10 самых нелепых и глупых сходов в Формуле 1
Электрические помехи от метро, гаечный ключ под ногами и спрей для чистки шлема вместо глазных капель. Сходы в гонках Формулы 1 бывают самые разные...
Заглушка в понтоне
На шестой этап сезона-2010, в Монако, новобранец McLaren Дженсон Баттон приехал в ранге фаворита. Британец лидировал в чемпионате и являлся действующим победителем престижной гонки на улицах карликового княжества. Но всё пошло наперекосяк уже в квалификации, где Дженсон стал только восьмым. А в гонке он припарковался уже в начале третьего круга из-за перегрева мотора. Причиной перегрева стал элементарная невнимательность команды. Перед стартом механик забыл убрать из левого бокового понтона пенопластовую заглушку.
Отвалившаяся онборд-камера
После столкновения претендентов на титул Михаэля Шумахера и Деймона Хилла на Гран При Италии-1995 пелотон возглавили гонщики Ferrari Жан Алези и Герхард Бергер. Но радость тиффози была недолгой. Буквально через девять кругов шедший вторым Бергер припарковался на обочине со сломанной передней подвеской. Причиной поломки подвески стала онборд-камера, отлетевшая от машины Алези и прилетешевшая во вторую машину Скудерии.
Не суждено было доехать до финиша в тот день и Алези. За восемь кругов до финиша француз сошел из-за поломки колесного подшипника.
Сработавший огнетушитель
Что может случиться на скорости за 200 км/ч на прямой и привести к сходу, кроме прокола колеса или механической поломки? Сработавший огнетушитель! В этом на собственном опыте в Сильверстоуне-2004 убедился Оливье Панис. На 16-м круге гонки кокпит машины Toyota неожиданно наполнился пеной. Залило даже руль и забрало шлема, поэтому парковаться Панису пришлось вслепую. К счастью, обошлось без аварии.
Жара в кокпите
В перенесенной на утро воскресенья квалификации Гран При Японии-2004 Марк Уэббер показал высокий третий результат. Но как это часто бывало по ходу того сезона, в гонке пилот Jaguar оказался не столь быстр. Вдобавок к этому, уже на первых кругах в кокпите начала подниматься температура. Как затем установили в команде, причиной стала щель, через которую в кокпит поступал горячий воздух из моторного отсека.
На пит-стопе на 11-м круге команда плеснула в кокпит ведро воды, но не помогло. Через девять кругов Марк припарковался в боксах – в машине стало слишком жарко.
Защемление нерва
В наше время во всех без исключениях автоспортивных категориях, будь то чемпионат мира или национальное первенство, обязательно использование системы HANS и в её эффективности нет сомнений. Но в начале 2000-х многие гонщики, в том числе в Формуле 1, сомневались в пригодности системы защиты шеи и не хотели её использовать. А на Гран При Малайзии-2003 HANS даже привела к сходу.
К тому времени устройство было ещё не доработано, и одной из таких недоработок была нестабильная фиксация. В Малайзии-2003 HANS сместилась с шеи британского гонщика Джастина Уилсона так, что защемила плечевой нерв. Новичок Ф1 каким-то образом добрался до боксов, но не смог сам покинуть машину – онемели руки. Уже в следующей гонке пилот Minardi вернулся в строй.
Сбой активной подвески
Активная подвеска была одним из главных технических вооружений в Формуле 1 в конце 80-х и начале 90-х. Но были у этой системы и свои минусы. Самый наглядный пример – происшествие на Гран При Португалии-1993.
История о том, как Герхард Бергер вернул Ferrari на вершину подиума
Ничто, казалось бы, не предвещало проблем: Герхард Бергер возвращался на трассу после пит-стопа, когда его машину внезапно сорвало и бросило в стену на другой стороне трека. Как оказалось, инженеры Ferrari не запрограммировали работу активной подвески на пит-лейне. Поэтому в тот момент, когда Бергер ехал по неровному асфальту на выезде с пит-лейна, электроника посчитала, что он едет по главной прямой, где асфальт был ровным, и опустила подвеску. В результате Бергер потерял управление и лишь каким-то чудом при вылете ни в кого не врезался.
Отвлекся на беруши
Автором первого схода в сезоне-2007 на Гран При Австралии стал пилот Spyker Кристиан Альберс. При прохождении поворота голландец просто проехал по прямой и закончил гонку в ограждении. Комментируя вылет, Альберс сказал, что в тот момент отвлекся: пытался вынуть берушу из уха. В подробности вдаваться Кристиан не стал, но можно предположить, что так он пытался избавиться от зуда в ухе, который может возникать при использовании берушей.
Помехи от линии метро
Первый в истории Формулы 1 ночной Гран При, состоявшийся в Сингапуре в сентябре 2008-го, запомнился, конечно, в первую очередь благодаря крашгейту с участием команды Renault. Но ещё в тот вечер по необычной причине сошел Марк Уэббер.
На 29-м круге коробка передач на машине австралийца внезапно потерял пятую и седьмую передачу. Уже после схода инженеры Red Bull Racing выяснили, что из-за электрической помехи от линии метро, расположенной рядом с трассой, электроника подала сигнал на включение сразу двух передач, на что коробка передач в машине Ф1 не рассчитана.
Гаечный ключ в кокпите
Работа команд Формулы 1 доведена до совершенства: перед выездом машины на трассу инженеры команд контролируют каждый параметр. Но всю точность может погубить... элементарная невнимательность.
Внешне в вылете Джонни Херберта на 12-м круге не было ничего необычного – типичная ошибка. Но как оказалось, гонщик был совсем не при чем. Перед стартом один из механиков Sauber оставил в кокпите гаечный ключ. От тряски в кокпите этот ключ закатился под педаль тормоза, из-за чего на очередном торможении Херберт просто вылетел с трассы.
Не те капли
Трудно представить более необычную причину отказа от участия, чем у Жака Лаффита на Гран При США-1975. На стартовой решетке француз брызнул себе в глаза спрей для чистки визора шлема вместо глазных капель! Из-за сильного жжения Лаффит, естественно, снялся с гонки. Но самое важное, что зрение после такой нелепой ошибки он сохранил.