Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

IndyCar: В преддверии Айовы

16 июля 2015 в 21:21

Сезон IndyCar начинает входить в завершающую фазу - до конца чемпионата осталось четыре гонки. Ближайшая из них пройдёт в эту субботу на овале Iowa Speedway, это будет 12-й этап и, соответственно, 13 гонка сезона.

Гонка на трассе Iowa станет уже пятой овальной гонкой в этом году и третьей подряд. Но этот овал совершенно иной, нежели Индианаполис, Фонтана, Милуоки или Техас. На этот раз овал короткий, протяжённостью в 7/8 мили (0.875 мили или 1 400 метров). Гонки в Айове традиционно очень интересные и полные борьбы. Это будет вторая ночная гонка в этом сезоне. Год назад дистанция гонки в Айове была увеличена с 250 до 300 кругов.

Трасса:

Протяжённость: 7/8 мили (0.875 мили или 1 400 м)
Угол наклона
в поворотах: 12-14° (прогрессивный бэнкинг)
на триовале:
на обратной прямой:
Дистанция: 300 кругов/262,5 мили/420 км
Рекорд круга: 300,640 км/ч (2014 год, Элио Кастроневес)
Старт: с хода в два ряда
Давление в турбине: 140 кПа

Iowa Speedway — самый короткий овал в календаре IndyCar, но при этом средние скорости на этой трассе, протяжённостью менее мили, доходят до 300 км/ч. Для сравнения, на мильном, но «плоском» овале в Милуоки средние скорости составляют около 270 км/ч. Высокая средняя скорость в Айове достигается за счёт большого угла наклона в поворотах: 12-14 градусов (против 9 в Милуоки), и 8 на триовале. Также тут в поворотах есть прогрессивный бэнкинг, то есть угол наклона растёт от апрона (нижнего края трассы) до верхнего края, у стены. Это позволяет увидеть много сражений бок о бок и предоставляет пилотом больше возможностей использовать верхнюю линию трассы.

Трасса довольно молодая. Она была открыта в сентябре 2006 года. IndyCar сюда приезжает с 2007-го и гонки этой серии тут являются центральным событием года. Кроме гонок IndyCar здесь также проходят соревнования второго и третьего дивизионов NASCAR, и региональные гонки сток-каров. С осени 2013 года трек приобрёл NASCAR. До этого автодром уже менял владельца.

Соавтором проекта трассы был Расти Уоллас, чемпион серии NASCAR Sprint Cup 1989 года. Фактически, он скопировал конфигурацию своей любимой трассы в Ричмонде, открытой в 1946 году, где Расти 6 раз побеждал в гонках высшей лиги NASCAR. При этом, Iowa Speedway на 200 метров длиннее Ричмонда и шире. И раз уж зашла речь о трассе в Ричмонде, то стоит отметить, что там такая конфигурация появилась лишь в сентябре 1988 года, до этого «старший брат» Айовы был полумильным овалом.

Конфигурация трассы такова, что пилот почти всё время поворачивает, кроме короткого времени, на обратной прямой. При этом машины часто идут бок о бок. Это серьёзная нагрузка на пилота как с физической, так и с психологический точки зрения. На протяжении большей части трассы, 11 секунд на круге, пилоты испытывают перегрузку в 4,5 G, что в целом составит 55 минут в гонке.

Отдельная сложность заключается в изменении настроек. Менять настройки стабилизаторов, высоты задней части машины и картографию двигателя часто приходится прямо в процессе поворота, порой пилоту приходится ждать по 2-3 круга, прежде чем выпадает шанс поменять настройки. Кстати, круг здесь в среднем проходится за 17-18 секунд и за минуту гонщики успевают проехать 3 круга!

Неровностей и кочек на трассе много, больше всего в том месте, где проходит тоннель, между первым и вторым поворотами. Если сравнивать траектории, то самой кочковатой является нижняя, поэтому гонщики здесь обычно предпочитают быть примерно на корпус выше жёлтой линии.

Стратегия — топливо и шины:

Массовые пит-стопы под жёлтым флагом в Айове
Массовые пит-стопы под жёлтым флагом в Айове

Топливного бака и комплекта резины под зелёным флагом в Айове хватает примерно на 70-75 кругов. Вероятность появления жёлтых флагов здесь выше, чем на других овальных трассах, где уже прошли гонки в этом году. При том, что в среднем отрезок на этой трассе можно проехать довольно длинный, почти четверть гонки на «одном баке», во время появления пейс-кара нужно подумать, есть ли смысл останавливаться.

Сами периоды жёлтых флагов тут составляют около 10 кругов. При этом важно помнить, что пытаться слишком долго пересидеть соперников на этой трассе не всегда выгодно. Разница в скорости между новой и изношенной резиной здесь составляет около 2 секунд - это при том, что круг проходится за примерно 17-18 секунд.

Шины в Айове специальные, как и на других овалах. Есть только 1 конфигурация комплекта резины, нет более мягкого и жёсткого состава, при этом все колёса разные. Справа тут обычно такие же шины, как в Техасе, а слева специальная спецификация шин Firestone для Айовы. Каждому пилоту будет доступно 9 комплектов резины, плюс один дополнительный новичкам и пилотам, которые находятся за пределами первой десятки в турнирной таблице.

Так как за минуту в Айове пилот успевают пройти три круга, во время пит-стопа под зелёным флагом гонщик теряет сразу 2 круга по отношению к лидерам. Если в этот момент появится жёлтый флаг — гонка будет испорчена.

Настройки:

В Айове используется пакет аэродинамики под короткие овалы, но со своими особенностями. Здесь используются такие же крылья, как на городских и дорожных трассах и овале в Милуоки. Но есть ограничения по настройкам.

Например, в отличии от Милуоки, в 2012 году тут было запрещено использовать «закрылок Герни» на заднем крыле, а максимальный угол атаки заднего крыла был ограничен цифрой 37 градусов. В 2013 году «закрылок Герни» разрешили использовать в Айове, что добавило машинам около 7% прижимной силы. Оказываясь за другой машиной в повороте, в разряженном потоке воздуха вы теряете около 50% прижимной силы, о чём рассказывал Дарио Франкитти.

Гонка стартует вечером, но ещё при свете солнца. Затем на трассу опустятся сумерки, асфальт будет остывать, уровень сцепления расти, баланс машины меняться. Пилот может менять ряд настроек прямо из кокпита, о чём было сказано выше. А на пит-лейне механики могут изменить настройки переднего крыла, а также давление в шинах перед тем, как обуть их на машину на очередном пит-стопе.

При этом, как и на других этапа, гонщики впервые будут выступать на этой трассе с новыми аэродинамическими обвесами. Конфигурация крыльев, как уже было написано выше, тут будет такая же, как на городских трассах, дорожных трассах и на мильном овале Милуоки.

Расклад сил:

Традиционно в Айове сильнее всех были пилоты Andretti Autosport. Из 8 гонок, которые прошли на этой трассе, начиная с 2007 года, 6 выиграли пилоты, выступавшие за команду Майкла Андретти.

Другие две гонки выиграли пилоты команды Чипа Ганасси. Именно гонщики Ganassi в большинстве прошедших тут гонок традиционно являлись главными соперниками пилотов Andretti в сражениях.

Среди действующих пилотов Andretti — трое выиграли гонку в предыдущие четыре года — Марко Андретти, Райан Хантер-Рей и Джеймс Хинчклифф. Марко в 8 гонках на этой трассе 4 раза поднимался на подиум. Хантер-Рей из трёх предыдущих гонок на этой трассе две выиграл, год назад и в 2012 году, а в 2013 финишировал вторым.

При этом стоит учитывать проблемы Andretti Autosport с новой аэродинамикой от Honda и явную нехватку скорости в этом году. Впрочем, быть может на коротком и быстром овале кто-то из четырёх пилотов команды Майкла Андретти сможет блеснуть.

