Виртуальная реальность? Лучше посетим симулятор Renault в Энстоуне
Симуляторы гоночных команд многие воспринимают как продвинутые видеоигры, но это не совсем так. Вернее, совсем не так. Их назначение простирается далеко за пределы изучения новых трасс. Съездим в Энстоун вместе с Николя Карпентье...
После посещения аэродинамической трубы на базе в Энстоуне мы отправились прямиком в помещение, где установлен боевой симулятор команды Renault. Именно здесь гонщики команды осваивают новые трассы, а тест-пилоты проводят долгие часы в поиске оптимальных настроек шасси и обкатке новых аэродинамических элементов.
Задолго до старта очередного сезона, когда боевое шасси команды еще очень далеко от готовности, модель на симуляторе уже присутствует – чаяниями Бена Моргана – нашего провожатого по базе в Энстоуне.
Несмотря на свой довольно молодой возраст, Бен обладает очень серьезным прежним опытом работы на симуляторах в McLaren и Ferrari.
«Внешне работа на симуляторе выглядит как игра на приставке в крутую видеоигру, – начал Морган. – Но, знаете, мы проводили одно исследование и выяснили, что человеку, не управлявшему гоночной машиной, но имеющему большой опыт в гоночных играх, приходится за рулем симулятора очень непросто, тогда как гонщики из любых категорий без навыков в компьютерных играх комфортно чувствуют себя на симуляторе и с первых же попыток едут достаточно быстро.
Чтобы управлять симулятором, требуется тот же самый набор навыков, что и при пилотировании настоящего гоночного автомобиля. Так что это вам не игрушка, а серьезный аппарат, обладающей всей динамикой "взрослой" гоночной машины».
Первый симулятор в Энстоуне был установлен в 2011 году, при этом модель машины создавалась внутри команды, а карты гоночных трасс были предоставлены R Factor Pro.
Симулятор Renault оснащен пятью проекторами высокого разрешения и рулем с обратной связью, реально имитирующим все неровности поверхности, передающиеся от колес. При этом во время заездов собирается телеметрия, аналогичная той, что накапливается на реальных трассах в подготовке к уик-энду.
«Главной задачей гонщика при работе на симуляторе является обкатка новых аэродинамических деталей, проходящих процесс внедрения, – заметил Джек Эйткен, до февраля 2020 года бывший тест-пилотом Renault. – У нас есть автоматические программы симуляции с новыми деталями, но живого пилота ничто не заменит, именно поэтому мы и должны работать на симуляторе.
Когда я приезжал на базу, то все время тестировал аэродинамические обновления, различные настройки шасси, а также помогал разработчикам симулятора еще больше приблизить его к реальной гоночной машине. Знаете, очень трудно весь день смотреть в экран и сохранять при этом полную концентрацию. Но для команды эта работа очень важна».
Основная цель симулятора
С учетом ограниченного времени для реальных тестов команда по максимуму использует симулятор в своей работе для обкатки настроек машины. Также он является очень важным инструментом в работе с прицелом на будущее.
«Мы обычно не используем симулятор для развития гоночных навыков у наших пилотов или изучения ими трасс, – продолжил Бен. – В основном его цель состоит в обкатке новинок. Мы смотрим далеко в будущее – даже дальше, чем предстоящий сезон. Обкатываем новые идеи, концепции. Мы постоянно стремимся сделать машину лучше посредством работы на симуляторе.
Зачастую бывает так, что новое антикрыло еще даже не отправлялось в производство, а наши гонщики на симуляторе уже успели проверить две его версии.
Мы также работаем на подхвате во время гоночных уик-эндов. Перед и после гонки мы находимся в полной боевой готовности.
Конечно, начиная с квалификации мы мало чем можем помочь парням на трассе, поскольку конфигурация машины "замораживается". Единственная возможность для нас – это проанализировать собранные данные после первой тренировки и лучше подготовить настройки ко второй. Также мы трудимся в ночь с пятницы на субботу, чтобы в третьей тренировке машина была подготовлена идеально.
Кроме того, симулятор может помочь в подготовке к гоночному уик-энду на новой трассе, как было, например, недавно с Поль-Рикаром. Боевые гонщики приезжали к нам со своими инженерами и работали на новой для них трассе, но в условиях гораздо меньшего прессинга. В итоге, приехав на реальную трассу, они были уже полностью подготовлены.
Как это работает?
Наиболее важным компонентом симулятора является модель машины. Это компьютерный прототип нашего автомобиля, информация для которого собрана со всех отделов производства. Мы собираем сведения в отделах аэродинамики, подвески, шасси, в моторостроительном департаменте. В результате получаем реалистичную модель машины. Это дает нам уверенность в том, что она будет вести себя как настоящий гоночный автомобиль.
Для моделирования антикрыльев и других элементов шасси мы не пользуемся файлами системы автоматизированного проектирования, а используем так называемую «аэродинамическую карту» – подробное техническое описание поведения элементов на шасси. Такая карта может поступать к нам из аэродинамической трубы или от одного из специалистов по аэродинамике.
Что касается внешнего вида трасс, здесь нам помогают парни из R Factor Pro. Они отправляются на трассу и подробно исследуют ее – это вам не данные с Google Earth или откуда-нибудь еще.
Все трассы для симулятора отсканированы при помощи лазера с точностью до 1 миллиметра. При этом они присылают нам все обновления с трассы за несколько недель до гонки. Они отслеживают всю информацию от FIA и моделируют все изменения на трассах. Например, когда в Сингапуре перепрофилировали несколько поворотов, нам за три недели до гонки пришли обновленные карты. То же касается и укладки нового дорожного полотна в Барселоне и Сильверстоуне: у нас была вся необходимая информация еще до старта Гран При.
Это выходит за пределы игр – на наших трассах смоделирована каждая кочка, каждая неровность поверхности, каждый возможный ориентир для гонщиков.
Также нам очень важно получать информацию от наших боевых гонщиков о том, насколько работа на симуляторе схожа с реальной трассой. Они приезжают к нам после гонок и тестируют трассы, на которых ездили совсем недавно, делятся впечатлениями. Мы после этого всё проверяем и устраняем расхождения в корреляции.
Такие вещи лучше делать ближе к концу сезона, когда мы достаточно знаем о машине. В марте, к примеру, заниматься вопросами корреляции еще очень рано. Но к середине сезона уже можно начинать.
Во время зимних тестов мы анализируем поведение новой машины параллельно с испытаниями на трассе. Это отличное время для проведения предварительных корреляций, чтобы к Мельбурну подойти в полной боевой готовности.
Причины интенсивного использования симулятора кроются в ограничениях на реальные тесты. На базе мы совершенно не ограничены в работе, и за год наши гонщики отрабатывают порядка ста дней на симуляторе – так что он задействован в работе два-три дня в неделю.
За один день пилот может преодолеть порядка 120-130 кругов, что сопоставимо с реальными испытаниями на трассе. За это время он выполняет разные программы. Боевые гонщики приезжают сюда где-то раз в месяц – в зависимости от календаря и количества новых элементов для испытаний.
Но большая часть работы на симуляторе выпадает на членов молодежной академии. В нашей академии очень много молодых и достаточно профессиональных пилотов, которые знакомы с симулятором и могут обеспечить нас очень полезными сведениями. Конечно, при этом мы сохраняем все полученные данные с машины. Могу сказать, что за одну сессию работы на симуляторе информации собрать можно больше, чем на испытаниях на реальной трассе.
А все эти данные вкупе с обратной связью от гонщиков способны значительно ускорить темпы доработки реального автомобиля».
Обычно пилот не полностью обмундирован при работе на симуляторе, если не считать шлема. При этом функционирование симулятора обеспечивается тремя сотрудниками, и еще несколько айтишников занимаются сбором данных.
Вот и всё. Ключ на старт!
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько