Анализ: Правильный ли путь развития выбрала Формула 1?
Призыв президента Ferrari Луки ди Монтедземоло к Берни Экклстоуну по поводу организации встречи, на которой планируется обсудить будущее Формулы 1, возродил разговоры о нынешнем положении дел в спорте.
После того, как на старте сезона критика в адрес топливных ограничений поумолкла на фоне нескольких захватывающих гонок, ди Монтедземоло повторил свою позицию о неправильном пути развития чемпионата.
В своем письме Экклстоуну на прошлой неделе президент Ferrari объяснил, какие именно изменения в современной Формуле 1 он считает ошибочными.
При этом ди Монтедземоло желает прекратить бессмысленные разговоры, начав действовать – для чего обозначил свое видение выхода из кризиса.
Чтобы обсудить конкретный план мероприятий, президент Ferrari хочет организовать встречу за неделю до Гран При Италии на базе в Маранелло, на которой присутствовали бы помимо представителей команд, FIA и СМИ, а также делегаты от компаний, которые не имеют сейчас прямого отношения к Формуле 1, такие как Google и Apple.
AUTOSPORT решил проанализировать три ключевые вопроса, которые вызвали тревогу у ди Монтедземоло.
Сложные правила и восприятие шоу
Подготовка к коренным изменениям Формулы 1, которая перешла на использование новых гибридных технологий, оказалась непростой задачей для команд.
Но в куда более сложной ситуации оказалось руководство чемпионата, которое должно было объяснить зрителям, каков принцип работы новых силовых установок и как их использование скажется на борьбе в гонках.
Во время традиционного обеда для СМИ в преддверии Рождества ди Монтедземоло и тогдашний руководитель Ferrari Стефано Доменикали выразили тревогу из-за того, что Формула 1 может потерять часть своей аудитории, если поклонники не смогут быстро разобраться в тонкостях правил.
В итоге на старте сезоне поклонники автоспорта высказывали кардинально противоположные мнения о новых правилах Больших Призов, что показало неэффективность работы руководства чемпионата в этом вопросе.
Правда, переход на новые правила привел к нескольким захватывающим гонкам уже на старте сезона, хотя периодически зрители наблюдали за движением колонны из автомобилей на трассе, поскольку пилоты были неспособны атаковать друг друга. Именно этого опасались критики, которые указывали на слабые места обновленного регламента.
Но если винить во всем только новые правила было бы неправильно, то руководству Формулы 1 следовало бы лучше поработать с точки зрения освещения перемен в чемпионате.
В какой-то степени можно понять и консервативный подход Pirelli к выбору шин в этом году, поскольку в минувшем сезоне сами участники регулярно критиковали итальянцев за излишне рискованный подход. Эта ситуация привела к общему снижению темпа, поэтому создалось впечатление, что современные автомобили Формулы 1 получились слишком медленными.
Но разве отношение к новым правилам было бы лучше, разработай в Pirelli более быстрые составы, на которых автомобили 2014 года не уступали своим предшественникам по скорости?
Руководство чемпионата не смогло эффективно проработать вопрос звучания новых моторов, которые неизбежно стали более тихими из-за использования турбин.
Формуле 1 следовало сосредоточиться на том, чтобы донести до людей преимущества новых правил, а также принять меры, чтобы по возможности избежать критических отзывов из паддока.
Падение телеаудитории
Одной из главных тем для обсуждения в паддоке в нынешнем году стала ситуация с сокращением телевизионной аудитории Формулы 1.
В свете доминирования Mercedes одни страны, как Великобритания, сохранили цифры примерно на том же уровне, тогда как другие рынки продемонстрировали серьезное падение. Особенно остро этот вопрос стоит в Германии и Италии.
Такая тенденция вызвала тревогу у команд и спонсоров, которые хотят получить ответ на вопрос: почему это происходит?
Руководитель Pirelli Motorsport Пол Хембри недавно сказал: «Число телезрителей в этом году вызывает огромное разочарование, здесь даже не может быть другого мнения.
И это происходит после сезона, где доминировали один автомобиль и один пилот, причем картина оставалась такой четвертый год подряд.
Нам важно понять, почему в нынешнем сезоне картина выглядит таким образом, ведь период превосходства одной команды завершился, но число зрителей падает».
Были высказаны предположения, что сокращение телеаудитории может быть связано с изменением предпочтений зрителей, которые всё больше демонстрируют отсутствие какого-либо интереса к Формуле 1.
Но руководству чемпионата крайне важно не просто предполагать, а точно разобраться в ситуации и принять соответствующие меры, которые сделали бы современную Формулу 1 такой, какой она будет интересна зрителям, а не только автопроизводителям.
Игнорирование социальных СМИ
Руководство Формулы 1 упустило важный момент, не сумев своевременно адаптироваться к глобальным изменениям на мировом медиарынке.
Слишком долго в Ф1 считали интернет, социальные сети, Twitter и YouTube угрозой чемпионату, а не потенциальной возможностью развития.
Причем в Больших Призах не реагировали на перемены, когда другие крупные чемпионаты активно стали продвигать свой продукт на новых площадках.
Берни Экклстоун категорически отказывается признавать своей ошибкой то, что Формула 1 упустила возможность использовать потенциал социальных СМИ с выгодой для себя.
«Нет, мы коммерческая организация, - заявил Экклстоун. – Если они найдут способ, чтобы люди платили нам [за просмотры], то я буду рад».
Но такая позиция как раз и привела к угрозе старения среднестатистического зрителя Ф1, поскольку молодое поколение активно использует в своей жизни мобильные приложения, а не телевидение.
Именно поэтому ди Монтедземоло пригласил таких гигантов рынка социальных СМИ, как Apple и Google, чтобы они помогли разобраться в том, как Формуле 1 увеличить свою аудиторию с помощью современных технологий.
Нужно понимать, что в интересах всех участников и руководства Ф1 создание условий, когда чемпионат будет увеличивать свою популярность.