В преддверии Мэдисона
Финальная часть сезона 2017 года серии IndyCar в самом разгаре. На этой неделе на коротком овале Gateway Motorsports Park в Мэдисоне, штат Иллинойс, пройдёт 15-й этап серии IndyCar. Гонка состоится в ночь с субботы на воскресенье. Это будет последняя овальная гонка в сезоне.
IndyCar возвращается на этот интересный короткий овал протяжённостью 1,25 мили впервые с 2003 года. Это уже третья классическая трасса которая за последние два года вернулась в календарь. Причём руководство овала делало всё, чтобы вернуться в расписание IndyCar, уже на протяжении нескольких лет.
За три этапа до конца сезона в чемпионате идёт плотная борьба. Ньюгарден опережает Диксона на 18 очков, Кастроневес и Пажно уступают Ньюгардену 22 и 26 баллов соответственно. Пятёрку замыкает Уилл Пауэр, выигравший на прошлой неделе в Поконо. Он в 42 очках позади.
Трасса
Протяжённость: 1,25 мили
Угол наклона в поворотах:
1 и 2 повороты — 11°
3 и 4 повороты — 9°
Дистанция: 248 кругов/500 км
Рекорд круга: 24,324 сек, Рауль Бойзел, 1997
Дата открытия: 1997 год
Первая гонка IndyCar: 1997, победитель Пол Трейси
Давление в турбине: 140 кПа
Трасса Гейтуэй в Мэдисоне – это очень интересный короткий овал протяжённостью 1,25 мили. Радиус и угол наклона поворотов на разных концах трассы отличается. Овал чем-то напоминает легендарный Дарлинтон. Обе эти трассы «яйцеобразной» формы.
Что касается самих поворотов, то первый и второй напоминают повороты трассы Нью-Хэмпшир, угол наклона в них составляет 11 градусов. При этом третий и четвертый повороты похожи на виражи трассы Финикс. Радиус этих поворотов шире, но угол наклона меньше - 9 градусов.
Данные по длине трассы в 90-х отличались. NASCAR и IRL указывали длину в 1,25 мили, в то время как CART в период с 1997 по 2000 год заявлял протяжённость 1,27 мили.
Во время мартовских тестов IndyCar в Мэдисоне возникли проблемы с покрытием трассы. Трасса стала разрушаться под действием колёс серии IndyCar.
Хотя на этом овале выступают более тяжёлые машины третьего дивизиона NASCAR – серии пикапов, у современных болидов серии IndyCar выше уровень сцепления колёс с трассой, и в совокупности с высокой прижимной силой всё привело к тому, что дорожное покрытие не выдержало.
В итоге покрытие, которое вдобавок ко всему было достаточно неровным, заменили. Теперь на трассе лежит новый и ровный асфальт, который по отзывам пилотов после недавних тестов, сделал повороты быстрее.
Трасса находится на границе штатов Иллинойс и Миссури. Рядом располагается небольшой город Мэдисон, а по левую сторону реки Миссисипи находится город Сент-Луис, который уже официально располагается в Миссури. Граница штатов проходит по реке.
Настройки
В Мэдисоне будет использоваться пакет аэродинамики под короткие овалы, но со своими особенностями. Здесь используются такие же крылья, как на городских и дорожных трассах и других коротких овалах. Но есть ограничения по настройкам.
Хотя чисто внешне машины тут почти такие же, как на дорожных и городских трассах, настройки подвески отличаются достаточно сильно. Во-первых, сход-развал сделан таким образом, что правые и левые колёса наклонены налево.
Это обеспечивает максимальное пятно контакта колёс с дорожным полотном на бэнкинге. Кроме того, правая часть машины поднята выше левой, чтобы при нагрузках в повороте с наклоном днище машины было параллельно дорожному полотну для обеспечения максимальной прижимной силы.
Традиционно на овалах стараются опустить машины как можно ниже, при этом ориентируясь на кочки, которые определяют, насколько низко можно настроить автомобиль. Настройки в Мэдисоне усложняются разным радиусом и углом наклона на разных концах трассы. Впрочем, компромисс тут будет не таким большим, как в Поконо.
В Мэдисоне пройдёт ночная гонка, а значит, придётся гнаться за настройками по мере того, как трасса будет остывать.
Пилот может сам менять ряд настроек прямо из кокпита, в частности настройки стабилизаторов поперечной устойчивости, высоты заднего правого колеса и картографию двигателя. А на пит-лейне механики могут изменить настройки переднего крыла, а также давление в шинах перед тем, как обуть их на машину на очередном пит-стопе.
На овалах аэродинамика по-разному настраивается на квалификацию и гонку. В гонке обычно угол атаки крыльев больше, особенно на переднем крыле, чтобы компенсировать недостаточную поворачиваемость, возникающую в траффике из-за разреженного воздуха.
Обычно на коротких овалах уровень прижимной силы в квалификации примерно на 680 кг ниже, чем в гонке, что составляет примерно 27% от гоночной прижимной силы.
В марте тут прошли массовые тесты, в августе уже на новом покрытии здесь тестировались несколько команд, так что настройки в эти выходные не станут шагом в неизвестность для инженеров.
Шины и стратегия
Всего на этот уик-энд гонщикам доступно 10 комплектов резины. В отличие от гонок на дорожных и городских трассах, на овалах всегда доступен только один тип резины.
При этом внутри комплекта шины отличаются по составу. Справа шины более жёсткие, а слева – более мягкие. По своей конструкции шины в Финиксе похожи на те, которые используются в Айове. Конструкция правых шин будет почти такой же, как на скоростных овалах.
Отрезок на одном комплекте резины и баке на этой трассе, вероятно, составит около 45 кругов. Гонка на коротком овале не обойдётся без жёлтых флагов.
Расклад сил
В этом году Honda смогла добиться ощутимого прогресса на коротких овалах, впрочем, Chevrolet на таком типе трасс по-прежнему впереди.
В этом году на коротких овалах очень сильна команда Penske. В Финиксе в этом году выиграл Симон Пажно, а в Айове – Элио Кастроневес.
А вот Диксону, главному сопернику пилотов Penske в чемпионате, скорее всего, на этом этапе придётся минимизировать потери.
Также стоит ожидать хорошей скорости от пилотов Ed Carpenter Racing, которые очень хороши именно на коротких овалах. Похоже, что у команды хорошая база настроек для таких трасс. Хильдебранд был третьим в Финиксе и вторым в Айове. Для Эда Карпентера это будет последняя гонка в сезоне.
Ранее в Мэдисоне выступали лишь три действующих пилота - Элио Кастроневес, Скотт Диксон и Тони Канаан. Элио Кастроневес выиграл гонку в 2003 году.
Погода
Вероятность осадков в пятницу и субботу в Мэдисоне не превышает 4%. Днём воздух будет прогреваться до 28-29 градусов по Цельсию, но к моменту старта температура снизится примерно до 24 градусов, а к середине гонки – до 21.
История
История трассы Gateway Motorsports Park берёт своё начало ещё с 60-х. И хотя, как уже было написано выше, овал тут действительно появился лишь в 1997 году, изначально, в 1967 году, здесь была построена прямая для драгстеров. Затем, в 1985 году, построили дорожную трассу.
В 1994 году организатор Гран При Лонг-Бич, Крис Поук, купил Gateway Motorsports Park, и на месте старых гоночных объектов началось строительство овала, которое закончилось в 1997 году.
Вскоре после открытия трассы, 24 мая 1997 года, здесь прошла первая гонка серии IndyCar, тогда как в период раскола тут прошёл этап серии ChampCar. Гонку выиграл Пол Трейси в составе команды Penske.
Первые три года гонка проходила ровно за день до Инди 500, которая тогда была в календаре IRL. В 2000 году этап переехал на осень, гонка состоялась 17 сентября.
В 2001 году трасса покинула календарь ChampCar и появилась в расписании IRL. Дистанция гонки была сокращена с 236 до 200 кругов. После 2003 года трасса покинула календарь.
В 2012 году руководство трассы сменилось, и новые руководители стали предпринимать попытки вернуть овал в расписание IndyCar. В 2015 году трасса была омологирована для тестов. Ещё в начале 2016 года появились слухи о возвращении трассы в календарь. Эта информация подтвердилась в конце августа, когда был опубликован календарь на 2017 год.
Победители
1997- Пол Трейси - Penske Racing
1998 - Алессандро Дзанарди - Chip Ganassi Racing
1999 - Майкл Андретти - Newman/Haas Racing
2000 - Хуан-Пабло Монтойя - Chip Ganassi Racing
2001 - Эл-Анзер-мл. - Galles Racing
2002 - Жиль де Ферран - Penske Racing
2003 - Элио Кастроневес - Penske Racing
Расписание уик-энда
Суббота 26 августа:
00:00 – 01:00 первая тренировка
02:30 (утра) квалификация
05:00 (утра) – 06:00 вторая тренировка
Воскресенье 27 августа:
04:40 (утра) – гонка
*Указано московское время
В прямом эфире на территории России гонку покажет телеканал АВТО24. Начало трансляции в 04:00 утра, в ночь в субботы на воскресенье.
Владимир Башмаков специально для AUTOSPORT.com.ru
Положение в личном зачете
Поз. | Пилот | Очки |
---|---|---|
1. | Джозеф Ньюгарден | 494 |
2. | Скотт Диксон | 476 |
3. | Элио Кастроневеc | 472 |
4. | Симон Пажно | 468 |
5. | Уилл Пауэр | 452 |
6. | Грэм Рейхол | 418 |
7. | Такума Сато | 399 |
8. | Александр Росси | 394 |
9. | Тони Канаан | 351 |
10. | Джеймс Хинчклифф | 327 |
11. | Райан Хантер-Рей | 322 |
12. | Макс Чилтон | 322 |
13. | Марко Андретти | 306 |
14. | Эд Джонс | 298 |
15. | Джей Эр Хильдебранд | 288 |
16. | Карлос Муньос | 256 |
17. | Чарли Кимбол | 237 |
18. | Михаил Алёшин | 237 |
19. | Конор Дэли | 215 |
20. | Спенсер Пигот | 165 |
21. | Ed Carpenter | 160 |
22. | Себастьян Бурдэ | 136 |
23. | Габби Чавес | 98 |
24. | Хуан-Пабло Монтойя | 93 |
25. | Эстебан Гутьеррес | 91 |
26. | Себастьян Сааведра | 61 |
27. | Ориоль Сервия | 61 |
28. | Фернандо Алонсо | 47 |
29. | Пиппа Манн | 32 |
30. | Джей Ховард | 24 |
31. | Зак Вич | 23 |
32. | Сэйдж Кэрам | 23 |
33. | Джеймс Дэвисон | 21 |
34. | Джек Харви | 17 |
35. | Тристан Вотье | 15 |
36. | Бадди Лазье | 14 |