Гран При Бельгии: пресс-конференция в воскресенье
Принимают участие: Даниэль Риккардо (Red Bull Racing) – победитель, Нико Росберг (Mercedes) – второе место, Валттери Боттас (Williams) – третье место
ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЧАСТЬ (Интервью на подиуме берёт Эдди Джордан)
Что за невероятная гонка! Потрясающе! Вам понравилось? Давайте послушаем этого парня. Даниэль, ты ответственен за то, что половина населения Австралии до сих пор не легла спать!
Даниэль Риккардо: Мне очень приятно ощущать поддержку болельщиков. Сейчас австралийских флагов под подиумом едва ли не столько же, сколько в Мельбурне. Огромное спасибо!
Сегодня ты довольно долго лидировал, тогда как предыдущие две победы достались тебе буквально на последних кругах. В этот раз пришлось справляться с другого рода давлением, решать иные задачи?
ДР: Эта победа отличается от предыдущих – когда вы лидируете на протяжении долгого времени, на первый план выходят другие факторы: нужно следить за временем круга, стараться ехать как можно стабильнее. Когда тактическая ситуация стала понятной [в Red Bull Racing использовали схему с двумя остановками, а в Mercedes – с тремя], мы уже знали, что [Нико] Росберг будет очень быстр на финальном отрезке, но мне нужно было сохранять голову холодной и поддерживать свой темп.
Мы вернёмся к тебе, никуда не уходи. Где этот парень? Вот он! Леди и джентльмены, перед вами Нико Росберг! [слышен недовольный гул болельщиков]. Спокойнее, спокойнее, ведь Нико провёл отличную гонку. Я должен задать непростой вопрос: Нико, что же произошло в повороте Les Combes?
Нико Росберг: Я хорошо вышел из поворота и постарался обогнать [Льюиса Хэмилтона] по внешней траектории, но мы, к сожалению, столкнулись. Это испортило гонку нам обоим, и, конечно, с точки зрения командного результата это плохо.
Ты возложил бы ответственность за инцидент на кого-то конкретно, или же это была чисто гоночная ситуация?
НР: Я пока не видел повтора инцидента, поэтому не хочу ничего сейчас комментировать. Сначала нужно всё посмотреть, а потом я выскажу своё мнение.
Здесь немало твоих болельщиков, но и довольно много поклонников таланта Льюиса. Я сейчас думаю о ситуации с Mercedes. В квалификации вы превосходили соперников, а был ли достижим дубль в сегодняшней гонке?
НР: Я не сомневался в том, что гонка должна сложиться для нас очень хорошо. В финале дистанции вы видели, насколько мы сильны, но, к сожалению, добиться победы не удалось.
Нико Росберг, леди и джентльмены, лидер чемпионата [слышно ещё большее недовольство в толпе]. Да ладно, вам. Это нечестно! Вы знаете, что такая реакция несправедлива. Он старался изо всех сил, как и парни на подиуме, как и все остальные пилоты. Я уверен, что он заслуживает аплодисментов. Спасибо.
Валтери, похоже, финиш в призовой тройке входит для тебя в привычку. Нам стоит забронировать здесь для тебя местечко. Это уже четвёртый твой подиум в последних пяти Гран При! Что происходит?
Валттери Боттас: Почему бы и нет? Команда проделала отличную работу, и мы определенно движемся в правильном направлении. Я в четвертый раз в своей карьере поднялся на подиум, но нам еще предстоит сделать шаг вперед. Если мы продолжим столь же здорово выступать в этом сезоне, то это поможет нам в будущем.
Насколько далёк ты от первой победы? Похоже, Williams обладает необходимой скоростью. Есть ли у тебя потенциал совершить этот последний шаг?
ВБ: Победить в этом году будет сложно, здесь без удачи не обойтись. Mercedes очень сильна, как и Red Bull Racing, которая отлично смотрится даже на таких [быстрых] трассах. Нам еще предстоит сделать очень многое, но команда движется в верном направлении.
Даниэль, на трибунах мы видели немало флагов и плакатов в твою поддержку. Ты победил уже третий раз в этом сезоне. Расскажи, что чувствовал на последних кругах, когда Нико стремительно сокращать отставание? Что творилось в твоей голове?
ДР: Я надеялся, что наш план сработает, ведь мы собрали все необходимые компоненты. В такие моменты очень хочется верить, что техника не подведёт. Психологически финальные круги стали непростым испытанием.
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
Даниэль, теперь вы трёхкратный победитель Гран При. Очевидно, что обгоны Феттеля и Алонсо на ранней стадии гонки создали платформу для будущей победы, после чего вы должны был следить за действиями Нико до конца дистанции. Расскажите, мечтал ли парень из Перта однажды победить в Спа?
ДР: Конечно! Есть несколько этапов в календаре, которые занимают особое место, и Спа в их числе, поэтому победить здесь – это нечто особенное. После старта у меня был отличный темп, и на первом круге в пятом повороте [Les Combes] я сумел по внутреннему радиусу обойти Алонсо. Правда затем я заблокировал колёса на торможении, и он смог отыграться. К счастью, через несколько кругов я вновь вышел вперёд.
