5 главных вопросов перед стартом ралли-марафона «Дакар-2018»
Какие интриги готовит нам юбилейный 40-й «Дакар»? AUTOSPORT.com.ru выбрал пять главных вопросов…
6 января в Лиме, столице Перу, стартует юбилейный 40-й «Дакар». Какие интриги готовит нам предстоящий ралли-марафон? AUTOSPORT.com.ru выбрал пять главных вопросов…
Последний шанс Себастьена Лёба?
Предстоящий «Дакар» станет третьим и, возможно, последним для легенды классического ралли Себастьена Лёба. Peugeot, как известно, закрывает заводскую программу, а это значит, что выступить в 2019 году эльзасцу будет просто не на чем. Будучи послом концерна PSA, сесть за руль Mini или Toyota ему вряд ли представится возможным. Так что девиз девятикратного чемпиона WRC на ралли-марафон-2018: «Либо сейчас, либо... нескоро».
И шансы, безусловно, есть. В 2016-м Лёб доминировал по ходу первой части дистанции, пока не начались дюны, а в 2017-м, набравшись опыта, избежал серьезных ошибок и навязал борьбу своему супернапарнику Стефану Петеранселю, который шел к рекордной 13-й победе.
Учитывая отсутствие серьезных успехов после завершения карьеры в ралли – лишь несколько викторий в WTCC и WRX – победа в таком масштабном соревновании, как «Дакар», стала бы делом чести для одного из величайших гонщиков в истории.
Ждать ли доминирования «КАМАЗ-Мастер»?
В 2018 году юбилей отмечает не только ралли-марафон «Дакар», но и российская команда «КАМАЗ-Мастер», которой исполняется 30 лет. Еще одной круглой датой может стать 15-я победа «Синей Армады» в категории грузовиков.
На бумаге все выглядит просто: с самого старта в маршруте гонки будут пески, в которых «КАМАЗы» конкурентоспособнее, нежели на бездорожье, как в классическом ралли. В отличие от прошлых лет, экипажи из Набережных Челнов смогут с первых дней задавать темп.
Но самое главное: единственный гонщик, которому удалось потеснить спортсменов «КАМАЗ-Мастер» с вершины подиума в Южной Америке, не примет участия. Голландец Жерар де Рой предпочел отправиться на ралли-рейд «Африка Эко Рейс», стартовавший 2 января в Марокко.
Тем не менее команда De Rooy Iveco будет представлена на «Дакаре» тремя машинами. Роль лидера легла на плечи аргентинца Федерико Виллагры. Для бывшего гонщика WRC предстоящий «Дакар» станет третьим в категории грузовиков. В два прошлых года он неизменно становился лучшим позади представителей «КАМАЗ-Мастер» и Де Роя, но сможет ли Виллагра сделать шаг вперед и навязать конкуренцию российским гонщикам в этот раз?
От двух других представителей De Rooy Iveco Артура Ардавичуса и Тона ван Генугтена больших свершений не ждут. Экипажи на грузовиках Tatra, Renault и «МАЗ» способны удивить на отдельных этапах, но в прошлые годы на всю дистанцию 14-дневной гонки их не хватало.
Так что в теории «Дакар-2018» может стать ареной тотального доминирования четырех экипажей «КАМАЗ-Мастер». Но автоспорт непредсказуем, и все расклады за 9000 километров могут превратиться в пыль. Вспомните, как Honda пророчили победу в WTCC после ухода Citroen, а в итоге японцы потерпели поражение по всем фронтам. Ни в коем случае не желаем проблем команде из Набережных Челнов, но о доминировании лучше поговорить после финиша 20 января. Цыплят, как известно, по осени считают. А пока удачи экипажам Эдуарда Николаева, Айрата Мардеева, Дмитрия Сотникова и Антона Шибалова!
Удержится ли KTM на вершине?
Австрийская KTM уже давно вписала свое имя в книгу рекордов «Дакара» и останется там не на одно десятилетие. Ни одному другому производителю ни в одной категории не удавалось первенствовать больше семи раз подряд. KTM обновила это достижение на самом первом «Дакаре» в Южной Америке в 2009-м и с того момента каждый год задает новую планку.
На предстоящем ралли-марафоне «оранжевые» попробуют достичь отметки в 17 побед кряду. Шансы, надо признать, 50 на 50. С одной стороны, KTM продолжила свою триумфальную серию после смены поколений гонщиков в 2016-м, но проблема в том, что сейчас у австрийцев нет таких выраженных лидеров, как Марк Кома и Сирил Депре в свое время. Каждый из квартета KTM может как выстрелить, так и провалиться, подарив заветный шанс соперникам из Honda, Yamaha, Husqvarna, истосковавшимся по победам. Лучший пример: Тоби Прайс, сенсационно выигравший в 2016-м и упавший в начале дистанции годом спустя…
Почему Сергей Карякин может и должен защитить звание действующего победителя?
К победе на «Дакаре-2017» квадроциклист из Екатеринбурга шел долго и планомерно: седьмой в дебюте в 2014-м, седьмой до схода в 2015-м, четвертый в 2016-м и наконец сражение в первой тройке и победа в 2017-м. Так что результат был вполне закономерным. Отступать в этом году некуда. Бюджет, несмотря на все проблемы, был найден, а команда, которая год назад состояла из трех человек, была усилена.
«Появились механики, водители, менеджер команды, – рассказал Сергей в интервью ProF1Show. – Теперь у нас две-машины технички. Если одна сломается, то вторая продолжит ехать. То, что мы доехали в прошлом году – чистое везение, так техничка часто ломалась, были проблемы с квадроциклом. Но сплоченность и целеустремленность команды была настолько высокой, что никто не сдавался и даже в очень плохом состоянии здоровья мы продолжали гонку».
Сражение за «Золотого бедуина» в категории квадроциклов обещает быть жарким. По оценке самого Сергея Карякина, на победу будут претендовать около десяти гонщиков. Но для успешной защиты титула у него есть все составляющие. Главное, чтобы не отвернулась удача.
Станет ли первая треть дистанции главным испытанием для участников?
Каждый год после переезда «Дакара» в Южную Америку организаторы обещают более сложный маршрут по сравнению с предыдущим изданием. Не всегда получается именно так. Ралли-марафон меняет характер, но не совсем в нужную сторону. Последние несколько лет отдельные спецучастки напоминают трофи-рейд с полевыми и лесными дорогами, колеями, грязевыми ловушками и лужами, что никак не ассоциируется с гонкой, которая зародилась в сердце пустыни. То же самое касается регулярных потопов на дорогах и отмен, сокращений спецучастков.
Но юбилейный «Дакар-2018» обещает быть гораздо ближе к своим африканским предшественникам. Впервые за пять лет гонка возвращается в Перу, которая в 2012-м приняла финиш, а в 2013-м стала ареной торжественного старта. Очень интересные рельефы местности – горы, пески – понравились тогда всем без исключения участникам.
Еще интереснее будет в этом году, ведь в Перу пройдут пять первых дней, а первые дюны начнутся уже на стартовом 31-километровом допе. Так что никакой «раскачки» не будет, и с самого начала гонщикам придется входить в ритм, что наверняка предопределит дальнейший ход соревнования, достаточно быстро выделит фаворитов и приведет к первому отсеву среди участников.