Райан Хантер-Рей выигрывает в 2012 году впереди Марко Андретти
Райан Хантер-Рей выигрывает в 2012 году впереди Марко Андретти

Тони Канаан, который принёс тут победу Andretti в 2010-м и тогда прервал свою двухлетнюю серию без побед, год назад, уже выступая за Ganassi, финишировал третьим. Скорее всего он будет среди фаворитов.

У пилотов Penske скорость скорее всего будет, но вот сами гонки для подопечных «капитана Роджера» не складывались в Айове в последние годы.

В 2012-м году в Айове был настоящий звёздный час у Симона Пажно. Тогда ещё мало знакомый с овалами француз, стартовавший 25-м, в какой-то момент вышел на третье место и в итоге финишировал 5-м, что произвело на всех большое впечатление. В 2013 году он финишировал здесь 6-м. И пускай в прошлом сезона его гонка на этой трассе не сложилась, в эти выходные он может быть очень силён, ведь в этом году на овальных трассах его тренирует легендарный Рик Мирс.

Победители гонок на трассе Iowa Speedway:

2007 — Дарио Франкитти — Andretti Green Racing
2008 — Дэн Уэлдон — Chip Ganassi Racing
2009 — Дарио Франкитти — Chip Ganassi Racing
2010 — Тони Канаан — Andretti Autosport
2011 — Марко Андретти — Andretti Autosport
2012 — Райан Хантер-Рей — Andretti Autosport
2013 — Джеймс Хинчклифф — Andretti Autosport
2014 — Райан Хантер-Рей — Andretti Autosport

История:

Гонки IndyCar в штате Айова впервые прошли в 1915 году. В том году в штате прошло сразу три гонки. Первая, 300-мильная, состоялась в Сиукс-Сити, на грунтовом овале, победу в ней одержал Эдди Рикенбакер, лётчик-ас и будущий владелец трассы Indianapolis Motor Speedway (с 1927 по 1945 год). Вторая прошла на грунтовом овале в Берлинтоне, в которой победу одержал Боб Бёрман на Peugeot. Её протяжённость составила 100 миль.

Третьей стала 300-мильная гонка на деревянном овале в городе Де-Мойн, которую выиграл Ральф Малфорд на Duesenberg.

В 1916 году на деревянном овале в Де-Мойн прошло две гонки - короткая 50-мильная и 150-мильная. Первую выиграл Эдди Рикенбакер на Maxwell, вторую Ральф де Пальма - он пилотировал Mercedes. 50-мильная была незачётной. Вскоре после этого трек был закрыт и демонтирован. Деревянные овалы были дешёвыми, но очень недолговечными.

Интересные факты:

— Соавтором проекта трассы в Айове стал Чемпион серии NASCAR Sprint Cup 1989 года Расти Уоллас. Конфигурация почти полностью скопирована с трассы в Ричмонде, где Расти побеждал 6 раз. Трасса в Айове шире и на 200 метров длиннее. В Ричмонде гонки IndyCar проводились с 2001 по 2009 год.
— За минуту в Айове пилоты успевают пройти три круга.
— Айова — самая короткая трасса в современном календаре серии IndyCar

Расписание уик-энда:

Пятница:

Первая тренировка: 23:00 - 23:45

Суббота:

Вторая тренировка: 02:00 - 02:45
Квалификация: 23:00 - 00:00
Гонка: 03:45

Время московское

Положение в турнирной таблице:
Положение в личном зачете
Поз.ПилотОчки
1.Хуан-Пабло Монтойя439
2.Скотт Диксон385
3.Грэм Рейхол370
4.Элио Кастроневеc370
5.Уилл Пауэр369
6.Себастьян Бурдэ343
7.Марко Андретти332
8.Тони Канаан314
9.Джозеф Ньюгарден309
10.Симон Пажно278
11.Чарли Кимбол266
12.Карлос Муньос251
13.Такума Сато229
14.Райан Хантер-Рей227
15.Джеймс Джейкс197
16.Габби Чавес197
17.Джек Хоксуорт184
18.Лука Филиппи161
19.Стефано Колетти150
20.Сэйдж Кэрам137

Полная турнирная таблица

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle