Роберт Шварцман: Накануне финала чемпионата мира испытываю уверенность
В ближайший уик-энд в Бахрейне финиширует чемпионат мира по картингу. В ранге одного из главных фаворитов на берега Персидского залива едет россиянин Роберт Шварцман. 14-летний петербуржец занимает третье место в общем зачете категории KF Junior, а недавно подтвердил свою скорость победой в финале серии WSK.
Молодой спортсмен в нынешнем сезоне уже не раз демонстрировал высокие результаты, и в этот раз он не без оснований рассчитывает на сильное выступление. О том, что вселяет в него уверенность, о планах на финал и своих кумирах в Формуле 1 Роберт рассказал в интервью AUTOSPORT.com.ru.
Сезон-2013 уже принес вам немало наград и трофеев. Как вы сами оцениваете собственные выступления?
Роберт Шварцман: У нас были и плохие гонки, и хорошие. Начало сезона оказалось для меня не слишком удачным, и тогда мы решили сменить шасси [с CRG на TonyKart]. Пришлось осваиваться с новой техникой, но скорость появилась, и дальше с каждой новой гонкой ситуация становилась все лучше и лучше. Я приехал третьим на первом этапе чемпионата мира, а потом выиграл Финальный Кубок серии WSK.
Считаю, что сейчас у меня неплохие шансы на победу в чемпионате мира.
В этом сезоне вы регулярно поднимались на подиум, но его вершина до финала WSK никак не хотела покоряться. Что позволило одержать первую в сезоне победу?
РШ: Думаю, спокойствие. До этого я как-то нервничал, не был уверен в своих силах. А в этот раз чувствовал себя иначе, словно повзрослел – и смог найти верный ритм. Мне удалось выиграть совершенно спокойно, без каких-либо проблем. Даже не могу сказать, что после финиша я был как-то невероятно рад – просто доволен хорошо сделанной работой.
Впереди финал чемпионата мира. Как вы планируете подходить к соревнованиям в Бахрейне?
РШ: Точно так же – спокойно. Постараюсь избежать любых проблем. Нужно будет проехать тесты и тренировки, найти правильные траектории. Важно осмотреться вокруг – какая бывает погода, с кем предстоит соперничать, где можно обгонять, а где предстоит защищаться.
Мне очень важно на каждой трассе найти «свои» повороты. Дело в том, что всегда есть несколько участков, где мне удается ехать действительно быстро. Надо понять, какие это повороты – а над остальными я планирую всерьез поработать. Возможно, стоит поискать чуть иные траектории или придумать что-то еще.
Но в принципе я уверен в своей команде и в собственных силах – и надеюсь на лучшее.
Кого из соперников по классу KF Junior вы могли бы выделить?
РШ: Для меня все, кто выходит на старт – конкуренты, хотя кто-то из них, конечно же, сильнее, а кто-то – слабее. Кто-то учится по ходу сезона, а кто-то – нет, но в любом классе всегда есть свои лидеры, и нужно решать собственные задачи.
В прошлом году, когда я впервые ездил в KFJ, мне казалось, что общий уровень пилотов намного выше. Но если подумать, то понятно – просто я сам был тогда слабее. Сейчас, когда мне удалось прибавить, уже нет ощущения, что соперники настолько быстры.
Понятно, что на самом деле общий уровень гонщиков остаётся примерно одинаковым. Весь вопрос в том, как ты сам растешь, как движешься вперед, как используешь голову.
На картинговые соревнования часто приезжают звёзды гоночного мира, вроде Михаэля Шумахера или Жана Алези. А уж гонщики не столь легендарные, вроде Хайме Альгерсуари, и вовсе участвуют с вами в одних уик-эндах. Как вы относитесь к их появлению паддоке?
РШ: Конечно же, я отношусь к таким пилотам с уважением и стремлюсь повторить их успехи – но не вижу в них суперзвезд, вроде известных футболистов, к которым все сразу подбегают за автографами. Если я встречаю в гоночном паддоке Шумахера, то отношусь к нему больше как к товарищу, а не кумиру.
Мы с сыном Михаэля [Миком] гоняемся в одном классе, хотя он пока еще едет не очень быстро. Потому с Шумахером часто здороваемся, с Алези я вообще неплохо знаком – и отношусь к ним, можно сказать, как к своим друзьям. Бегать за ними с ручкой за автографом мне и в голову не придёт.
Как вы считаете, почему в последние время и вам, и другим российским пилотам удается демонстрировать такие хорошие результаты? Почти никогда подиум международных гонок не обходится без бело-сине-красного флага…
РШ: Дело в том, что мы тянемся друг за другом. Если кто-то из россиян едет быстро, то остальные всегда будут стремиться его догнать, а лучше и обогнать. Такая уж у нас психология. Когда я еще был маленьким и гонялся в классе Мини, мне удавалось там много выигрывать. Там же выступал мой друг Никита Ситников. Поначалу он был не очень быстр, но постоянно смотрел на то, что делаю я, учился на моих ошибках, и на своих тоже.
В итоге ему удавалось быстро прибавлять. Он перенимал мой опыт – даже если я сам этого и не хотел – и смог в итоге поехать быстро.
Так и сейчас: все российские пилоты что-то перенимают друг у друга. Каждому из нас хочется побить остальных. Когда кто-то из россиян выигрывает гонку – с одной стороны, это здорово, но с другой – я понимаю, что очень хочу его обогнать. Мне, конечно же, хочется быть самым быстрым из наших гонщиков. Это своего рода дополнительный стимул. Каждый будет работать и работать, пока не достигнет уровня лучшего. А тот, когда его опередят, обязательно захочет отыграться.
Важно учиться на ошибках друг друга – это позволяет прибавлять и добиваться успеха. А так как мы из одной страны, то обязательно следим друг за другом. Даже в борьбе на трассе на россиян обычно обращаешь чуть больше внимания.
Спасибо, Роберт, и удачи в Бахрейне! Последний вопрос будет не о картинге – как по-вашему, кто в будущем году станет чемпионом Формулы 1?
РШ: Если честно, мне не очень хотелось бы, чтобы вновь победил Себастьян Феттель. Но вообще, я не могу сказать, что за кого-то болею, хотя больше всех мне нравится Фернандо Алонсо.
Конечно, было бы здорово, если блеснуть удастся кому-то из россиян. Это и просто приятно – видеть флаг своей страны над пьедесталом, – да и моей будущей карьере поможет.
Но вообще, болеть за кого-то… я же сам участвую в гонках, поэтому болеть за других мне как-то не хочется. Буду лучше за себя. (улыбается)