Затем Себ, кажется, наехал на кусок искусственной травы в десятом повороте: так как вчера шёл дождь, этот участок, скорее всего, оказался скользким, и из-за этого его машину чуть не сорвало в занос. В результате я выиграл ещё одну позицию, а затем Нико пришлось менять переднее крыло в боксах, и я вышел в лидеры.
Мне удавалось поддерживать стабильный темп и грамотно работать с резиной. В конце я лишь должен был лишь не допускать ошибок и не терять концентрацию. Было здорово!
Нико, в данный момент всех интересует лишь один эпизод – инцидент с Льюисом на первых кругах. Мы все видели реакцию болельщиков на церемонии награждения. Исторически доказано, что в борьбе за чемпионство всегда возникают непростые моменты. Это ваш шанс высказать свою точку зрения относительно произошедшего.
НР: Честно говоря, пока не утих пыл борьбы, и пока я не посмотрел повтор в записи, мне бы не хотелось комментировать этот эпизод. Я вскоре выскажу своё мнение. С точки зрения командного результата я очень разочарован, так как сегодня мы могли рассчитывать на большее, чем финиш на втором месте, особенно учитывая скорость нашей машины… в этот уик-энд она была особенно хороша.
Валттери, это уже четвёртый для вас финиш в призовой тройке за последние пять этапов – неплохая серия. Кроме того, вы вновь отыгрались после не совсем успешной квалификации – вы стартовали шестым, и на пути к подиуму совершили несколько красивых обгонных манёвров.
ВБ: Да, это была ещё одна отличная гонка. Вчера в квалификации дождь сыграл свою роль, но мы знали, что в сухих условиях наша скорость будет выше, поэтому надеялись на гонку.
Честно говоря, нас удивил высокий темп Red Bull Racing и Mercedes – они были вне досягаемости. Кроме того, мне многое испортил неудачный старт. Я надолго застрял за некоторыми соперниками и не мог демонстрировать весь потенциал машины.
Сегодня мне удалось совершить несколько отличных обгонов. Кроме того команда отлично сработала во время пит-стопов и принимала своевременные тактические решения, что позволило мне отыграть несколько позиций и подняться на подиум.
ВОПРОСЫ С МЕСТ
Нико, Ники Лауда полагает, что в инциденте виноваты именно вы – он уже дал интервью по этому поводу. Тото Вольф назвал произошедшее абсолютно неприемлемым, тем более на втором или третьем круге гонки. Вы сделали это преднамеренно? Неоднократно по ходу сезона мы видели, что контакт переднего крыла с колесом приводит к проколу. Объясните нам вашу точку зрения.
НР: Прежде всего, я пока не слышал от упомянутых вами людей ничего лично в свой адрес, но, конечно, уважаю их мнение. Я также пока ничего не могу сказать о сути эпизода, так как не видел повтор. Всё что мне известно – я был быстрее и пошёл в атаку. Внутри поворота места не было, поэтому я принял решение атаковать по внешнему радиусу. Конечно, команда очень и очень расстроена, как и я сам.
Нико, независимо от того, что произошло в гонке, никому не нравится быть освистанным на подиуме. Что вы чувствовали, стоя там, ведь инцидент с Льюисом нельзя назвать вопиющим?
НР: Повторюсь, я уважаю мнение британских болельщиков. Они точно остались недовольны, и это было неприятно.
Даниэль, накануне этой гонки вы не ожидали, что машина Red Bull будет настолько быстра – а что скажете относительно будущих Гран При? Каковы ваши ожидания?
ДР: Я настроен весьма позитивно. Если нам удалось заработать здесь максимальное количество очков, то это вселяет в нас больше оптимизма относительно шансов на таких этапах, как Сингапур и Сузука. Всё очень здорово, все в команде предельно мотивированы.
Конечно, мы не ожидали, что победим здесь, и я не могу перестать улыбаться. В то же время, мы не витаем в облаках – в Монце нам придётся несладко, но тот вариант RB10, который мы привезли сюда, оказался очень боеспособным, поэтому мы хотели добиться возможного максимума здесь и в Италии, а затем в Сингапуре и Сузуке наши шансы будут ещё выше.
Валттери, прокомментируйте нам вашу борьбу с Кими за место на подиуме на последних кругах. Какие эмоции вы переживали?
ВБ: Это была красивая и честная борьба. Сперва я атаковал в пятом повороте, но мне не хватило пространства для манёвра. Затем мне пришлось несколько кругов ждать новой возможности, и вскоре я обошёл его. Это был хороший чистый обгон – мне понравилась наша борьба.
Нико, мы видели, как что-то прицепилось к вашей антенне. Расскажите нам подробнее…
НР: Это был большой кусок… даже не знаю чего именно. Он просто прицепился к антенне и развевался прямо перед моими глазами. Я никак не мог избавиться от него. Со временем мне удалось устранить его, но видимость на какое-то время действительно оказалась ограничена. Иногда я даже не видел, куда поворачивал – настолько непростой была ситуация.
Даниэль, похоже, в Red Bull Racing изменили философию машины, поскольку ранее трассы, изобилующие длинными прямыми, были вашим слабы местом…
ДР: На этом Гран При мы использовали настройки с низким уровнем прижимной силы. Нам было известно, что это может негативно сказаться на скорости во втором секторе, однако в ином случае мы много теряли в первом и третьем.
Использование другого антикрыла дало нам возможность атаковать на прямых. Думаю, вы видели по телевизору, что наше крыло довольно простой конструкции, но при этом оно эффективно работает на автодромах такого типа. Думаю, в Монце мы вновь изберём схожий подход, или даже постараемся ещё более уменьшить угол атаки. В противном случае нам придется провести всю дистанцию с включённой DRS!
Нико, удастся ли вам сохранить хорошую атмосферу в команде после сегодняшнего инцидента?
НР: Уверен, что да. Мы всегда знали, что борьба будет напряжённой, что будут возникать непростые моменты. Например, после случая в Венгрии мы вместе сели за стол, обсудили всё и пошли дальше. Сегодня мы опять обговорим ситуацию, сделаем соответствующие выводы и будем двигаться вперёд.
Нико, это из-за инцидента с Льюисом вам пришлось менять тактику? Вы остановились в боксах уже на восьмом круге. Или же вариант с тремя пит-стопами был спланирован изначально?
НР: Мы постоянно модифицировали тактику, так как на дистанции произошло много событий, изменивших весь ход гонки для нас.
Даниэль, вы проигрываете Льюису 35 очков и уступаете Нико около 65 [64]. Учитывая правило начисления двойных очков в последнем Гран При, считаете ли вы себя претендентом в борьбе за чемпионство?
ДР: Если к гонке в Абу-Даби мое отставание от лидера будет составлять меньше 50 очков, я буду чувствовать себя нормально. Впереди еще несколько гонок. Пока у нас сохраняются математические шансы на титул, мы будем бороться. Приятно отбирать у лидеров очки на этапах, где мы даже не могли на это рассчитывать. Сейчас главное – сконцентрироваться на тех трассах, которые нам больше подходят. Если мы сможем и там зацепиться за победы, ничего невозможного нет.
Нико, вы упомянули командную встречу после этапа в Венгрии. Тогда многие видели, что вы остались недовольные решением руководства и действиями Льюиса. Мог ли стать сегодняшний эпизод следствием вашей горячности и недовольства, вызванными событиями двухнедельной давности?
НР: Мы нормально всё обсудили после этапа в Будапеште, еще раз всё пересмотрели и во всем разобрались. Затем решили, что следует забыть о случившемся, а лучше думать о будущем. Если честно, я не чувствовал напряжения по ходу этого уик-энда, ожидая возможности вновь сесть за руль нашего замечательного автомобиля. Мои мысли не были связаны с ситуацией в чемпионате, я просто хотел выиграть для Серебряных Стрел.
Даниэль, в 12-ти гонках вы одержали три победы, тогда как ваш напарник – четырёхкратный чемпион мира – не выиграл ни разу. Что вы чувствуете?
ДР: Это здорово! Я очень хотел выигрывать. А три победы в 12-ти Гран При – это даже больше, чем я рассчитывал. Кроме того и внутрикомандная борьба для меня складывается весьма неплохо. В этом сезоне я демонстрировал высокую скорость как в квалификациях, так и в гонках.
Вдобавок мне удается демонстрировать как мастерство, так и стабильность, потому, будем говорить, команда довольна, и мы находимся в неплохой позиции. Я наслаждаюсь гонками как никогда ранее. Каждый этап приносит мне всё больше и больше удовольствия от борьбы.
Нико, была ли рассмотрена такая ситуация, какая произошла сегодня, во время встречи после Гран При Венгрии?
НР: Извините, но я не хочу вдаваться в подробности. Вы спросили – я ответил, что мы утрясли детали, вот и всё.
Вопрос заключался в том, предусмотрены ли были вашими соглашениями определённые действия в случае возникновения очередного спорного эпизода?
НР: Не в деталях, но борьбу между собой мы обсуждали уже много раз, как и действия команды в таком случае. Мы знаем, чего хочет руководство – они предельно ясно дали нам это понять. Факт в том, что сегодняшний случай отличается от того, что произошло в Венгрии, но мы обсуждали это, например, после Гран При Бахрейна.
Нико, вы ещё не видели инцидента, но, думаю, можете быть спокойны, поскольку от FIA не последовало никаких действий или расследования эпизода, а это уже кое-что значит. Вероятно, это был просто гоночный инцидент…
НР: Не знаю. Я ещё не видел запись. Простите, я не хочу… Мне нужно сперва увидеть повтор. В данный момент – сразу после гонки – в моём положении сложно что-либо комментировать.