Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Почему в вопросе с договором еще очень далеко до согласия?

Дитер Ренкен
11 августа 2013 в 12:29

Берни Экклстоун и Жан Тодт согласовали процесс дальнейших шагов к подписанию нового Договора Согласия, однако на самом деле до финальной точки в этом вопросе еще очень далеко. Почему – готов объяснить Дитер Ренкен

Вот уже семь месяцев Формула 1 продолжает существовать без Договора Согласия, хотя обещания согласовать документ, который определит в общих чертах технические и спортивные правила, а также зафиксирует принципы управления чемпионатом тремя сторонами – руководством FIA, владельцами коммерческих прав в лице Formula One Group и командами Формулы 1, – звучат не меньше двух лет.

Правда, публичная церемония подписания Договора между президентом FIA Жаном Тодтом и исполнительным директором Formula One Group Берни Экклстоуном была организована в субботу на Гран При Венгрии. После чего свет увидел специальный релиз:

«Formula 1 Group и FIA подписали соглашение, согласно которому начата проработка нового Договора Согласия 2013 года. Данное соглашение вступит в силу после одобрения его руководящими органами обеих сторон в ближайшие недели».

Ситуация напоминает бессмертные слова Сэма Голдвина: «Устная договоренность не стоит бумаги, на которой она написана».

Действительно, два самых влиятельных человека в мире автоспорта поставили подписи под документом. Но какая реальная ценность договора, в котором говорится о меморандуме относительно будущей договоренности по соглашению, которое должны еще будут подписать руководящие органы?

О командах в подписанном документе не сказано ни слова
О командах в подписанном документе не сказано ни слова

Для начала стоит отметить, что Договор Согласия исторически заключался между командами Формулы 1 и руководящими органами, что помогло чемпионату пережить различные конфликтные ситуации, включая памятную войну FISA и FOCA в начале 1980-х, а также такие моменты, как продажу коммерческих прав или реальную угрозу раскола серии в 2009-м.

Чего не хватало в этот раз?

На фоне всей этой шумихи на Хунгароринге общее мнение паддока склонялось к тому, что сейчас полноценное подписание Договора Согласия оказалось едва ли не дальше, чем когда-либо прежде. А шоу с участием Тодта и Экклстоуна, разыгранное в присутствии многочисленных фотографов, преследовало несколько целей: заставить замолчать скептиков и устроить показуху для владельцев коммерческих прав (инвестфонда CVC Capital) и организаций, входящих в FIA. Важно было показать, что все разрешится в среднесрочной или даже краткосрочной перспективе.

Не забывайте, что CVC планирует все-таки выставить 100-летние коммерческие права на Формулу 1 на Сингапурской фондовой бирже (первоначально это собирались сделать еще в 2012-м, но те планы пришлось отменить). Да и Жану Тодту в декабре предстоит принять участие в выборах президента FIA.

На прошлой неделе генеральный директор фонда FIA Дэвид Уорд обозначил свою готовность бороться за пост президента федерации, поэтому Тодту необходимо обеспечить себе конструктивную предвыборную кампанию, во время которой он мог бы похвалиться определенными успехами.

Битва за кресло президента FIA

В нынешней Формуле 1 настолько важен термин «Согласие», что компания CVC сочтет невозможным выход на биржу, пока окружающие не поверят в наличии договорённостей между всеми участниками Ф1.

Договор Согласия впервые был подписан в начале 1980-х после конфликта из-за прав на телевизионные трансляции Формулы 1. Этот документ имел две отдельные цели: гарантировать справедливое распределение доходов и четко определить процедуру управления чемпионатом, установив четкие и понятные правила работы для менеджеров, которых по праву можно назвать одними из лучших в мире. И в этом вся суть вопроса.

Предыдущий Договор Согласия был подписан на срок 2010-12 годов после двухлетнего тупика в этом вопросе, и лишь благодаря тому, что предшественник Тодта Макс Мосли согласился покинуть свой пост.

Проблема лежала не столько в финансовой плоскости, поскольку команды имели трехлетнее соглашение с CVC по распределению доходов. Макс Мосли имел карт-бланш на управление чемпионатом по своему разумению. И чем больше команды стремились изменить правила, тем реже он проводил общие совещания…

Жану Тодту в декабре предстоит участвовать в выборах
Жану Тодту в декабре предстоит участвовать в выборах

Устав от такой системы руководства, команды основали FOTA, которая позволила им получить по крайней мере половину голосов в Комиссии Формулы 1. Но частенько им удавалось склонить на свою сторону и других представителей Комиссии, что доводило общую поддержку идей до 70%, поэтому многие инициативы команд получали поддержку.

Обратная сторона медали заключалась в том, что срок действия Договора Согласия был коротким и заканчивался вместе с 2012 календарным годом. Кроме того, даже в рамках FOTA команды не смогли договориться об организации альтернативного чемпионата – даже если такое желание и было, в реальности дело не продвинулось дальше предварительных обсуждений.

А вот Берни Экклстоун, который выступает от лица CVC, напротив, удалось избавиться от многих ограничений. Например, он получил возможность договариваться с командами об условиях дальнейшего сотрудничества за 12 месяцев до завершения действия нынешнего Договора Согласия. Именно так британец и поступил в январе, предложив более выгодные условия топ-командам – фактически, такой шаг вынудил других участников чемпионата, когда дело дошло до них, также соглашаться на предложенные Берни условия.

В итоге все команды, за исключением Marussia, заключили с Экклстоуном двусторонние соглашения.

На этом фоне FIA стала испытывать все большую необходимость в деньгах. Все дело в том, что раньше федерация ежегодно получала примерно 10 млн долларов промоутерского взноса, но по необъяснимой причине, когда Экклстоун и его старинный друг Макс Мосли в очередной раз продлевали контракт в конце 90-х, это положение пропало из соглашения.

В результате FIA вынуждена была выполнять свои обязанности в Ф1, не получая за это денег. Как только Тодт понял все проблемы, которые достались ему от предшественника, он приступил к переговорам с Берни Экклстоуном. Но президенту FIA пришел короткий ответ, суть которого сводилась к следующему: «Что подписано – то подписано».

Несмотря ни на что, Тодт настаивал на своей позиции – и Экклстоун вынужден был согласиться на его требования, уменьшив, правда, выплаты вдвое и целиком переложив их на плечи команд – не самое справедливое решение, если учесть, что доходы от Формулы 1 получают как участники чемпионата, так и владельцы коммерческих прав.

Marussia еще не получила коммерческого предложения от Экклстоуна
Marussia еще не получила коммерческого предложения от Экклстоуна

Чтобы компенсировать ежегодный дефицит бюджета FIA в размере около 20 миллионов фунтов, Жан Тодт увеличил сбор с команд, которым теперь приходится платить не только за сам факт выступлений в Ф1, но и за каждое очко, заработанное по итогам прошедшего сезона. Аналогичная формула заложена и в определении стоимости Суперлицензии для пилотов чемпионата мира.

Конечно, команды и гонщики едва ли остались довольны таким поворотом событий, но поделать ничего не могли…

Нынешний меморандум предусматривает, что FIA продолжит выполнять свои контролирующие функции в чемпионате до 2020 года (что важно, аналогичный срок действия указан и в коммерческих соглашениях команд), за что получит в общей сложности 100 млн долларов, что составляет примерно 10 миллионов фунтов в год.

Таким образом, Жан Тодт сумел покрыть половину дефицита бюджета FIA за счет Formula One Group. Другими словами, он обеспечил дополнительные поступления на сумму в 100 млн долларов на протяжении ближайших семи лет, в то время как его предшественник Макс Мосли сдал коммерческие права практически бесплатно на 113 лет. И с такими позициями Тодту не страшен на выборах любой соперник, особенно когда им может стать известный сторонник Мосли. Неудивительно, что после всего этого президент с улыбкой на лице прогуливался вдоль стартовой решетки на Гран При Венгрии.

