Виктор Шаповалов: Российскому турингу нужен пул сильных пилотов
В международной серии TCR Михаил Грачёв одержал уже три победы, а вот в WTCC даже нет российского гонщика. Руководитель Lada Sport Виктор Шаповалов в эксклюзивном интервью AUTOSPORT.com.ru рассказал о причинах отсутствия национального пилота в команде, а также поделился мнением о проблемах развития национального чемпионата по Турингу.
«Я всё время привожу один пример, – начал Виктор Шаповалов. – На одном из совещаний с Владимиром Путиным Ирина Винер [президент Всероссийской федерации художественной гимнастики] сказала: "Дуб в пустыне не растет, дуб растёт среди дубов". Поэтому нельзя из группы гонщиков выдернуть одного, который был бы в состоянии участвовать в чемпионате мира. Должен быть пул пилотов, которые конкурируют между собой, конкурируют на высоком уровне, тогда они растут все вместе.
Возьмите аргентинский чемпионат. Это абсолютно национальный чемпионат, там не ездят иностранные гонщики и там нет навороченных и дорогих машин, но конкуренция в нём просто сумасшедшая. У них, видимо, есть какая-то национальная программа, которая привлекает автопроизводителей. У нас это тоже могло бы работать, так как в нашей стране много автопроизводителей – это не только Lada, это и иностранные компании, которые собирают у нас свои машины.
Но их нужно привлечь, нужны правила, федерация должна продавить национальную программу, а производители – выделить определённое количество денег из своего бюджета на рекламную кампанию. Для них это не будет минусом. Я думаю, нужен именно этот путь. Но этим нужно заниматься.
Если производители придут в чемпионат России, появятся и профессиональные команды, которые могли бы привлекать профессиональных пилотов и выбирать из мальчишек, искать таланты. В этом и заключается профессиональный спорт. Профессиональные команды не просто должны привлекать людей, у которых есть деньги, а привлекать настоящих спортсменов для победы. Из этого получается пул талантливых и сильных ребят, которые начинают между собой конкурировать. Всё связано.
У нас есть РСКГ, но там только одна профессиональная команда – Lukoil Racing. Но она одна… К тому же у них там есть и рента-драйверы…
В.Ш.: Да, в этом тоже проблема. Чтобы были сильные спортсмены, не должны быть те, кто всегда платит. Рента-драйверы – это не выход из ситуации. Ситуация должна быть такой, чтобы было много профессиональных команд, которые привлекают реальных спортсменов – картингистов, молодёжь, но только самых талантливых, которые затем будут получать зарплату. Дело не только в зарплате, а в том, что они думают по-другому, не так как рента-драйверы: "сегодня я хочу гоняться, а завтра я хочу на пляж".
У Lada Sport есть программа поддержки молодых гонщиков?
В.Ш.: Мы поддерживаем картинговую школу в Тольятти. Проблема в том, что у нас нет топ-соревнований. Поддерживать пилотов ради участия в заграничных соревнованиях – тоже не вариант. Для этого нужно очень много денег, присмотр, а результат непонятен. Нужно иметь свой настоящий гоночный чемпионат, тогда будут шансы получить хороших спортсменов... Будем надеется, что РСКГ превратится в такой.
А что вы можете сказать о гонщиках, ранее выступавших за Lada Sport, например, о Кирилле Ладыгине?
В.Ш.: Ладыгин всегда был на хорошем уровне, но, опять же, это один гонщик и он занят. Он пришёл в WTCC как большой профессионал, но был на том же уровне, как и все первые, пришедшие в этот чемпионат – на довольно низком. Но в гонках он был в состоянии учиться, оценивал то, что ему подсказывали. Сначала ему было тяжело, но он всё впитывал, и надо признать, он рос очень хорошо. Сейчас он выступает в WEC, едет на приличном уровне. В принципе, он мог бы, наверное, что-нибудь показать в WTCC, но он занят.
Смотрите, вы занимаетесь биатлоном, начинаете в детско-юношеской спортивной школе, затем попадаете в школу олимпийского резерва, на чемпионат России, и, может быть, если хорошо выступите, вас возьмут в сборную. В сборной России вы не бежите сразу на уровне чемпиона мира, вам дают просто попробовать. Нужно несколько лет, чтобы адаптироваться, хотя вроде как та же винтовка, те же лыжи. Но чтобы хорошо на них бежать в Кубке мире, вам нужно много времени. Ровно тоже самое и в WTCC.
Если глобально посмотреть на Туринг, то сейчас существуют два чемпионата, пусть и немного разные по уровню, это положительно влияет на мировой автоспорт? Или было бы лучше, если бы существовал один чемпионат, но с большим количеством производителей и гонщиков?
В.Ш.: Сложно сказать, потому что большое количество производителей вряд ли возможно в чемпионате из-за маркетинговых предпочтений. Когда есть четыре производителя, то это ещё более или менее нормально, потому что они борются за попадание в первую тройку. Но если их будет шесть, то что будет делать шестой?
Маркетологи точно скажут, что это им не нужно. Это очень важный момент, потому что производители принимают участие в основном в целях маркетинга. Так что хороший чемпионат – это всё-таки переплетение производителей и частных команд.