Анализ: Как Отт Тянак едва не выиграл Ралли Польша...
Финальный день Ралли Польша гонщик DMACK Отт Тянак начал на первой позиции и претендовал на первую победу в карьере. Такой результат позволил бы Ford прервать беспобедную серию с этапа в Великобритании в 2012-м и нарушить гегемонию Michelin, которая продолжается с 2010 года.
Однако в конечном итоге из-за прокола на предпоследнем допе Тянак и его штурман Райго Молдер утратили лидерство. Второе место после такой гонки было слабым утешением.
Вот как эстонско-камберлендский экипаж нарушил ряды лидеров.
Почему шины DMACK так хорошо выглядели в Польше?
Основы успеха были заложены ещё в сентябре прошлого года, когда Фьоренцо Бривио – возможно, самый лучший и самый опытный шинник в ралли – объявил о переходе в DMACK из Pirelli.
Ещё одним шагом вперёд стал переезд отдела по производству шин для ралли из Китая на базу Cooper Tire в Уилтшир.
В конечном итоге это позволило тестировать шины и отлаживать их конструкцию за несколько дней, а не недель. Такая гибкость позволила DMACK подготовить точно такие гравийные шины, как планировалось изначально.
Если говорить кратко, то мягкие шины DMACK намного мягче, чем у конкурентов, что позволяет добиться большей эффективности на мокрой трассе. При этом жёсткий состав ненамного жёстче, чем компаунд Michelin – отсюда проблемы на длинных спецучастках на Сардинии и больше сцепления, стабильности на дорогах в Польше.
Будут ли шины DMACK эффективны на других этапах?
Этапы в Финляндии и Великобритании будут ключевыми для DMACK. Покрытие на Ралли Финляндия не столько мягкое, как на дорогах в финальный день в Польше, что должно снизить риск повторения проблемы с ободом в колее. Погодные условия при этом будут примерно такими же – температура в районе 14C и сильный дождь или 30C и яркое солнце. У DMACK хорошая шинная база, и они готовы к любым погодным условиям.
В Уэльсе, наверное, будет сложнее из-за повышенного риска проколов. Так что для повышения эффективности DMACK придётся облегчить конструкцию шин и, следовательно, повысить прочность боковины.
Насколько велика заслуга Тянака?
Ни один заводской гонщик не использует шины DMACK, поэтому сложно сказать. Но не стоит забывать, что на прошлогоднем Ралли Польша Тянак также лидировал и претендовал на победу.
В конце концов он эстонец, а значит, хорошо чувствует себя на быстрых гравийных трассах. Но это не значит, что на него можно было поставить перед началом этапа.
Сыграла ли роль стартовая позиция?
Да. Достаточно посмотреть на потерю времени Себастьеном Ожье, особенно на рыхлых дорогах в субботу, чтобы понять, что поздний старт давал преимущество.
Насколько большим было это преимущество – тема, открытая для обсуждения. На такой же машине, как у Ожье, Андреас Миккельсен боролся с Тянаком по ходу всей дистанции, хотя стартовал третьим, на пять мест впереди гонщика DMACK Fiesta.
Прокол – проблемы с шиной или ошибка?
Был ли это обычный прокол? Шина слетела с обода при прохождении узкой колеи на песчасном покрытии. Воскресные спецучастки Ралли Польша были проложены по самым мягким дорогам в календаре, поэтому во время дождя неизбежно образовалась колея.
Колея является серьёзной проблемой. Некоторые гонщики справляются лучше, другие – хуже. Яри-Матти Латвала, например, со своим агрессивным стилем пилотирования хорошо чувствует себя на подобных дорогах, в то время как остальные, наоборот, ненавидят такое покрытие, поскольку машина разбалансируется и нужно следовать по одной единственной траектории.
Тянак, как правило, хорошо чувствует себя в колее, но, видимо, нагрузка на боковину шин была высокой, и переднее правое колесо не выдержало.
Говорит ли это выступление о конкурентоспособности Ford Fiesta?
Вне всякого сомнения, это подтверждает, что Fiesta по-прежнему конкурентоспособна и позволяет бороться за победу.
На Ралли Польша важны мощность двигателя и эффективность шасси – это придает уверенности на сумасшедших высоких скоростях. И машина, подготовленная M-Sport, обладала и обладает этими качествами.