Таким образом, отношения FIA, владельцев коммерческих прав и десяти команд урегулированы коммерческими соглашениями. И кому, кроме Marussia, нужен теперь Договор Согласия с отдельно прописанными финансовыми условиями? Уж точно ни Жану Тодту, ни Берни Экклстоуну...

Также FIA удалось урегулировать механизмы управления. Кроме того, раньше – в рамках Договора Согласия, где важнейшую роль играло мнение команд – для принятия решений необходима была поддержка 70% представителей Спортивной либо Технической рабочей группы, а также Комиссии Формулы 1. Так что от представителей команд, делегатов от спонсоров, поставщиков двигателей и шин, а также промоутеров Гран При требовалось известное единодушие.

Теперь FIA использует Международный спортивный кодекс, а потому получает большую гибкость в принятии решений, поскольку достаточно получить простое большинство голосов. Для примера достаточно вспомнить, с какой непринужденностью Жан Тодт сумел протолкнуть изменения касательно шин Pirelli и правил безопасности на пит-лейне. Еще год назад такие поправки невозможно было бы принять без длительных торгов и переговоров со всеми заинтересованными сторонами.

Без подписанного полноценного Договора Согласия позиции FIA выглядят куда весомее, что делает более влиятельной и фигуру самого Жана Тодта.

Берни Экклстоун
Берни Экклстоун

Вся эта ситуация ставит в затруднительное положение инвестиционную компанию CVC, поскольку она неспособна полноценно распоряжаться своим самым крупным активом. Если бегло посмотреть на ее инвестиционный портфель, то в нем мы увидим производителя кейсов Samsonite, почтовую службу Бельгии, немецкий химический гигант Evonik, крепкие британские и шведские компании – но ключевым активом является, без сомнений, Formula One Group.

Соучредитель CVC Дональд Маккензи недавно (на заседании Верховного суда) охарактеризовал Экклстоуна как человека «очень влиятельного, которым трудно управлять». Все говорит о том, что в инвестиционной компании просто не знают, как руководить Формулой 1 без Берни Экклстоуна, пусть даже имя британца в последнее время все чаще упоминается в контексте судебных разбирательств по обе стороны Атлантики.

Да, у CVC есть и Питер Брэбек-Летмэйт – председатель правления и исполнительный директор Nestle SA, и сэр Мартин Соррэлл – генеральный директор WPP, причем оба являются членами совета директоров холдинговой компании FOM. И кажется, зачем им нужен 82-летний Берни, когда есть такие опытные функционеры?

Но такая ситуация легко может измениться, как только вступит в силу новый Договор Согласия.

«Проблема компании CVC состоит в том, что без Договора Согласия они не знают, как управлять бизнесом. А проблема Берни заключается как раз в обратном - при подписанном этого документа он сам станет уже не нужен, - рассказал заслуживающий доверия источник на Гран При Германии. – Таким образом, в компании стремятся заключить Договор, а Берни – тормозить этот процесс. И стороны достойны друг друга».

Кроме того, в данный момент команды-аутсайдеры не имеют такого же влияния на процессы, как ведущие коллективы. Старая система руководства подразумевала, что Marussia имела равное право голоса с McLaren, а влияние Caterham ничем не уступало позициям Red Bull Racing.

Но в Формуле 1 всегда действовало правило, что враг вашего врага – ваш друг. Поэтому сейчас активно идут разговоры о том, что команды хотят – в обход FIA и FOM – иметь дело непосредственно с CVC, чтобы достичь общей цели: заключить полновесный Договор Согласия. И во время летней паузы, когда смолкнут моторы, в этом процессе можно ожидать ключевых событий.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle