Две хронические слабости, решившие судьбу Гран При Бразилии
В минувший уик-энд в Бразилии завершилась "сухая" серия команды Ferrari из семи гонок без побед, но произошло это по большей части благодаря двум слабостям их соперников из Mercedes: одной – в кокпите, второй – в шасси. Слово Бену Андерсону...
Гонщик Mercedes должен был выигрывать этап в Сан-Паулу, и точка. И оба они были достаточно быстры. Одному из них почти удалось сделать это при старте с пит-лейна, а другой просто обязан был делать это, уйдя в бой с поул-позиции. Но обе цели достигнуты не были к удовольствию Ferrari и лично Себастьяна Феттеля.
Льюису Хэмилтону воплотить в жизнь задуманное помешала одна печальная особенность шасси Mercedes, при этом к самому гонщику никаких претензий быть не может. Что касается его напарника Валттери Боттаса, то ему не хватило бойцовских качеств в решающие моменты – и не впервые в нынешнем чемпионате.
Боттас очень талантливый гонщик и настоящий трудяга – он крайне методично изучает все детали прошедших гонок и постоянно стремится к прогрессу.
Именно такой подход к делу позволил финну выправиться после спада, последовавшего после летнего перерыва и заставившего людей говорить о нем лишь как о бледной тени самого себя, выигравшего две из первых девяти гонок чемпионата.
После минимального проигрыша Хэмилтону в квалификации в Мексике Боттас был очень быстр в каждой сессии на Интерлагосе, что обеспечило ему поул в субботу в борьбе с Себастьяном Феттелем на Ferrari. Не будем забывать, что ему одному предстояло защищать честь Mercedes после того, как в первом сегменте сессии свою машину, а с ней и шансы на поул, разбил новоиспеченный четырехкратный чемпион мира Льюис Хэмилтон.
Но когда Валттери сядет изучать прошедший этап, он наверняка пожалеет, что не сделал больше для того, чтобы отбить атаки Себастьяна на старте заезда.
Во-первых, он мог лучше провести начальную фазу отрыва со стартовой решетки. Боттас на мгновение потерял сцепление с трассой при переключениях вверх на коротком отрезке подъезда к "эскам" Сенны, что позволило Феттелю пойти в атаку.
«Проблема была в том, что у меня прокрутились колеса на старте, – посетовал финн. – как только я отпустил сцепление, то потерял связь с дорогой. Колеса прокрутились, и старт вышел неудачным.
Я пытался закрыть внутреннюю траекторию, но не мог понять по зеркалам, где находится Себ. Я предположил, что он пошел внутрь, так и оказалось».
Феттель использовал сцепление с трассой, чтобы поравняться с соперником при подъезде к первому виражу, но его собственный старт также не был идеальным, так что ему удалось лишь частично выйти в параллель с Боттасом перед спуском.
«Изначально я хорошо оторвался с решетки, – отметил Феттель, – и даже успел подумать "Ну вот же оно!", но затем я, видимо, немного пожадничал со сцеплением, колеса ушли в прокрут, и я чуть не потерял инициативу.
Я посмотрел на него и понял, что у него до сих пор не все в порядке с трэкшеном – тогда я постарался идеально провести вторую фазу разгона к первому виражу.
Я знал, что должен был попробовать – там был небольшой зазор, и я ринулся в него. Это был очень важный момент».
Валттери решил излишне не рисковать и просто удержаться на внешней траектории в первом повороте в надежде, что в следующем вираже он окажется внутри и сможет контратаковать.
Но вместо этого получилось, что финн просто отодвинулся на вторую позицию и пристроился следом за Себастьяном. По сути, именно этот эпизод и предопределил дальнейший ход и результат гонки.
«С хорошим стартом я бы имел возможность сохранить лидерство, поскольку темп у нас был примерно равным, – попытался оправдаться Валттери. – Если бы я первый и второй повороты смог пройти первым, гонка сложилась бы иначе. Но если бы да кабы...»
За несколько сезонов, проведенных в команде Williams, Боттас привык очень осторожно проводить первые круги гонки, и именно эта "дурная привычка" зачастую мешает ему выстреливать на старте в топ-команде.
В конце прошлого года он сам признал, что в этой области ему еще предстоит прибавить – а именно в нахождении правильного баланса между атакой и обороной в ключевые моменты гонок.
И в нынешнем сезоне мы видим, что в этом отношении у финна нет никакой стабильности. Ему удалось опередить обе Ferrari в Сочи благодаря очень длинной стартовой прямой и слипстриму, а в Австрии он просто блестяще (многие соперники посчитали, что даже чересчур блестяще) среагировал на стартовые огни.
Однако в Испании он не смог выдержать прессинга в первом повороте и поучаствовал в тройном столкновении с Кими Райкконеном и Максом Ферстаппеном, а в Азербайджане также столкнулся с соотечественником на старте не в самой сложной ситуации.
Агрессивность, с которой раз за разом действуют в подобных ситуациях оба пилота Red Bull – Даниэль Риккардо и Макс Ферстаппен – лишний раз демонстрирует, что у Боттаса есть серьезные проблемы в этом аспекте. Также он по-прежнему довольно мягко борется колесо в колесо. Можно себе представить, как на старте гонки в Бразилии действовал бы на месте Валттери тот же Макс…
Руководитель Mercedes F1 Тото Вольф также признал, что Боттасу пока не хватает "инстинкта убийцы" по сравнению «с его рок-н-ролльным напарником Льюисом Хэмилтоном».
«Валттери провел солидную гонку, – подвел вердикт австриец. – Но он проиграл ее на старте. Изначально он хорошо сорвался с места, но при переходе по передачам колеса начали буксовать.
Сам он не слишком доволен своим выступлением. Он не удовлетворен результатом, потому что ему не удалось блеснуть. В Абу-Даби ему нужно реабилитироваться и с новыми силами подойти к следующему сезону».
Вопрос о том, кто выйдет победителем в заезде, стоял лишь между Боттасом и Себастьяном. На протяжении первых 20 чистых кругов гонки, которые пилоты провели на шинах Supersoft, финн уступал немцу в среднем всего 0,03 секунды с круга, и еще на одну сотку меньше за следующие 42 круга во второй половине дистанции на Soft.
Пожалуй, единственным реальным шансом Боттаса выйти вперед была череда пит-стопов после первого отрезка. В Mercedes решили "подрезать" Ferrari и зазвали Валттери в боксы раньше немца – в конце 27-го круга из 71.
Себастьян побывал на пит-лейне кругом позже, где механики обслужили его с невероятной скоростью, и на выезде из боксов смог остаться впереди Валттери.
«Наша попытка провести остановку раньше была шагом отчаяния, – признал позже Вольф. – Мы знали, что нам не хватит полсекунды, но все же решили попробовать. Результат оказался ожидаемым».
Вероятно, в связке Descida do Lago Боттас и мог бы побороться с Феттелем, если бы его собственное время на первом секторе выезда из боксов не оказалось на полсекунды медленнее, чем у немца. Второй сектор финн проехал быстрее всех и на 0,4 секунды быстрее Себастьяна, а на третьем установил свое лучшее время, но ему пришлось заплатить высокую цену за пит-стоп, который в Mercedes провели на 0,6 секунды медленнее, чем в Ferrari.
«В плане скорости мы были очень близки, – добавил Боттас. – Мы старались оказать давление на Себа, особенно за счет раннего пит-стопа, но этого оказалось недостаточно. Я подобрался к нему вплотную после череды остановок в боксах, но не слишком близко для атаки.
Я очень разочарован после такой квалификации. К тому же, такой результат нисколько не устраивает меня в плане борьбы за второе место в чемпионате. В Абу-Даби будем надеяться на чудо».
Кими Райкконен, занявший третье место в гонке, был не слишком быстр на шинах Supersoft в первой половине дистанции, чтобы навязать борьбу первой двойке. Еще до череды пит-стопов финн откатился от своего соотечественника на четыре секунды, тогда как Ферстаппен привел свои шины в негодность в попытке угнаться за второй Ferrari. Но голландцу не удалось сделать чудо – мешал недостаток мощности мотора из-за необходимости использовать турбину Renault на половину возможного потенциала.
Так что чуда оставалось ждать лишь от Хэмилтона, стартовавшего в гонке с пит-лейна после аварии в первом сегменте субботней квалификации.
Перед заездом четырехкратный чемпион мира признался, что в гонке хочет искупить свою вину перед командой за допущенную ошибку. И, надо сказать, ему удалось это сделать – при помощи нового мотора, установленного на его шасси ночью, британец поднялся к финишу на высокое четвертое место, отстав от лидера всего на 5,5 секунды!
«Это было лучшее четвертое место, которое я видел за свою карьеру, – признался Вольф. – Стартовать с пит-лейна и финишировать в пяти секундах от лидера? Для этого нужно продемонстрировать настоящее мастерство».
