Пермский Фиттипальди одержал победу на Ралли Барда
Григорию Трегубову удалось вписать своё имя в историю автоспорта – на автомобиле собственной конструкции он выиграл Ралли Барда, второй этап Кубка России.
Село Барда – самое крупное село Пермского края, а также административный центр Бардымского района и Бардымского сельского поселения – вот уже в четвёртый раз принимало у себя этап Кубка страны по ралли. В этом сезоне общая протяженность гонки составила 170 километров, 94 из которых пришлись на скоростные участки.
Григорий Трегубов одержал на домашней трассе вторую победу в сезоне и довёл своё преимущество над соперниками до неприличного – теперь ему достаточно одержать три победы на оставшихся 17 этапах, чтобы в очередной раз стать обладателем Кубка страны.
Впрочем, домашняя гонка для семейного экипажа Григория Трегубова и Елены Василенко была примечательна не только итоговым результатом, но и тем, на каком автомобиле он был достигнут.
Tregubaru или Trimpreza?
В новогодние праздники команда Rent Rally Cars GT не покладая рук готовила уникальную машину на базе Subaru Impreza WRX STi – автомобиль претерпел "операцию на сердце", получив вместо двухлитрового турбомотора атмосферник объёмом 3,6 литра от Subaru Tribeca.
Подготовка нового "оружия" шла до последнего момента – экипаж даже не успел протестировать автомобиль, впервые сев за руль машины только на техинспекции! Но ни базовые настройки, ни изменившееся поведение автомобиля не помешали экипажу показать невероятный темп и одержать победу.
«Мы установили атмосферный двигатель объёмом 3,6 литра от Subaru Tribeca, и получившийся результат превзошёл все ожидания, – рассказал Григорий Трегубов после финиша в интервью АВТОСПОРТ.com.ru. – Мощность этого мотора составляет 330 л.с., и "едет" он в диапазоне 3000 до 6500 об/мин. При этом многое ещё можно улучшить – поднять степень сжатия, настроить фазы.
На этой машине можно ехать быстрее любого Mitsubishi Lancer и уж тем более быстрее обычной Subaru Impreza, у которой всего 280 л.с., и крутить мотор более 5500 об/мин смысла нет.
Кроме того – есть огромный резерв по весу. Машины с атмосферными моторами по 4000Н могут весить 1230 кг, а с турбомоторами – 1400 кг. К примеру, наша сейчас весит 1410 кг…
В общем мы первыми построили такую машину. Все бюджетно, но из-за того, что опыта постройки таких моторов не было – всё затянулось. Тестов перед гонкой не было совсем. Было очень много нюансов по пилотажу, но я все понял и адаптировался.
Получился нереально быстрый автомобиль с огромным потенциалом по улучшению. При этом с точки зрения ресурса мотор будет сильно надёжнее, чем турбо.
Я ездил на Mitsubishi Lancer Evo VII, IX и X. Много ездил. Ещё больше на всех Subaru, какие только бывают. Но такой машины у меня ещё не было. Я не могу выразить словами как она едет! Приведу только одну цифру – разгон со 110 до 190 км/ч у неё занимает меньше, чем 9 секунд на шипе 4,5 мм».
Когда родные стены не помогают
Но даже супермотор, отличное знание местных дорог и малое количество соперников не являются гарантией успеха. Решив сэкономить и взяв на гонку старую резину Pirelli, Григорий Трегубов очень быстро об этом пожалел. На первом же спецучастке протяжённостью всего-то пять километров у него расслоилось переднее левое колесо, и пермяку пришлось доезжать до финиша на трёх оставшихся. Итог – потеря 14 секунд по отношению к лидеру и лишь десятое место в абсолюте.
Впрочем, экипаж Трегубов/Василенко уже на СУ2 одержал победу, отыграв потерянное время, а выиграв и оставшиеся допы первого дня, довёл свой отрыв от ближайшего преследователя Дениса Ростилова до 1 минуты и 16 секунд. В свою очередь Денис, выступавший на Lada Kalina NFR R1 в зачёте 1600Н, на полторы секунды опережал Ивана Смельцова – это был второй и последний обладатель полноприводной техники в гоночном "канале".
В списке участников Ралли "Барда" был ещё один экипаж на Subaru Impreza, подготовленной командой Rent Rally Cars GT, но прямо перед стартом сочинец Алексей Сычёв почувствовал недомогание и был вынужден отказаться от участия в гонке. Он был доставлен в больницу с острым приступом аллергии. Сейчас его жизнь вне опасности.
