Молодые да ранние
В минувший вторник Сергею Сироткину исполнилось 18 лет. Пройдет чуть более полугода – и на старте нового сезона Ф1 россиянин станет самым молодым в истории пилотом Больших Призов. Это хороший повод вспомнить других вундеркиндов из летописи Формулы 1
Мир спорта стремительно молодеет. Юные таланты столь настойчиво рвутся к вершинам, что частенько становятся профессиональными атлетами еще до получения школьного аттестата зрелости. Восходящие звезды тенниса и футбола, не говоря уж о гимнастике, глядят со страниц журналов едва ли не детскими глазами, в которых отражается блеск медалей разной пробы.
Автогонки, несмотря на некоторые особенности, идут в ногу со временем. Джеки Стюарт дебютировал в Формуле 1 в 25 лет, Михаэль Шумахер провел первый Гран При в 23, и даже Кими Райкконен – как известно, шагнувший в Большие Призы практически из картинга – начал выступления в чемпионате мира в 21 год и четыре с половиной месяца.
Однако в первой пятерке самых юных пилотов Ф1 есть как представители современности, так и герои давно минувших дней. И их истории, нет сомнений, заслуживают внимания.
ХАЙМЕ АЛЬГЕРСУАРИ
Дебют в Формуле 1: 19 лет, 125 дней (Гран При Венгрии 2009) Гонок в Ф1: 46 Сезонов в Ф1: 3 Лучший результат на финише: 7-е место
Сыну известного испанского мотогонщика, который после завершения карьеры основал промоутерскую компанию и занял один из руководящих постов в Мировой серии Renault, на роду было написано заниматься гонками. Мальчишка стал самым юным в истории чемпионом своей страны по картингу и уже в 15 лет дебютировал в Формуле Junior 1.6, где сходу завоевал "бронзу" итальянского первенства.
Уже в следующем году Хайме включили в молодежную программу Red Bull – в цветах компании он выступал следующие пять лет. Первым по-настоящему заметным успехом пилота из Барселоны стал титул чемпиона британской Ф3 в 2008-м. Альгерсуари ехал быстро и стабильно, а сильнейшим стал благодаря победам в трёх финальных гонках. Позади остались многие сильные соперники, включая Серхио Переса и Макса Чилтона.
Хайме определили в Формулу Renault 3.5, но не прошло и нескольких месяцев, как его услуги потребовались на совершенно ином уровне. Собравший ворох титулов в американских гонках Себастьен Бурдэ быстро разочаровался в Формуле 1, и в освободившийся кокпит Toro Rosso усадили Альгерсуари. Без единого километра тестов, в разгар чемпионата, когда команда явно находилась на спаде.
Испанец справился. Он старался получить как можно больше опыта в дебютном сезоне, в следующем заработал очки, а в 2011-м уже регулярно финишировал в десятке.
После очередного седьмого места гонщика обступили журналисты. «Мои планы на будущий сезон? – переспросил он и чуть заметно ухмыльнулся. – Однажды я доверил свою гоночную судьбу доктору Марко. И теперь ему решать, где и на чем мне выступать».
По окончании того сезона Марко решил, что пора дать шанс проявить себя новым пилотам из молодежной программы. Хайме предложили должность резервного пилота Red Bull, а также вариант с отъездом в Америку. Он дважды ответил отказом – и остался ни с чем. Сейчас 23-летний пилот периодически появляется на европейских картинговых гонках и занимается своим вторым хобби – музыкой.
МАЙК ТАКУЭЛЛ
Дебют в Формуле 1: 19 лет, 182 дней (Гран При Канады 1980) Гонок в Ф1: 2 Сезонов в Ф1: 2 Лучший результат на финише: -
«Сенсационный тинейджер», – пестрели заголовками газеты, когда пилот из далекой Новой Зеландии оказался на пороге Ф1. На самом деле, вырос Майк в Австралии, где уже в восемь лет отец усадил его на кроссовый мотоцикл, а после – за руль карта. В 16 лет он перебрался в Европу и стал с большим успехом выступать в различных формульных гонках.
Нельзя сказать, что Такуэлл одной левой клал соперников на обе лопатки, но в весьма сильной компании ему удавалось регулярно выигрывать и подниматься на подиум, оставляя позади таких соперников, как Ален Прост, Тьерри Бутсен или Стефан Йоханссон.
