Идеальная западня. Итоги Гран При Венгрии
Внезапная тактика Mercedes, провал Ferrari и крах Боттаса – AUTOSPORT.com.ru разбирает ключевые моменты гонки на Хунгароринге
Главное
На фоне эйфории от хаотичной гонки в Хоккенхайме и поула Макса Ферстаппена в квалификации на Хунгароринге появились призрачные надежды на возрождение интриги в чемпионате. Плюс к этому, Макс за три предыдущих этапа набрал на 24 очка больше, чем лидер Льюис Хэмилтон, за это время лишь один раз побывавший на подиуме. Выиграй Макс в Венгрии, а Льюис возьми и сойди, и разрыв между ними сократился бы до 37 очков, расстояние одной победы и четвертого места. Это предвещало бы интересную вторую половину сезона. Но мечтать не вредно...
В воскресенье на Хунгароринге Mercedes и Льюис Хэмилтон продемонстрировали на деле, кто хозяин трассы в сезоне-2019. Первый отрезок дистанции не был показательным, потому что действующий чемпион просто присматривался к лидировавшему Ферстаппену и берег перегревавшиеся тормоза. «Просто дайте мне знать, когда нужно к нему приблизиться», – сказал Льюис по радио.
А вот в начале второго отрезка все иллюзии относительно равной борьбы между Red Bull Racing и Mercedes улетучились. На 33-м круге Хэмилтон отыграл 2,4 секунды, на 34-м – 2,01, на 35-м – 0,2 секунды. Пяти секунд, образовавшихся из-за позднего пит-стопа, как и не бывало. И дело было отнюдь не в том, что шины Hard лучше подходили W10, чем RB15.
«На прямых Mercedes отыгрывали у нас 0,3 секунды, хотя накануне в квалификации их преимущество было в два раза меньше», – прокомментировал руководитель Red Bull Racing Кристиан Хорнер.
Обогнать на извилистой венгерской трассе даже с таким преимуществом было непросто, особенно учитывая характерную неуступчивость Ферстаппена. Поэтому Mercedes решили зайти через другую дверь – переобуть Хэмилтона в новый комплект Medium и получить преимущество за счет более свежих и быстрых шин в конце. Правда, для этого британцу требовалось отыграть 20 секунд за последние 20 кругов. Но Льюис был безупречен и сократил весь гандикап за 17 кругов. Обороняться на «убитом» Hard Макс уже был не в состоянии – голландец и Red Bull Racing проиграли.
Был ли у «Красных быков» шанс что-то противопоставить второму пит-стопу «Серебряных стрел»? Скорость? Но её не было. А остановка даже кругом спустя отбросила бы Макса на второе место, потому что круг выезда из боксов Хэмилтон проехал на секунду быстрее, тогда как перед заездом он ехал в 0,3 секунды позади. А если бы Red Bull Racing остановилась раньше, то Mercedes просто-напросто обошлась бы одним пит-стопом – шины Hard выдержали бы 39 кругов, ведь, например Антонио Джовинацци проехал на этом компаунде 52 круга. Так что Mercedes устроили конкурентам идеальную западню без шансов на спасение.
Этим ходом подопечные Тото Вольфа ещё раз доказали, что им нет равных ни по скорости на трассе, ни по расчётливости и оперативности решений. И сместить эту махину с вершины в обозримом будущем соперникам будет очень и очень тяжело. Команда крепко спаяна и предпосылок к её развалу не предвидится. А неудачные выступления, как в Хоккенхайме, это, скорее, исключение из правил.
Плохой день для…
«Посмотрим, подтвердит ли гонка в Венгрии наш прогресс на трассах разного типа. Мы также рассчитываем на новинки, представленные ранее, и аэродинамические обновления, подготовленные к предстоящему этапу», – заявил руководитель Ferrari Маттиа Бинотто ещё перед началом гоночного уик-энда на Хунгароринге.
Что можно сказать теперь, по окончании этапа? Надежды Скудерии на прогресс и новинки не оправдались. На медленных и извилистых трассах SF90 по-прежнему катастрофически не хватает прижимной силы и мешает перегрев шин.
Уже к середине дистанции в воскресенье Себастьян Феттель и Шарль Леклер проигрывали Максу Ферстаппену и Льюису Хэмилтону больше 18-ти секунд. На финише оба отстали на 40 с лишним секунд, а если бы остановились на второй пит-стоп, то и вовсе проиграли бы минуту. Это ещё пилотам Ferrari повезло с поломкой переднего крыла у Валттери Боттаса и очередным тотальным провалом Пьера Гасли. В противном случае они были бы на финише только пятым и шестым.
