Red Bull в погоне за молодыми талантами
Самая известная программа поддержки молодых пилотов в автоспорте имеет репутацию жесточайшей системы отбора кадров. Эд Стро рассказывает, как она работает и насколько высоки её стандарты
Доктора Хельмута Марко многие поклонники Формулы 1 считают этаким немногословным злодеем.
Будучи представителем Дитриха Матешица в паддоке, австриец предстает нам истинным вершителем судеб, чьё мнение и капризы решают судьбы бесчисленных подопечных Red Bull, выступающих в младших сериях.
И хотя Марко, конечно, сложно назвать дипломатом, такой образ несправедлив. В конце концов, никому другому в последние годы и близко не удалось подойти к эффективности действий 70-летнего австрийца, если говорить о количестве пилотов, приведенных в Ф1.
В то же время, в следующем сезоне Даниэль Риккардо станет всего лишь вторым [не считая проведшего четыре гонки Тонио Льюцци] пилотом главной команды Red Bull, вышедшим из молодежной программы компании – которая ведет историю от собственного гоночного проекта Марко в Формуле 3000, взявшего старт в 1999-м.
В этой программе, как известно, действуют высочайшие стандарты: они столь серьезны, что Хайме Альгерсуари и Скот Спид лишились поддержки в тот момент, когда уже добрались до Ф1 – не говоря уж о многих десятках гонщиков, с которыми расстались куда раньше.
[Шутка ли, но в былые годы, когда поддержкой Red Bull пользовалось куда большее пилотов, Хельмут Марко едва ли не после каждого уик-энда мог расстаться с кем-либо из своих протеже, сообщая им об этом посредством простого смс-сообщения. Сейчас новые поколения юниоров передают друг другу эту историю, как легенду, Но ведь и впрямь не так давно многие со страхом смотрели в экраны своих мобильников, когда брали их в руки после неудачной гонки.]
Такой подход критикуют за излишнюю суровость – но ведь именно он подарил миру Больших Призов четырёхкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля. Потому доктор (юриспруденции) Марко считает оправданной подобную систему отбора, целью которой является подготовка действительно лучших, а не просто хороших кадров для собственной команды компании Red Bull в Больших Призах, основанной в 2005-м.
«Когда мы запустили свою молодежную программу, то у нас еще не было команды в Формуле 1, - объяснил Марко. – Сейчас она есть – и мы побеждаем в чемпионатах.
Теперь мы также располагаем структурой поменьше [Toro Rosso], которая помогает гонщикам на пути наверх. Таким образом, наш подход изменился, и мы больше не поддерживаем гонщиков, чтобы те просто выступали в Ф1 – нам нужен пилот, который будет побеждать.
Если наш протеже проявляет какую-либо слабость, то мы прекращаем с ним сотрудничество. Так что да, вы можете говорить, что мы действуем сурово. Но 90% гонщиков, которые пользовались нашей поддержкой, сейчас выступают в сильных чемпионатах вроде DTM. Они живут нормальной жизнью и зарабатывают хорошие деньги – примерно в десять раз больше, чем получали бы, останься они с нами. Так что для них выгода очевидна.
Не каждый может стать пилотом, способным бороться за победы в Ф1 или даже просто закрепиться там – это действительно сложно. А если у вас есть слабости, то при движении вверх прессинг, который вы испытываете, будет только расти».
И впрямь легко поддаться желанию сделать скоропалительный вывод – и объявить, что программа Red Bull загубила карьеры бессчетного количества пилотов. Однако в подходе Марко есть здравый смысл. В профессиональных гонках сплошь и рядом можно найти пилотов, которых когда-то поддерживала компания Дитриха Матешица.
Сам австриец назвал в качестве примера DTM, где зарабатывают на жизнь бывшие протеже Red Bull Филипе Альбукерк, Даниэль Хункаделья и Роберт Уикенс. И хотя, пожалуй, было бы слишком громко говорить, что 90% бывших гонщиков программы австрийской компании зарабатывают в автоспорте большие деньги, таких примеров действительно немало.
Недавно AUTOSPORT стало известно, что бывший протеже Red Bull Брэндон Хартли, который гонялся в Формуле Renault 3.5 и был тест-пилотом Toro Rosso перед тем, как выпал из молодежной программы, является одним из главных претендентов на место в составе заводской команды Posche в категории LMP1. Новозеландец добился этого благодаря своим сильным выступления в Европейской серии Ле-Ман.
После того, как в Red Bull предпочли расстаться с Хартли, он всегда демонстрировал очень зрелый подход к профессии. Гонщик говорил, что без финансовой поддержки Матешица вряд ли бы зашел в автоспорте настолько далеко - и уверен в этом по сей день. И, принимая во внимание его слабые результаты в Формуле Renault 3.5, где Брендон ничего не смог противопоставить Даниэлю Риккардо, с ним расстались вполне обоснованно.
«Это был непростой момент: пожалуй, он изменил всю мою жизнь, - сказал Хартли. – Я был частью Red Bull на протяжении долгого времени. Но после случившегося я задумался о том, что делать дальше. Это был хороший опыт, так как раньше мне не приходилось этим заниматься.
Я не обижен на Red Bull. Они поддерживали меня на протяжении пяти лет, и выйти на такой уровень мне удалось благодаря им. Без их поддержки я бы сейчас не выступал в гонках. Они дали мне большой шанс, который был реальным, но в силу различных причин я не смог им воспользоваться».
Судьба других бывших гонщиков Red Bull сложилась менее успешно. Были те, с кем, без всяких сомнений, расстались преждевременно. Льюиса Уильямсона исключили из программы в прошлом году прямо в середине сезона Формулы Renault 3.5, но босс Red Bull Racing Кристиан Хорнер остался настолько высокого мнения о способностях британца, что тот до сих пор работает на симуляторе команды.
[Можно вспомнить и Михаила Алёшина, который стал чемпионом ФR3.5 ровно после того, как доктор Марко предпочел отказаться от его поддержки в конце 2009 года.]
Хайме Альгерсуари, который в середине того же сезона был усажен за руль машины Ф1, не проехал до того на подобной технике ни одного метра. Испанец считает, что с ним жестко обошлись, отказавшись от его услуг три с половиной года спустя - хотя обещали продолжить сотрудничество. Но, как сказал Хорнер, это решение принимали владелец Red Bull Дитрих Матешиц и технический руководитель команды Эдриан Ньюи.
«Я завоевал 26 очков на машине, которая определенно смотрится хуже нынешних Toro Rosso», - уверен Альгерсуари. Молодой гонщик также считает, что заслуживал контракта с Red Bull Racing в большей степени, нежели Даниэль Риккардо.
Приведенные истории – всего лишь несколько примеров из великого множества. Но Марко настаивает, что расстается с гонщиками, только если их слабые стороны невозможно искоренить. В любом случае, Red Bull абсурдно обвинять в чем-то, ведь компания и так больше других работает с молодежью.
«Отличным показателем является наш диагностический центр в Австрии, - говорит Марко. – Не спрашивайте, сколько там работает докторов, психологов и прочего персонала. Они проводят тесты, и если гонщик не соответствует определенным критериям, то мы не подписываем с ним контракт. Таким образом, физическая и моральная подготовка является очень важным элементом.
Еще надо отметить тот факт, что, обычно, мы находим для своих пилотов места в топ-командах. Им также предоставляется личный тренер по физподготовке, обладающий немалым опытом, а если возникают проблемы в плане психологии, то и с этим мы тоже помогаем. Помимо прочего, в Милтон-Кинсе есть симулятор - очень важная штука. Нашим подопечным созданы все условия – но мы не боимся принимать любые решения и готовы делать это.
Нас критиковали за то, что мы решили взять Риккардо в Red Bull Racing на следующий сезон – да, в этом мы и впрямь сильно рискуем. Но, если говорить о долгосрочной перспективе, он является для нас лучшим вариантом, а также освобождает одно из мест в составе младшей команды. Мы даем гонщикам шанс показать себя».
Подход к работе вне кокпита для Марко имеет не менее важное значение, чем результаты на трассе. Он, как известно, считает Феттеля – с которым, по сведениям некоторых источников, у австрийца сложились едва ли не отцовские отношения – образцом правильного подхода. Себастьян усердно работает над собой и не боится признавать свои ошибки перед командой – и Риккардо, по мнению Марко, наследует эти качества.