Во второй день борьба во всех зачётах – и личное сражение лидера гонки с колёсами – продолжились с новой силой. На первых трёх допах дня Григорий Трегубов довёл свой отрыв от вышедшего на второе место Смельцова до 2 минут 38 секунд, однако СУ8 у него вновь расслоилось левое переднее колесо…
«Мы из-за экономии поехали гонку на старых Pirelli, – прокомментировал ситуацию Григорий. – И у нас два раза расслаивалось переднее левое колесо. Сперва на СУ1, но он короткий – всего 5 километров. Затем на СУ8. Он длинный, а шина разрушилась практически сразу…
Но запас был большой и мы потихоньку доехали – менять на допе не стали, так как было холодно, минус тридцать! (смеётся) Зато проверили качество сборки проводки – все супер, переднее крыло оторвало, а жгут проводки, как новый!»
Показав из-за повреждённого колеса десятое время, лидер гонки потерял 1 минуту 10 секунд. Однако на заключительном СУ фортуна отвернулась уже от его основного соперника – Иван Смельцов сошёл из-за поломки двигателя.
В результате Григорий Трегубов одержал победу, на 2 минуты 31 секунду опередив Дениса Ростилова. Дебют екатеринбуржца за рулём Lada Kalina NFR R1 оказался блестящим – он занял второе место в абсолютном зачёте и одержал победу в моноприводе.
«Гонка в этом году – огонь! В основном быстро, широко, Карелию немного напоминает, – рассказал Денис. – Очень много мест, где пятая передача вверху в или около отсечки. Мне дороги были незнакомы, важно было правильно прописать их на ознакомлении.
Мы первый раз ехали на Lada Kalina NFR R1. Машина – молодец. Едет быстро, понятно управляется, по ощущениям – очень легкая и сбалансированная.
Конечно, есть ещё мелкие проблемы – например, пару допов мы ехали без усилителя руля. Но, в целом, впечатления от неё лучше, чем я ожидал. Очень похоже на Volkswagen Polo. И, на мой взгляд, у неё отличное будущее.
Именно такое, фактически готовое из магазина, спортивное решение – правильный концепт. Поставил нужную под конкретные задачи подвеску и поехал. При этом машина на 90 процентов состоит из стандартных узлов и агрегатов. Посмотрим на ресурс, тогда можно делать окончательные выводы о перспективах.
Собой недоволен – можно и нужно быстрее. Штурман Саша Рыбников молодец, проехал первую гонку в своей жизни! Мы готовили его по ускоренной программе».
Третье место в абсолюте занял Константин Тарасов – он же стал лучшим в зачёте 2000Н.
Итоги борьбы в мощном моноприводном классе могли быть и иными, но на финише СУ5 – уже после створа – лидировавший в зачёте Илья Калинин сделал "крышу" в три оборота! А вскоре его "подвиг" повторил занимавший четвёртое место Андрей Сапегин. Но если машину последнего удалось вернуть на трассу, и он продолжил гонку, финишировав третьим в 2000Н, то недавний лидер был вынужден сложить оружие.
Всего же из 24 стартовавших до финиша Ралли Барда добрались 16 участников.
Проклятье энтузиастов
Григорий Трегубов, конечно, стал не первым гонщиком, решившимся построить автомобиль для себя собственными руками. Такой соблазн обуревал многих. Самым известным "самоделкиным" был двукратный чемпион Ф1, чемпион CART и двукратный победитель Indy 500 Эмерсон Фиттипальди.
После завоевания своего второго титула в 1974 году и серебра в 1975-м бразилец неожиданно для всех ушёл из McLaren, чтобы сесть за руль Fittipaldi FD04 – машины, построенной командой его старшего брата Вильсона. Лучшим результатом Эмерсона за пять сезонов стало второе место на домашнем Гран При Бразилии 1978 года. Ни одной победы на "своей" машине он так и не одержал, вовсе покинув Формулу 1 после завершения этой авантюры.
Не менее громкий провал ждал другого известного "конструктора" Бобби Рэйхола. Трёхкратный чемпион PPG Indy Car World Series фактически повторил судьбу Фиттипальди. Завоевав очередной титул, Бобби приобрёл команду Truesports Racing Team, создавшей всего-навсего два шасси Truesports 92С. Вместе с командой Рэйхол получил и все наработки по машине.
Переименовав её в Rahal-Hogan RH-001, действующий чемпион вывел её на старт сезона-1993 и… полностью провалил его! Рэйхол проехал лишь четыре гонки, заняв в третьей второе место, но в последней – это была Indy 500 – не сумел даже пройти квалификацию.
Судьба машины была решена – Бобби пересел на Lola T93/00, а с несчастной Rahal-Hogan RH-001 продолжил мучиться второй пилот команды Майк Грофф. Но и он продержался лишь четыре гонки…
А Григорий Трегубов одержал победу в первом же старте, да ещё и в 30-ти градусный мороз – завидуйте, Эмерсон и Бобби!
Алексей Сергеев специально для АВТОСПОРТ.com.ru