«Мастер» — сериал про камазовцев на Premier. Стоит ли смотреть?
Мы посмотрели первые две серии — и приятно удивлены. Хотя и претензий немало...
На стриминговом сервисе Premier вышли две серии первого сезона «Мастера» — спортивной драмы, разворачивающейся в декорациях ралли-рейдов и мощностях легендарной команды КАМАЗ-мастер. Анонс каждой серии весьма остроумно гласит: «Все персонажи вымышлены. Все события когда-либо случались».
Что ж, посмотрим...
С любовью к КАМАЗ-мастеру
Сериал снимался в Набережных Челнах — в кадре много красивых и с любовью сделанных панорам города, регулярно появляется настоящая база КАМАЗ-мастер, её проходная и рабочие цеха, и, разумеется, грузовики. Сериал и открывается с гоночной сцены — и гоночные грузовики сняты действительно зрелищно, очень близки к планам, которые мы видим с этапов Дакара или Шёлкового пути.
Того, кто не знаком с миром ралли-рейдов, почти наверняка впечатлит мощный грузовик, летящий по гребню дюны. А вот знатокам будет не совсем понятно, зачем обгонять соперника на трассе, если он стартовал на три минуты позже, а отрыв от него — пять минут. И тут же возникает диссонанс, который в итоге станет ключом к правильному пониманию происходящего на экране: грузовики на полном ходу влетают в финишный створ в борьбе за победу. Вроде бы створ именно такой, каким должен быть, но ведь и подъезжают к нему не на полном ходу в 140 км/ч...
Впрочем, эти мелочи меркнут на фоне маленьких деталей, воспроизводящих атмосферу ралли-рейда, и зрелищных планов гоночных грузовиков (наверняка на большом экране это смотрелось бы ещё эпичнее). Общий смысл передан большими планами — авария в пустыне означает, что весь экипаж застрянет в песках, нюансы — мазками, как раскрашенная маркером дорожная книга в руках штурмана. Болельщикам почти наверняка приятно будет заметить эти мелочи, однако сюжет первых двух серий в первую очередь двигает мелодрама, а не спорт...
Высокооктановая мелодрама
Сюжет первых двух серий начинается с переформирования команды в преддверии новой большой гонки — напрямую она не называется, но очевидно, что имеется в виду ралли Дакар. Новому руководителю КАМАЗ-мастер предстоит сформировать составы экипажей перед новым циклом, в котором одно поколение сменится другим.
Собственно, вокруг борьбы за место и строится интрига первых эпизодов. И с одной стороны, она может захватить — половина персонажей достаточно харизматичны, чтобы удержать зрителя у экрана, с другой — не совсем ясно, как экс-пилот КАМАЗ-мастер, 12 лет занимавшийся мотогонками, может вот так запросто сесть в кресло и бороться наравне с другими.
В этом смысле весьма показателен персонаж Линды Лапиньш — она играет девушку, которая ранее выступала в зачёте внедорожников (или мотовездеходов), а теперь пробуется в экипаж КАМАЗ-мастер. И (СПОЙЛЕР ДО КОНЦА АБЗАЦА!!!) при получении места штурмана в боевом экипаже спорит с руководителем, требуя место пилота. С одной стороны, очевиден замысел авторов показать в персонаже Лапиньш сильную и амбициозную девушку, не боящейся вызовов, с другой — так это в мире ралли-рейдов не работает.
Вердикт
К концу второй серии становится очевидно, что хотя речь в «Мастере» и идёт о реально существующей команде и гонках (упоминаются Шёлковый путь, Золото Кагана), происходит всё это в немного другой реальности. В этой реальности ралли-рейды примерно так же популярны, как и футбол, а каждый прохожий знает о ситуации с составами команд.
В этой реальности иногда включается Форсаж, а гоночный КАМАЗ дрифтит вместе с нелегалами на парковке. Выглядит это ещё нелепее, чем гонки Сталлоне по ночным улицам. В этой реальности есть тренировочные гонки, по итогам которых руководство определяет состав, а вокруг — толпы журналистов. В этой реальности есть даже Гран При Евразии MotoGP, который, вы не поверите, проходит на Казань Ринге.
Но если отдаться этой реальности и дать ей шанс удивить себя, то в «Мастере» зритель может обнаружить довольно симпатичную спортивную драму с весьма неплохой операторской работой. Да, борьба за места в команде идёт странно — для того, кто знаком с миром ралли-рейдов. Вероятно, в большей степени сериал рассчитан на тех, кто с ралли-рейдами не знаком, и в целом эти зрители увидят верный посыл: автоспорт — это командный вид спорта, бросать своих в пустыне — нельзя.
Ралли-рейды в этом сериале — это декорация, но сделанная со знанием дела (если не обращать внимание на некоторые огрехи, местами — немалые). Если хочется воспроизвести события прежних ралли-рейдов, то скорее имеет смысл посмотреть хронику прежних гонок, здесь же зрителя ждёт немного подправленный в художественных целях мир. И если согласиться на некоторые условности, сериал поможет приятно провести несколько вечеров. И может быть сделает нас на шаг ближе к той реальности, в которой гонки так же популярны, как футбол.