Одних лишь только стараний недостаточно, чтобы пройти все стадии молодежной программы Red Bull – но это, несомненно, станет весомым аргументом в пользу гонщика, если вдруг Марко начнет в нем сомневаться. Именно самосовершенствование Хельмут называет одной из причин, почему команда в итоге решила не подписывать контракт с Кими Райкконеном на сезон-2014.
«Я знаю только одного действительно сильного пилота в Ф1, который не работает над собой и с командой в той же степени, в какой это делают остальные, - говорит Марко. – Его зовут Кими Райкконен.
Если бы он исповедовал подход Феттеля и его образ жизни, то ничем не выделялся бы на фоне остальных. Но с годами вам становиться сложнее. Мне действительно очень симпатичен стиль пилотирования Кими, в основе которого заложена быстрая реакция – это просто невероятно. Но гонщик должен в полной мере использовать все свои возможности, макимсально эффективно используя то, что мы вкладываем в него».
Еще недавно все взоры в молодежной программе Red Bull были обращены в сторону Антониу Феликса да Кошты. Он был главным кандидатом на место в составе Toro Rosso, но нынешний сезон Формулы Renault 3.5 в его исполнении откровенно разочаровал. В итоге место в кузнице кадров для главной команды компании досталось россиянину Даниилу Квяту, который блестяще провел вторую часть сезона и получил более чем заслуженное повышение.
На июльском этапе ФR3.5 в Австрии, домашнем для Red Bull, Марко обсудил с португальцем его неважные выступления – и пилот признал, что испытывает серьезный прессинг.
«Они [Red Bull] все понимали, но, с другой стороны, им хотелось большего – и это было правильно, - сказал да Кошта. – Боссам нужны результаты, а не объяснения, почему их нет. Моя работа – решить проблемы и добиваться поставленных целей, только тогда я бы получил повышение.
В Red Bull вопросами подготовки молодых парней занимает Хельмут Марко, но он априори не может быть самым добрым человеком на свете, ведь если мы сейчас не можем выдержать прессинг, как же тогда бороться за чемпионский титул в Ф1? Если они оказывают на меня давление, то только для того, чтобы я стал лучше – а не терял над собой контроль».
Марко продолжает ставить в пример своим юным протеже Себастьяна Феттеля. Австриец очень просто обозначил принципы молодежной программы Red Bull на будущее.
«В целом, нам нужны пилоты, способные выигрывать гонки Гран При, - сказал он. – Мы не говорим о титулах, ведь это зависит от многих факторов. Но они должны иметь талант и целиком отдаваться своей работе, если хотят оказаться в составе правильной команды и бороться за победы в гонках.
Мы сказали Риккардо, чего ждем от него: регулярных очков, которые позволят нам вести борьбу за Кубок конструкторов. После трех-пяти гонок он уже должен навязывать борьбу Феттелю, ведь Себ, в конце концов – просто обычный человек. Будет здорово, если кто-то заставит его ехать на пределе, как это часто делал Марк [Уэббер]».
Без всяких сомнений, на самой вершине карьерной лестницы Red Bull продолжат действовать те же высочайшие стандарты. Риккардо теперь должен добиваться результатов, находясь под интенсивным прессингом и выступая в паре с одним из самых успешных гонщиков за всю историю Формулы 1. И вопреки утверждениям некоторых критиков, в распоряжении австралийца будет точно такое же шасси Red Bull Racing, как и у лидера команды – так что все в его руках.
[Все сказанное в полной мере применимо и к другому пилоту, которого в 2014 году ждет очень серьезный вызов. Подход доктора Марко един для всех. Так что можете еще раз перечитать последние абзацы, попросту заменив Red Bull Racing на Toro Rosso, "Феттель" – на "Вернь", а "Риккардо" – на "Квят". Все сказанное окажется полностью справедливым и применительно к 19-летнему россиянину.]
В программе развития молодых пилотов Red Bull прессинг, который испытывают юные таланты, растет с каждым годом.