Многочисленные инциденты на первом круге, в результате которых из гонки выбыли Стоффель Вандорн, Кевин Магнуссен и Эстебан Окон, а Риккардо с Паскалем Верляйном и Роменом Грожаном были отброшены назад, помогли Льюису уже к концу второго оборота по Интерлагосу выйти на 14-е место. А после того, как машина безопасности скрылась в боксах, британец прошел Брендона Хартли, Лэнса Стролла, Маркуса Эрикссона, Пьера Гасли и Карлоса Сайнса.
За Renault Нико Хюлькенберга и Force India Серхио Переса четырехкратный потерял немного времени, также ему потребовалось несколько кругов, чтобы оставить позади борющихся между собой Фелипе Массу и Фернандо Алонсо. К моменту, когда Хэмилтон достиг связки Descida do Lago на 21-м круге из 71-го, он был уже пятым, а отставание от лидера гонки составляло порядка 17 секунд. За полсотни кругов до конца заезда.
Стартовав на шинах Soft, Льюис смог проехать очень длинный первый отрезок дистанции, а быстрые Supersoft поставил лишь в конце 43-го круга. Впереди были 28 кругов борьбы за возможный подиум, а быть может, и за победу.
Время от времени Льюис выдавал круги на секунду быстрее лидеров. Red Bull Макса Ферстаппена, который испытывал проблемы, Хэмилтон обошел без больших затруднений и за 12 кругов до конца вышел на четвертую позицию. Но в самой концовке заезда, когда британец на более свежих и быстрых шинах подобрался вплотную к Райкконену, оказалось, что на большее он рассчитывать не может.
После гонки Льюис признался, что был самым быстрым на трассе и без труда выиграл бы этот заезд при старте с поула. Его темп на Soft на протяжении всего уик-энда потрясал, но надеждам на подиум или даже победу не суждено было сбыться по причине крайне низкой эффективности шасси Mercedes W08 в трафике.
Хэмилтон потерял достаточно времени за более медленными машинами вроде Williams Лэнса Стролла – и постоянно у него наблюдалась недостаточная поворачиваемость при следовании за машиной соперника. В конце гонки Льюис испытывал серьезные проблемы в борьбе с Кими, а его довольно свежие шины очень быстро пришли в негодность.
Если бы шасси W08 обладало такой же способностью прошивать пелотон без серьезных последствий для резины, как у SF70H, Хэмилтон наверняка мог бы рассчитывать и на большее. И если бы Боттас мог приблизиться к Феттелю на такое же расстояние, на которое Льюис подошел к Кими, возможно, победитель гонки мог быть иным.
Острый на язык Жак Вильнёв назвал выступление Валттери "неловким" в сравнении с поразительным темпом Хэмилтона. Довольно жесткое высказывание, но прорыв Льюиса действительно показал разницу в скорости между двумя напарниками по чемпионской команде.
«Утром, когда мы обсуждали возможные варианты для Льюиса без машины безопасности, максимум, о чем мы думали, это о четвертом месте, – признался Тото Вольф. – Но пейскар на трассе появился, и нам это немного помогло, однако отставание по темпу от Ferrari было ощутимым, так что мы не могли рассчитывать на большее.
Думаю, победа Льюиса теоретически была возможна. Он был сегодня самым быстрым, но не стоит забывать, что Себастьян контролировал темп до самых последних кругов, так что его истинной скорости сегодня мы не увидели».
«Если быть честными, мы проигрывали в скорости на прямых, и в связке с Боттасом этот эффект лишь усиливался, – сказал после заезда Себастьян. – На втором секторе трассы мы отыгрывали полсекунды, а на первом и третьем снова уступали.
Всё было очень близко. Уже не в первый раз в этом году зеркальная шинная стратегия приносит свои плоды. Конечно, она не так привлекательна при старте с первых рядов, но когда стартуешь в конце пелотона, почему нет? Трасса к концу гонки становится более цепкой, и шины Supersoft показывают себя все лучше и лучше».
Разумеется, если бы Хэмилтон смог выиграть заезд при старте с пит-лейна, это было бы настоящим шоком для всех, но мы действительно не знаем, на что был бы способен Феттель, если бы увидел Льюиса в зеркалах.
Если говорить о шансах на победу в Бразилии для Mercedes, то они были значительно выше у Боттаса, который вроде оправился от неудач середины сезона. Но финну предстоит немало поработать над своей агрессией на трассе – без этого он просто не сможет выйти на один уровень с лучшими из лучших.
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/7830/the-chronic-weaknesses-that-decided-the-brazilian-gp