Юноша попал "на карандаш" известному специалисту по молодым талантам Кену Тиррелу и стал, говоря современным языком, резервным пилотом команды Ф1, параллельно стартуя в европейской Формуле 2. Более того, коллектив Ensign F1 даже предлагал ему полноценный контракт на выступления в Гран При, но пилот отказался.
А вот когда прямо по ходу сезона Arrows попросила его заменить получившего травму Йохена Масса, ответ оказался положительным. Вот только сев без подготовки за руль незнакомой машины, Майк не смог пройти квалификацию, не хватило самой малости. Осенью того же 1980 года Кен Тиррел дал своему пилоту еще один шанс, позволив выступить на третьей машине в двух североамериканских гонках.
В Канаде Такуэлл пробился на старт, но после большой аварии на первом круге и остановки гонки отдал машину напарнику, а в США вновь не сумел преодолеть квалификационное сито.
В дальнейшем многообещающая карьера стала буксовать: пилот принимал важные решения, но раз за разом ошибался. В 1984-м о нем вспомнили вновь, но пара Гран При в составе RAM и Tyrrell, равно как и титул чемпиона Ф2, не привели к полноценному контракту. Та же RAM словно бы хотела видеть пилота у себя в 1986-м, но перед стартом сезона разорилась.
Надломленный грузом неудач, Майк уже не был ни сенсационным, ни тинейджером. Он покинул мир гонок, громко хлопнув дверью, и сейчас, как поговаривают, владеет собственным пабом в Лондоне.
РИКАРДО РОДРИГЕС
Дебют в Формуле 1: 19 лет, 208 дней (Гран При Италии 1961) Гонок в Ф1: 5 Сезонов в Ф1: 2 Лучший результат на финише: 4-й
Даже сейчас, по прошествии полувека, карьера мексиканца выглядит невероятно. Пройдя школу мотогонок и национальных соревнований на "фиатиках", сын богатого промышленника из Мехико готов был пойти стопами старшего брата, уже выступающего в Европе.
Семейный дуэт попробовали заявить на "24 часа Ле-Мана", но тамошние организаторы благоразумно заявили 14-летнему Рикардо от ворот поворот. Это не остановило Родригеса-старшего, и он продолжал помогать сыну гоняться – преимущественно в Америке, но спустя три года юноша вернулся в Ле-Ман, где в сезоне-60 занял второе место.
Такие результаты привлекли внимание самого Энцо Феррари. В ту пору Коммендаторе как раз активно покорял североамериканский рынок, и контракт с восходящей звездой (сомнений в этом не было) оказался для него как никогда кстати. Рикардо начал выступления на алых машинах во всевозможных гонках – с упором, правда, не на "формулы", а на соревнования более знакомых мексиканцу спорткаров.
Но так продолжалась недолго, на Гран При Италии 1961 года состоялся дебют Родригеса в Ф1. Он сходу показал второй квалификационный результат, а в гонке вел борьбу за лидерство со своими напарниками Филом Хиллом и Ричи Гинтером, пока не вышел из строя топливный насос.
В следующем году для пилота была запланирована уже более обширная программа в Ф1, главными результатами которой стали четвертое место в Спа и шестое на Нюрбургринге. Также он выиграл популярную дорожную гонку "Тарга Флорио". А осенью поехал на домашний Гран При Мексики.
В 1962-м эти соревнования еще не входили в календарь Ф1, но местные организаторы обещали щедро заплатить всем, кто выйдет на старт. Согласились многие, а вот Энцо Феррари по одному ему ведомым причинам отказался. Но для Рикардо это не стало сюрпризом, он на всякий случай загодя договорился с британским "частником" Робом Уокером, и с разрешения Коммендаторе поехал на домашнюю гонку.
Уже в субботу трибуны были переполнены, на трассе в Мехико собралось более 100 тысяч болельщиков. На их глазах зеленый Lotus 24, ведомый Родригесом, из-за дефекта задней подвески сорвало в занос в скоростном финальном повороте и отбросило на бетонное ограждение. Пилот, которому едва исполнилось 20 лет, погиб на месте.