Учитывая системность проблем, почти не остается сомнений, что источник всех бед в концепции SF90, которую команда, конечно, уже не станет менять. Времени нет. На две из четырех недель летнего перерыва Скудерия, как и все остальные, остановит все работы и закроет базу. А ещё через месяц-полтора на первый план выйдет разработка машины следующего года. Да и спасать чемпионат уже поздно – Феттель проигрывает Хэмилтону в чемпионате уже 94 очка, а в розыгрыше осталось 234. Это в каждой из девяти оставшихся гонок Себастьян должен отыгрывать у Льюиса в среднем по 10 очков. В 12-ти первых гонках он лишь дважды набирал больше баллов, чем пилот Mercedes – на два больше в Австрии и на 16 в Германии. А Шарль Леклер уже в 118 очках позади. С этим чемпионатом, говоря простым языком, для Ferrari всё ясно.
Хороший день для…
Звание «Гонщик дня» на Хунгароринге получил Макс Ферстаппен. Но, пожалуй, не меньше этой награды заслуживал бывший напарник голландца Карлос Сайнс. Пилот McLaren в шестой раз за последние восемь Гран При финишировал в топ-6 и второй раз подряд занял пятое место.
Всю вторую половину дистанции испанец удерживал за спиной Пьера Гасли на машине Red Bull Racing, не отстававшего от него более чем на секунду. Француз, конечно, плох, но определенный запас скорости в сравнении с гонщиком McLaren у него всё равно был. Например, в квалификации Карлос уступил ему почти полсекунды. Поэтому финиш впереди Гасли – это в большей степени личная заслуга Сайнса, как и отставание от него всего пять очков в чемпионате.
А McLaren, благодаря также усилиям новичка Ландо Норриса, уже почти вдвое опережает Toro Rosso и уверенно занимает четвертое место в Кубке конструкторов – 82 на 43 очка.
Что ещё интересного произошло?
Год назад на Хунгароринге Валттери Боттас сник и превратился в прикрывающего тылы Льюиса Хэмилтона. И в этом году венгерская гонка снова разделила для него сезон на «до» и «после». Да, учитывая преимущество Льюиса в чемпионате, помогать напарнику, может, и не нужно будет, тем более, если всё-таки 2020-м придется уступить место Эстебану Окону. Но контакт с Шарлем Леклером и поломка переднего крыла поставили крест на его и без того призрачных шансах на титул. Набрав всего четыре очка за два Гран При, Валттери отстал от Хэмилтона в личном зачете на 62 балла. Такую пропасть в борьбе с пятикратным чемпионом мира финну не перепрыгнуть.
Пьер Гасли второй раз за последние четыре Гран При, после Шпильберга, проиграл на финише круг напарнику по Red Bull Racing Макс Ферстаппену. Похоже, что удачное выступление в Сильверстоуне было исключением из правил и настройки партнера ему не помогают. Есть вероятность, что в Венгрии француз провёл свою последнюю гонку за Red Bull Racing и через четыре недели в Спа за руль RB15 сядет кто-то другой.
В шестой раз в 12-ти проведенных Гран При сезона-2019 Renault закончила гонку с «баранкой». Нико Хюлькенбергу помешали проблемы с двигателем, а Даниэль Риккардо не сумел далеко прорваться после старта с последнего места. Положение команды из Энстоуна в Кубке конструкторов близко к провальному – Alfa Romeo уже в семи очках позади в борьбе за шестое место, Racing Point в восьми, да и Haas всего в 13 баллах позади.
16-е место Джорджа Рассела в квалификации не было случайным. Williams действительно добилась прогресса, и финиш британца впереди Лэнса Стролла на Racing Point и Антонио Джовинацци стал лучшим тому подтверждение
Цитата дня
«Мы видели, какой резерв скорости у Mercedes. Не во всех гонках у них есть необходимость ехать на максимуме, но в Венгрии они показали, на что действительно способна их машина», – Макс Ферстаппен о запасе скорости машины «Серебряных стрел».
Любопытный факт
После квалификации на Хунгароринге мы вспоминали 2006-й в контексте предыдущего поула мотористов Honda, а по окончании гонки появился ещё один повод прокрутить в памяти год второго чемпионства Фернандо Алонсо и последнего сезона Михаэля Шумахера в Ferrari.
Mercedes – это, как мы знаем, бывшая команда BrawnGP, основанная, в свою очередь, на базе заводской Honda. Многие сотрудники работают в Брэкли ещё с тех времен. Касается это в том числе главного стратега Джеймс Воулса, стоявшего у истоков решения с неожиданным вторым пит-стопом Льюиса Хэмилтона за 20 кругов до финиша. И именно британский инженер внес вклад в успешную стратегию Дженсона Баттона в Венгрии-2006, когда в сумасшедшей дождевой гонке британский пилот прорвался с 14-го на первое место. Так что первая победа Honda в современной истории – это заслуга Воулса. По иронии, в минувшее воскресенье его стратегия сыграла уже против Honda и её новых партнеров Red Bull Racing…