Большое интервью: Михаил Грачёв
Подошли к концу длительные летние каникулы в открывшейся в этом году международной серии TCR. Команды и пилоты уже прибыли в Сингапур, где пройдет совмещенный с Формулой 1 этап. Среди них и российский гонщик Михаил Грачёв, который в эксклюзивном интервью AUTOSPORT.com.ru рассказал о ходе сезона-2015, планах и гоночных автомобилях чемпионата.
Серия TCR дебютировала в этом году и вы, Михаил, один из тех пилотов, кто проехал все прошедшие на данный момент этапы сезона-2015. Каковы ваши впечатления от чемпионата?
Михаил Грачёв: Серия новая, но организаторы уже проделали огромную работу по привлечению новых производителей и новых команд, и на этом они не останавливаются, продолжая расширять количество участников и автомобилей разных марок.
Основная философия TCR – сократить "ступеньку" между национальными туринговыми чемпионатами и чемпионатом мира, а основная цель серии – дать возможность частным командам выступать на той гоночной технике, которую готовят заводы.
Таким образом между собой борются клиентские команды, а не частники с заводскими коллективами.
Если говорить обо мне, то мне очень нравится TCR. Несмотря на то, что серия новая, в ней выступает очень много опытных гонщиков, которых знают во всём мире. Для меня это важный опыт, поскольку я в международное первенство перешёл из российского чемпионата – это большой шаг и отличная возможность развиваться и расти как пилот.
Свою цель на сезон-2015 я могу охарактеризовать как знакомство... Знакомство с серией, знакомство с трассами, знакомство с автомобилем, поскольку и автодромы, и техника для меня абсолютно новые. Сейчас в TCR я набираюсь опыта и готовлюсь к следующему году, чтобы там уже бороться за высокий результат.
В сезоне-2015 вы дебютировали в команде Liqui Moly Team Engstler, которой руководит Франц Энгштлер. Как вы начали совместную работу и приняли решение выступать в TCR?
М.Г.: Особого выбора не было. Мы начали собирать информацию о возможностях выступать в международной серии, затем у нас появились данные о наличии свободного места в команде Франца Энгштлера, и плюс её спонсор компания Liqui Moly была заинтересована в гонщике из России. В конце 2014 года состоялись встречи, обсуждения, по итогам которых мы подписали соглашение.
Как складываются дела в команде, потому что по ходе сезона у вас поменялось множество напарников…
М.Г.: Ну это не моя компетенция, а дело команды. Естественно, в первый год достаточно сложно иметь постоянный состав пилотов, но я ориентируюсь только на свои цели и вместе с тем стараюсь помогать команде.
Для меня этот год – это год обучения, поэтому неважно, кто мой напарник. Конечно, хотелось бы чаще видеть самого Франца за рулём, поскольку он очень опытный пилот. Даже когда он не едет, а просто присутствует на трассе, он очень помогает нам, пилотам.
Насколько легко было пересесть с заднеприводной BMW, на которой вы выступали в российском туринге, на переднеприводную технику TCR?
М.Г.: Могу сказать, что тип привода – далеко не основная для меня сложность в дебюте в TCR. Гораздо сложнее, что все трассы, за исключением Сочи, для меня в новинку.
Машины очень близки по скорости, что особенно хорошо было видно в последних гонках, поэтому большую роль в такой ситуации играет именно знание трасс, позволяющее отыгрывать важные две-три десятые секунды с круга. Для меня это на данный момент главная трудность.
К новому типу привода адаптация в принципе прошла достаточно быстро, потому что до BMW я выступал в России в классе Туринг Лайт на переднеприводном Ford.
В таком случае нельзя не задать ещё один вопрос о машинах. Вы, можно сказать, уникальный пилот, который за неполный сезон TCR уже успел опробовать три разных автомобиля – начали чемпионат на Audi TT, пересели на SEAT Leon, а в Австрии дебютировали на совершенно новом Volkswagen Golf. Расскажите немного о каждой из машин...
М.Г.: Да, это на самом деле весьма уникальная ситуация, хотя я бы предпочёл выступать весь сезон на одном автомобиле. Почему? Потому что каждая новая машина отбрасывает вас на исходную позицию и приходится всё начинать с нуля, вникать во все тонкости заново.
По большому счету, все три автомобиля похожи – они одного концерна и созданы практически в одном месте и почти что из одних запчастей, но при этом у каждого есть свои нюансы.
Касаемо Audi. У неё совсем другой кузов – это не хэтчбек, а купе. Очень низкая машина с короткой базой, которая на ходу себя ведёт иначе.
SEAT и Volkswagen достаточно близки, практически идентичны. Но всё же сравнивать автомобили мне сложно, потому что когда я выступал на TT у меня совсем не было опыта, на Leon я набрался этого опыта, а в середине сезона получил Golf и пока особенно большой разницы между двумя последними машинами не заметил.
Думаю, что более обстоятельно ответить на этот вопрос я смогу либо в следующем сезоне, либо в конце этого года. Я очень надеюсь, что TCR-2015 я буду заканчивать за рулём Volkswagen Golf, но такие решения принимаю не я. Я выступаю за команду, а уже она решает, на какой машине ехать.
Принимали ли вы какое-то участие в работе над новым Volkswagen Golf?
М.Г.: Получилось так, что в Австрии мне дали машину и сказали: «Сегодня выступаем на этом автомобиле!» До последнего я думал, что поеду на SEAT Leon, на котором стартовал в Сочи.
