёса, рассчитанные на асфальт, скользили, и автомобили даже не думали замедляться. Норвежец попытался было "притормозить", приложив свою Subaru о скалу, но это не помогло – машина продолжила движение по прямой и врезалась в заградительные блоки на обочине. Удар оказался весьма неудачным и завершился разрушением передней левой подвески. К сожалению, Сольберг не смог доехать до финиша СУ и сошёл.
Чуть позднее ситуация повторилась и для финна. Но в отличие от своего соперника "Боссе" сумел доползти до сервис-парка на трёх колёсах, проиграв победителю допа чуть больше пяти минут. Инцидент стоил ему двух потерянных позиций – с третьего места он свалился на пятое.
«И снова этот Коль де Турини! Всем известно, что зрители кидают снег на дорогу – и я знал это, – ругался после финиша Гронхольм. – Однако когда я подъехал к повороту и увидел снег, было уже слишком поздно что-то делать.
За несколько мгновений до вылета я заметил там ещё одно колесо – не моё, а Сольберга. Он, видимо, уже успел там вылететь. Когда я потерял колесо, то был уверен, что на этом гонка для меня окончена. Однако мы проехали 19 километров и добрались до финиша. Очень обидно, ведь мы могли финишировать вторыми».
10. 2006 год. Себастьен Лёб
Одержав с 2004 года две победы подряд на этапе в Монте-Карло, француз был главным фаворитом стартового этапа сезона-2006. Даже формальная смена команды – вместо заводской Citroen Sport он выступал за "частную" Kronos Racing – никого не могла ввести в заблуждение, ведь сменилась только вывеска, а коллектив де-факто остался прежним.
Стартовые спецучастки гонки лишь подтверждали это. Из четырёх допов Себ выиграл два и ещё по разу показал второе и третье время. Но на заключительном СУ первого дня Лёб подарил гонке забытую в последние годы интригу…
Француз переоценил сцепные свойства покрытия в одном из поворотов – асфальт был более скользким, чем казалось пилоту – что привело к сносу передней оси. Себастьен дернул рычаг ручного тормоза с тем, чтобы изменить траекторию движения автомобиля и попытаться удержать его на трассе. Но было уже поздно – синяя Citroen Xsara WRC достаточно мягко и плавно сползла вниз по склону, завязнув в снегу.
Сход на заключительном спецучастке дня "стоил" французскому чемпиону пятиминутного штрафа за пропуск допа. На момент вылета Лёб опережал занимавшего второе место Маркуса Гронхольма на минуту с небольшим и после возвращения всех занимал только один вопрос – сумеет Себ догнать "Боссе" или нет?
Выиграв большинство оставшихся допов гонки, точнее восемь из 11-ти, Себастьен с восьмой позиции пробился на вторую. До победы ему не хватило одной минуты…
11. 2006 год. Ясен Попов
Представители группы N нечасто попадают в объективы теле- и фотокамер во время Ралли Монте-Карло – здесь и без них хватает острых моментов. Но в 2006 году болгарский экипаж Ясена и Диляна Поповых прославился на весь мир.
Для своего дебюта в чемпионате мира по ралли братья Поповы выбрали едва ли не самую неудачную гонку – уж слишком специфичным является это ралли. Но ничего не попишешь – выбрали и выбрали, ехать надо. И они поехали, да ещё как!
Первый день чемпион Болгарии по ралли Ясен Попов завершил на третьей позиции в зачёте серийного чемпионата мира PWRC. При этом по ходу дня он даже шёл вторым, но на последнем допе его опередил Нассер Аль-Аттия.
По ходу второго дня братья Поповы продолжили борьбу в первой тройке, но на финише СУ11, который проходил по дорогам перевала Турини, их Mitsubishi не появилась – экипаж просто исчез с трассы!
Лишь через какое-то время поиски увенчались успехом. В тумане экипаж вылетел в правом повороте в пропасть. Скорость в момент вылета была не так уже велика, всего 86 км/ч, но этого хватило для того, чтобы отправить Mitsubishi в полёт. В результате машина долго кувыркалась вниз по склону и остановилась, лишь ударившись о деревья, находившиеся в ста метрах внизу от дороги.
Вылет Поповых до боли напоминал трагическую аварию Хенри Тойвонена и Серджио Кресто в 1986 году на Ралли Тур де Корс. Тогда финн и американец вылетели с трассы, их Lancia Delta S4 врезалась в деревья и сгорела дотла вместе с экипажем. Однако современные автомобили куда более безопасны, и несмотря на то, что от машины осталась груда металлолома, болгарские гонщики не пострадали.
Чего нельзя было сказать об их автомобиле! Мало того, что он оказался разбит вдребезги, так ещё и спустившиеся вниз зрители умудрились украсть то, что находилось в салоне – мобильные телефоны, штурманское оборудование, заливную горловину бензобака и даже металлическую пластину с надписью Ралли Монте-Карло…
12. 2012 год. Себастьен Ожье
В 2012 году Ожье перешёл в Volkswagen Motorsport, чтобы провести сезон за рулём Skoda Fabia Super 2000. В теории за рулём машины с атмосферным мотором сражаться с участниками, выступающими на мощнейших автомобилях с турбомоторами, француз не мог.
Но уже на втором спецучастке Ралли Монте-Карло 2012 года Себ показал третье время, оставив позади самого Себастьена Лёба. Правда, для демонстрации такого результата Ожье пришлось ехать на пределе…
В дальнейшем Себастьен продолжил штамповать времена в топ-10, но всё закончилось на десятом спецучастке, где он списал свою Skoda. Не доехав до финиша допа пять километров, француз ошибся при срезке скоростного левого поворота, машина потеряла управление, на скорости около 150 км/ч её развернуло и выкинуло с дороги в деревья…
В результате аварии штурман Жюльен Инграссиа повредил руку, но, к счастью, травма оказалась не столь серьёзной, и к следующему этапу он полностью восстановился.
13. 2013 год. Евгений Новиков и Яри-Матти Латвала
По чистой случайности события, которые мы опишем в пункте под номером 13, произошли в 2013 году. По итогам трёх дней Ралли Монте-Карло в гонке лидировали французы и русский – Себастьен Лёб, Себастьен Ожье и подписавший в межсезонье контракт с заводской командой M-Sport Евгений Новиков. Вслед за ним в 1,7 секунды был Дани Сордо, а замыкал пятёрку Яри-Матти Латвала.
Однако на первом же допе заключительного дня сразу два гонщика столкнулись с неприятностями. Причём в одном и том же месте!
Первым неудачником стал Евгений Новиков. Рассказать о том, что произошло, лучше доверить самому пилоту…
«Что случилось? Информация от экипажа-разведчика не совпала с действительностью, и мы вылетели, – говорит Евгений. – Первыми двумя поворотами допа были "шпильки" – в первой держак был плохой, во второй был нормальный. Затем у нас был правый быстрый поворот, который был у нас прописан, как "газ".
В отношении этого поворота экипаж-разведчик не внес изменений в стенограмму. Но держака в нем просто не было – такое чувство, что ты едешь на сликах по льду! Машина сразу же соскользнула, мы ударились задним левым колесом, нас развернуло. Мы сколько-то проехали с полуоторванным колесом, потом оно оторвалось окончательно, и мы встали. Очень жаль, мы с Илкой очень расстроились…»
А через некоторое время в то же самое дерево врезался и Латвала, причём последствия аварии оказались куда более серьёзными – финн попросту уничтожил новенький Volkswagen Polo R WRC, став первым гонщиком, "убившим" такую машину.