Как Формуле 1 избежать повторения скандала в Абу-Даби? Четыре предложения

Дмитрий Захарченко
22 декабря 2021 в 10:00
Фото: FIA

Пока болельщики и участники ждут результатов расследования FIA, размышляем, как чемпионат мира мог бы стать прозрачнее...

Церемония награждения призёров 2021 года прошла — пусть и без Льюиса Хэмилтона, которого, судя по словам нового президента FIA, ждёт за неповиновение спортивному регламенту некое наказание. Оно будет определено позже, но едва ли будет носить какой-то спортивный характер — скорее штраф и/или исправительные работы.

Так или иначе, сезон-2021 стал историей, однако говорить о нём в Формуле 1 будут ещё долго: в FIA намерены подробно разобрать произошедшее на последних кругах Гран При Абу-Даби и принять меры, чтобы впредь всё происходило согласно понятной и прозрачной процедуре.

Попробуем порассуждать, какие именно это могли бы быть меры.

Тупиковая ситуация, или Почему на рестарте в Абу-Даби не было идеального решения

Пресс-брифинги и разъяснения стюардов

По ходу сезона-2021 на трассе не раз возникали спорные ситуации, и решения по которым судьи принимали разные. Так, например, Норриса в Австрии и Ферстаппена в Саудовской Аравии оштрафовали ровно за то, что самому Максу в Бразилии, а Пьеру Гасли во Франции сошло с рук. Даже если представить, что судьи обладают неоспоримым авторитетом как в паддоке, так и среди болельщиков (что совсем не так), это не отменяет того, что спорту пошло бы лишь на пользу, если бы стюарды объясняли свои решения — хотя бы ради того, чтобы сторонним наблюдателям (болельщикам) были бы понятны правила игры.

У Liberty Media, FOM и FIA гигантские возможности по донесению своей позиции до аудитории — от пресс-конференций в Zoom до аналитических разборов на F1TV и стремительно развивающихся социальных сетей. Промоутеры со следующего года намерены обязать инженеров команд отчитываться о технических новинках в рамках специальной сессии для журналистов — почему бы не устроить такую же для судей, раз уж от их интерпретации порой зависит столь многое.

Грехи FIA: вспоминаем самые странные решения федерации

Директор гонки должен быть защищён от прессинга

После скандального Гран При Абу-Даби в Формуле 1 заговорили о том, что транслировать переговоры руководителей команд с дирекцией гонки в эфире было ошибкой, однако на деле ошибкой было допускать их до прямого разговора с руководителем гонки. У команд должна быть возможность сообщить дирекции что-то, что, на её взгляд, должно иметь значение, но у FIA полно возможностей нанять директору гонки ассистентов, роль которых и будет сводиться к передаче таких сообщений.

Почему бы не устраивать пресс-брифинги стюардов, раз уж от их интерпретации порой зависит столь многое? © FIA
Почему бы не устраивать пресс-брифинги стюардов, раз уж от их интерпретации порой зависит столь многое?Фото: FIA

Руководитель гонки должен принимать решения в спокойной и взвешенной обстановке, поскольку на принятие правильного порой может быть лишь пара секунд. В его распоряжении широкий арсенал инструментов, позволяющих разобраться в происходящем, в то же время задержка в пару минут при передаче сообщения от команды через ассистента — небольшая жертва, чтобы оградить ответственное лицо от дополнительного прессинга.

Продолжатель дела Сенны и Шумахера, или Темная сторона Макса Ферстаппена

Постоянные судьи

В Формуле 1 должна быть создана постоянная судейская бригада или некий иной инструмент, осуществляющий надзор над стюардами — хотя бы с целью последующего анализа событий. Стюарды, напомним, каждый Гран При меняются, однако это не позволило избежать широкого распространения теорий заговора о том, что те или иные судьи подыгрывают тем или иным командам.

Возможно, при наличии некой группы специалистов, которая сможет анализировать принимаемые стюардами решения, будет понятно, каким образом выработать наиболее всеобъёмлющую формулу ведения борьбы на трасса, чтобы правила были понятны без прочтения сотни страниц возможных интерпретаций столкновения.

Прирожденный гонщик, молниеносный и безжалостный: Ода новому чемпиону мира Формулы 1

Смена гоночного директора

Впрочем, сколь бы продуманными ни были правила, спорных ситуаций избежать нельзя, и именно в такой ситуации ключевой становится роль руководителя гонки — он должен принять наиболее правильное для спорта решение. Предполагается, что человек на этом посту в совершенстве знает каждое правило — и его букву, и его дух, и вмешается лишь в случае непредвиденной необходимости.

И для такого вмешательства у руководителя гонки должен быть определённый авторитет, которого у Майкла Маси после Гран При Абу-Даби, увы, больше нет. И пусть подача протестов и апелляция Mercedes выглядит истерикой, факт остаётся фактом: в FIA пока никак официально не объяснили почему при наличии других альтернатив финишу за автомобилем безопасности была выбрана именно эта, раз уж в конце концов дирекции всё равно пришлось переступить правила.

Пятилетка Росберга: Чем занимается чемпион мира Формулы 1 в отставке?

Директор гонки должен принимать решения в спокойной и взвешенной обстановке © FIA
Директор гонки должен принимать решения в спокойной и взвешенной обстановкеФото: FIA

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle