Гран При Сингапура: пресс-конференция в воскресенье
Принимают участие: Льюис Хэмилтон (Mercedes) – победитель, Себастьян Феттель (Red Bull Racing) – второе место, Даниэль Риккардо (Red Bull Racing) – третье место
ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЧАСТЬ (Интервью на подиуме берёт Эдди Джордан)
Льюис, надеялись ли вы сегодня на такой результат?
Льюис Хэмилтон: Я мечтал о таком исходе гонки вчера вечером, но никогда не знаешь, случится так или нет. Должен сказать огромное спасибо всей команде, в этом году они работают на невероятном уровне. Мы знали, что и на этом этапе машина позволит побороться за победу. Но я бы не смог добиться такого результата без них – спасибо, парни.
В этом сезоне вы выиграли уже семь Гран При. Расскажите о давлении, которое испытывали во время последнего пит-стопа.
ЛХ: Всё было не так и плохо.
Должен отметить, вы общались с командой очень эмоционально!
ЛХ: Не могу сказать, что я особенно волновался, заезжая на финальный пит-стоп. С другой стороны, тогда никто не знал, как будет развиваться ситуация: каким откажется отрыв, не появится ли машина безопасности… Я сменил шины и понял, что предстоит борьба в соперниками. Но было ясно, что их шины уже далеко не новые, и у меня есть шанс. В целом мне было вполне комфортно.
Мы вернёмся к вам, поскольку у меня ещё остались вопросы. Леди и джентльмены, перед вами четырёхкратный чемпион мира Себастьян Феттель – это его лучший результат в сезоне! Себастьян, вы настоящий мастер ночных гонок – каждый раз выступаете превосходно. В этом году вы вновь на подиуме…
Себастьян Феттель: Да, малыш справился! Мне действительно нравится гоняться на этой трассе, здесь всегда царит прекрасная атмосфера. Гонка была сложной и долгой, но я хорошо стартовал, опередив Даниэля.
По ходу дистанции пришлось немного изменить тактику, поскольку машина безопасности появилась на трассе в самый неподходящий для нас момент. Мы старались добраться до финиша на комплекте более жесткой резины, сдерживая прессинг со стороны Даниэля и Фернандо [Алонсо]. И я очень рад, что смог остаться впереди.
Вокруг сплошные красные лица – обезвоживание, жара, высокая влажность. Очень тяжёлая гонка, не так ли?
СФ: Да, в кокпите было очень жарко. Машина сильно скользила, поэтому терять концентрацию было нельзя. Но думаю, что всем пилотам нравится справляться с такими сложностями. В любом случае, мне было приятно глотнуть на подиуме холодного шампанского.
Это ваша лучшая гонка в сезоне, лучший результат, и мы знаем, что вы всегда выступаете здесь здорово. А теперь, леди и джентльмены, перед вами гордость Австралии – Даниэль Риккардо! Это почти что домашний Гран При для вас!
Даниэль Риккардо: Да, это будто домашняя гонка. Сингапур находится примерно на таком же расстоянии от Перта [родного города гонщика], как и Мельбурн, поэтому здесь много выходцев из западной Австралии.
Скажите, в том эпизоде, когда Фернандо пропустил вперёд Феттеля [после первой связки поворотов], не должен ли он был пропустить ещё и вас?
ДР: Относительно эпизода с Фернандо я пока не готов что-то комментировать - для начала нужно во всём разобраться. Он выехал за пределы трассы, это было очевидно. Я знал, что он должен вернуть позицию Себастьяну, но если говорить о мне - то нужно всё внимательно изучить.
В гонке я старался отыграться после плохого старта. Полагаю, что подиум - неплохой результат как для меня, так и для моей команды.
Льюис, для вас сегодня многое изменилось, не так ли?
ЛХ: Полностью согласен.
Большая улыбка у вас на лице…
ЛХ: Знаете, я очень рад, потому что наконец-то смог провести уик-энд без осложнений. Я ждал такого – и наконец-то дождался. Это фантастика.
Впрочем, для команды результат нельзя назвать отличным: мы стремились к двойному успеху – насколько я знаю, пока что ни одной команде не удавалось добиться в Сингапуре дубля. Наша цель была именно такой. Так что нам еще есть, над чем поработать.
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
Льюис, вы во второй раз победили в Сингапуре, и в седьмой раз в этом сезоне поднялись на высшую ступень пьедестала. Кроме того, этот успех, похоже, пришёлся по душе болельщикам. Но расскажите о том, как после выезда машины безопасности вам пришлось атаковать изо всех сил, ведь вы знали, что предстоит ещё один пит-стоп – в отличие от соперников. Команда сохраняла спокойствие, вы тоже – и теперь вы лидируете в общем зачёте. Поведайте нам о своих эмоциях по ходу дистанции и том настроении, с каким покидаете Сингапур.
ЛХ: В последних шести гонках дела не всегда шли хорошо, но этап в Монце удался. Мы приехали в Сингапур, имея в распоряжении быструю машину, однако результаты квалификации показали, что борьба будет плотной, поэтому я не знал, чего ждать. К счастью, гонка получилась чистой. Конечно, если бы Нико не сошёл с дистанции, у нас было бы нешуточное сражение, ведь моя машина ехала хорошо, и я чувствовал уверенность в технике.
В какой-то момент по ходу гонки я не особенно чётко понимал, что должен делать. Второй отрезок получился слишком длинным, а затем команда сообщила, что нам нужно 27 секунд преимущества. Мне не хватало шесть секунд, а резина уже пришла в негодность. Также я нервничал из-за того, что в случае появления машины безопасности наш план не сработал бы. К счастью, мне удалось создать необходимый задел перед тем, как отправиться в боксы.
Себастьян промчался мимо меня по стартовой прямой, но я знал, что он был на тактике с двумя пит-стопами, а значит, я смогу ехать гораздо быстрее. Мне довольно быстро удалось вернуть себе лидерство. Обгон я совершил не в самом лучшем для этого месте, но, к счастью, Себастьян играл чисто. После этого мне лишь необходимо было довести машину до финиша. Вся команда и парни на базе сработали превосходно. В сегодняшней гонке у меня в распоряжении была отличная машина.
Себастьян, старт был определяющим моментом. Вы превосходно среагировали на огни, а затем Фернандо вернул вам позицию. Также в ваших словах слышался определённый скептицизм, когда в переговорах с командой о тактике, вы сказали ”это не мой план”. Расскажите нам о гонке со своей точки зрения.
СФ: Как вы уже заметили, старт у меня получился действительно хорошим. Довольно непривычно начинать гонку со второго ряда, не имея перед собой соперника. Конечно, это определённо помогло мне выйти на вторую позицию. После этого гонка для меня складывалась удачно.
Машина безопасности появилась очень не вовремя. Мы проиграли позицию Фернандо Алонсо, когда провели поздний пит-стоп. Чтобы добиться максимально возможного результата, нам ничего не оставалось, кроме как ехать до финиша без остановки. Я не был уверен, что при таком износе мы сможем продержаться до конца дистанции. Но мне даже удалось полидировать один круг.
Я не совсем понимал, что делает Льюис, когда он атаковал меня. Я оставил ему место, чтобы в следующем повороте он мог провести обгон по внутренней траектории. Видимо, ему не терпелось вернуть себе лидерство. Я должен был сместиться и пропустить его. Не было смысла бороться. Финиш на втором месте – наш максимум на настоящий момент. В той ситуации у меня был довольно изношенный комплект шин, даже просто добраться на них до финиша было не так просто. В целом, это хороший результат для команды.
Даниэль, полагаю, у вас со стартом все произошло прямо противоположным образом – вы неудачно среагировали, уступили позицию Себастьяну, в результате чего и финишировали в гонке позади него. Расскажите, в каком месте вы ожидали в конце дистанции атаки от Алонсо, ведь он отправился в боксы в момент выезда машины безопасности, и его шины были гораздо свежее ваших. Были ли вы удивлены, что эта атака так и не последовала? Что творилось у вас в голове?
ДР: После того, как автомобиль безопасности покинул пелотон, я видел в зеркалах, что Алонсо не атакует изо всех сил – этого можно было ожидать, учитывая свежий комплект его шин. Я подумал, что он бережёт резину, чтоб пойти в атаку в конце дистанции. На самом же деле Фернандо просто уткнулся в меня, я следовал вплотную за Себом, и мы так и двигались друг за другом, не имея ни возможности, ни пространства для манёвра. Конечно, я ожидал от Фернандо большей активности, но с другой стороны, когда ты кого-то преследуешь и агрессивнее давишь на педаль акселератора, задняя резина быстрее приходит в негодность.
Я неплохо среагировал на стартовые огни, но к первому повороту мне показалось, что мотор потерял мощность. Никто не знает, сумел бы я сохранить позицию или нет, не случись этого. Затем Фернандо вышел слишком широко, после чего вернул позицию Себу, дальше же гонка развивалась довольно прямолинейно. У нас возникали небольшие проблемы то там, то здесь, потому сейчас стоит проанализировать всё это. Было здорово нагонять Себастьяна и оказывать на него давление, хотя гонка для нас скорее сводилась к простому следованию друг за другом, поскольку поделать мы ничего не могли.
ВОПРОСЫ С МЕСТ
Даниэль, по радио вы сообщили команде, что теряете мощность и передачи. Что же именно произошло, и помогла ли вам команда справиться с трудностями?
ДР: Да, по ходу дистанции мощность то и дело прыгала, а во время следования за машиной безопасности она и вовсе стабильно падала. Понижая передачи, я возвращал мощность на нормальный уровень, но затем ситуация повторялась вновь и вновь. У нас определенно возникли технические проблемы, мы попробовали их устранить, но, стоит заметить, полностью в ситуации так и не разобрались.
Это стоило нам определённой потери времени, хотя с другой стороны я все же сумел довести машину до финиша. Данный вопрос ещё предстоит детально проанализировать. Обычно, если появляются подобного рода сбои, мы просто сбрасываем систему, но в этот раз неполадки тревожили меня всю гонку. Я беспокоился, что не сумею добраться до клетчатого флага, но, к счастью, всё обошлось. Надеюсь, нам удастся разобраться с этой проблемой до этапа в Японии.
Вопрос Себу и Даниэлю: чем было вызвано решение поставить на третий отрезок более жёсткую резину? Вы ведь тогда не знали, что появится машина безопасности…
СФ: Думаю, Фернандо переиграл нас, остановившись раньше, но в нашем случае копировать его действия было бессмысленно, поэтому мы выбрали обратный вариант, в результате чего Алонсо и очутился позади нас на последнем отрезке. Таков был план. Оглядываясь назад, понимаешь, что можно было остановиться раньше, но резина в любом случае доживала свои последние круги. Мы пошли на риск, когда появился автомобиль безопасности, но, к счастью, в итоге резина выдержала, хотя тогда я думал, что мы не дотянем.
Льюис, на подиуме вы заявили, что надеялись на дубль Mercedes на этой трассе, но, учитывая ситуацию в чемпионате, скажите честно, жаль ли вам, что Нико сошёл?
ЛХ: Очки, конечно, играют важную роль… Я приехал сюда с целью отыграть семь очков, а всё, что оказалось выше, стало приятным бонусом. Сегодня эта разница действительно помогла. По ходу сезона неоднократно с обеими нашими машинами возникали проблемы, но мы хотим продолжать завоёвывать дубли.
Уверен, сегодня команда не может быть счастлива на 100 %, так как мы хотели победить полным составом. Мы стремимся к дублям, к тому, чтобы быть доминирующей силой. Теперь же, когда этого не случилось, нам придётся вернуться к чертежам, чтобы разобраться, что пошло не так. В плане надёжности у соперников, похоже, дела идут лучше, так что нам есть, куда расти в этом аспекте.