Что касается работы над новой моделью, то в неё в основном был вовлечён Пол Роселл. Также знаю, что тест-пилот SEAT Хорди Жене работал над Volkswagen Golf. Я считаю, что они хорошо справились с этой работой а у меня, в принципе, для развития новой машины недоставало опыта.
Я бы смог вырасти как гонщик, попутно развивая автомобиль, но сроки были достаточно сжатыми, поэтому меня не стали привлекать к работе над новинкой.
В чемпионате доминируют SEAT Leon, лишь на некоторых трассах хорошо показали себя Honda Civic, Ford Focus ST и Opel Astra OPC. Как пилот, чем бы вы объяснили такое преимущество "испанских" машин?
М.Г.: Изначально концепция всего чемпионата была построен на основе модели SEAT для монокубков – именно на эту машину опирался Марчелло Лотти, создавая технические требования для TCR.
В любом случае у Leon было бы преимущество и плюс эти машины целый год отъездили в Еврокубке, а Opel и Ford готовились силами частных команд перед стартом чемпионата и потому у них возникла масса проблем.
Что до Honda, то там тоже много нюансов. Автомобиль также адаптировался под TCR – шасси от машины из WTCC 2013 года, когда там ещё ездили по регламенту TC2. Потом японцы из Honda построили мотор, итальянцы из JAS соединили этот двигатель с шасси, и были определённые трудности поначалу. Думаю, что даже сейчас Honda Civic не набрала оптимальную форму. Тот же SEAT Leon очень стабилен и надёжен, потому что обкатан в гонках на протяжении сезона, а у остальной техники TCR-2015 периодически возникают проблемы самого разного плана.
Первый год для новых машин в новом чемпионате не особо показателен, поэтому следует дождаться сезона-2016. Производители постоянно анонсируют планы по подготовке новых автомобилей, совершенствуют уже подготовленные, и я думаю, что в следующем году конкуренция будет гораздо острее.
Есть ли среди прошедших этапов TCR-2015 тот, который вам больше всего пришёлся по душе, и тот, который бы хотелось поскорее забыть?
М.Г.: Безусловно, больше всего мне понравилась гонка в Сочи, когда я финишировал третьим и попутно пролидировал четыре круга. Что касается гонки, которую хотелось бы забыть, то такой, наверное, нет. Из любого заезда, в том числе и того, где я совершал ошибки, нужно делать правильные выводы, чем я и занимаюсь на протяжении всей своей карьеры. Любая гонка – это опыт.
В конце концов все ошибки ведут к росту пилота, главное их анализировать и делать выводы. Даже в самых негативных моментах необходимо искать позитив.
В Сочи хорошо выступить вам помогло знание трассы, которая для остальных была абсолютно незнакомой?
М.Г.: Думаю, что да. Нельзя не сказать, что для гонщиков высокого уровня трасса в Сочи не самая сложная, поэтому все пилоты достаточно легко адаптировались на новом для себя автодроме, "раскусили" его и поехали быстро. Ну а я хотя бы не проигрывал те две-три десятые секунды на круге, как это было на совершенно незнакомых для меня трассах.
Гонка в Сочи, как, впрочем, и все остальные этапы, изобиловала контактной борьбой – как к такому методу ведения борьбы относятся пилоты и судьи?
М.Г.: С точки зрения пилота, который толкает, допустимо всё, а тот, кого толкают, считает, что недопустимо ничего подобного. Если серьёзно, то судьи очень опытные, и маршалы, и стюарды не первый день на своей работе. Марчелло Лотти сразу стал привлекать опытных людей. Судьи получают большой объём информации и из телетрансляции, и с камер на дистанции, так что все принимаемые решения являются правильными.
Конечно, у каждого из пилотов своё мнение по поводу контактной борьбы, но это туринговые гонки и без неё никак не обойтись.
Машины очень и очень близки по скорости, так что зачастую без контакта обогнать практически невозможно. Откровенной грубости никто не допускает, но маленькие тычки ровно в то место, куда надо, и ровно настолько, насколько надо, чтобы проехать – это присутствует.
В начале беседы вы отметили, что для вас этот год является учебным, а насколько психологически тяжело бороться на трассе с именитыми пилотами?
М.Г.: Сначала надо прийти на уровень их скорости, а потом уже бороться. Что касается меня, то я поначалу абсолютно не переживал по этому поводу – мне надо было оценить мой уровень относительно более опытных соперников.
В последних гонках я уже практически приблизился к их темпу и вот теперь уже реально в борьбе на трассе я понимаю, какой высокий уровень у пилотов с большим опытом. Они практически не совершают ошибок, и если я буду быстрее, то для обгона придётся очень-очень постараться. Мало быть быстрее, нужно дождаться ошибки соперника и обогнать его.
После подиума в Сочи вы сказали, что хотелось бы продолжать финишировать в Топ-3, а также победить. На ваш взгляд, на каком из оставшихся этапов шансы на успех будут максимальными?
Михаил Грачев: Очень сложно ответить на этот вопрос. Сингапур и Макао – новые трассы для меня, они городские, где очень большую роль будет играть опыт и знание автомобиля. К сожалению, этим я пока похвастаться не могу. Таиланд будет новым автодромом для всех, но в пелотоне есть весьма квалифицированные гонщики, для которых новые трассы не представляют большой сложности.
Думаю, что шансы у меня на всех оставшихся этапах примерно равны. В каждой гонке буду стараться добиться максимально возможного результата. Моя цель – побеждать, тем более новый автомобиль готов к этому.