ФЕРНАНДО АЛОНСО
Дебют в Формуле 1: 19 лет, 218 дней (Гран При Австралии 2001) Гонок в Ф1: 207 (карьера продолжается) Сезонов в Ф1: 13 (карьера продолжается) Лучший результат на финише: победа
Путь двукратного чемпиона мира из картинга в Ф1 оказался предельно коротким. В 17 лет испанец при поддержке своего земляка Адриана Кампоса дебютировал в Формуле Nissan, где сразу же стал чемпионом – шести побед новичка в 15 гонках оказалось достаточно, чтобы попасть в сферу интересов могущественного в ту пору Флавио Бриаторе.
Юного Фернандо определили в Формулу 3000, а потом, не дав опомниться, пересадили за руль Minardi F1. 19-летний гонщик стабильно оставался одним из последних в пелотоне, опережая на бесконечно медленной машине разве что своего напарника Тарсу Маркеса, но тот сезон-2001 и не имел целью достижение высоких спортивных результатов.
Следующий чемпионат Алонсо и вовсе пропускал: хвала правилам, тогда молодым спортсменам еще можно было планомерно наматывать тысячи тестовых километров, полноценно готовясь к дебюту. А испанца ждал именно дебют: выступать предстояло в составе топ-команды своего патрона, Renault. И теперь цели ставились уже весьма серьезные.
2003 год показал, что программу Бриаторе выстроил совершенно правильно. Повзрослевший и набравшийся опыта Фернандо почти сразу проявил себя. На желто-голубой машине он выиграл квалификацию второго этапа сезона в Малайзии, спустя несколько месяцев стал сильнейшим в венгерской гонке, а совсем скоро сверг Михаэля Шумахера с формульного "трона" после пятилетнего периода тотального господства немца на трассах Ф1.
Дальнейшая история Алонсо известна достаточно хорошо – собственно, она продолжается на наших глазах, и едва ли кто-то станет спорить, что амбициозный и быстрый гонщик еще не сказал своего последнего слова.
ЭСТЕБАН ТУЭРО
Дебют в Формуле 1: 19 лет, 320 дней (Гран При Австралии 1998) Гонок в Ф1: 16 Сезонов в Ф1: 1 Лучший результат на финише: 8-е место
История аргентинского пилота имеет много общего с уже рассказанными. Молодой и явно талантливый картингист, чей отец влюблен в автоспорт и достаточно богат, в юном возрасте отправился покорять свет.
Эстебан уже в 14 лет дебютировал в "больших" гонках, а в 15 начал выступления в Европе. Во всех классах он проигрывал соперникам в возрасте и опыте, что не могло не сказаться на успехах новичка. Итогом становились хорошие, но все же не отличные результаты. Вдобавок, Туэро-старший почему-то очень спешил, переводя сына из одной категории в другую, случалось, прямо по ходу сезона.
Из Европы гонщик перебрался в Японию, но в 19 лет вновь оказался у дверей паддока Ф1. В отличие от Алонсо, он располагал минимальным опытом, однако дебютный сезон в Minardi получился в целом схожим: Эстебан порой ошибался, порой сходил из-за технических отказов, но также завоевал восьмое место в Имоле, пусть даже очков в 1998 году за это еще не начисляли.
Закончился дебютный чемпионат Туэро весьма зрелищно: на финальном Гран При Японии он угодил в аварию с пилотом Tyrrell Торой Такаги, перелетев через машину соперника (на фото внизу).
Вот только параллели с карьерой Алонсо на этом закончились: аргентинец уехал домой – и больше в Европе его не видели. По слухам, пошатнулось финансовое положение семьи, но не стоит сбрасывать со счетов и еще один фактор.
Дебют в слабой команде всегда несет в себе элемент риска. Сложно проявить себя, располагая медленной машиной, и еще сложнее убедить в чем-то журналистов и болельщиков, которые при упоминании пилота из конца пелотона прежде всего вспоминают о количестве нулей в контракте его спонсора.
Во все времена непросто было пробиться в Формулу 1, но еще сложнее закрепиться в ней. Ничего невозможного нет, история тому свидетельством, вот только спешить с дебютом и прыгать в кокпит, когда ровесники еще выступают в весьма "младших" формулах стоит лишь тогда, когда есть полная уверенность в своих силах – физических и психологических – а также в крепости финансовых "тылов".
Эстебан Туэро, как и многие пилоты до и после него, с дебютом явно поспешил.