Гран При Абу-Даби: пресс-конференция в воскресенье
Принимают участие: Льюис Хэмилтон (Mercedes) – победитель, Фелипе Масса (Williams) – второе место, Валттери Боттас (Williams) – третье место
ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЧАСТЬ (интервью на подиуме берёт Мартин Брандл)
Льюис, ты сделал это! Мы видели эмоции на твоём лице во время гимна. Можешь ли найти слова, чтобы описать свои чувства?
Льюис Хэмилтон: Сложно подобрать слова, но прежде всего я хотел бы сказать огромное спасибо всем болельщикам за их поддержку, флаги и эмоции. Также благодарю свою семью: я люблю всех вас и благодарен, что вы приехали сюда. Отдельное спасибо моей маме, которая тоже здесь. Не могу не отметить команду, которая феноменально справилась с работой – без них я бы не стоял сейчас здесь. Не могу передать словами, как много это значит для меня. Такое ощущение, что подобное происходит со мной впервые в жизни. Это невероятные эмоции.
Расскажи о гонке, и особенно о старте, ведь ты отлично среагировал на сигнал светофора!
ЛХ: На старте моя машина помчалась, словно ракета. Пожалуй, никогда в жизни мне не удавалось стартовать настолько здорово. Захватив лидерство, я знал, что это очень здорово, но впереди еще вся гонка. Перед стартом мы проговорили несколько вариантов развития событий, но я понимал, что просто нужно атаковать изо всех сил. Гонка оказалась не самой простой, но машина выглядела превосходно. Вчера в квалификации не все получилось, но мы готовились к гонке, и именно это было важнее всего.
А затем ты услышал по радио сообщение о проблемах Нико. Что ты тогда подумал?
ЛХ: Нико провел отличный сезон, наши поединки проходили очень упорно. Он был очень хорош. Нико потрясающий соперник – мы сражаемся на трассах с 1997 года, и я всегда говорил, что очень рад выступать с ним за одну команду. Мы выиграли чемпионат мира, и даже жаль, что его машина потеряла в скорости, и в этот раз у нас не было упорной дуэли до самого финиша.
Можешь ли рассказать, о чём именно вы говорили после такой гонки? Отношения между вами порой были весьма напряженными, особенно после инцидента в Спа, но теперь мы видели, что всё, кажется, в порядке, не так ли?
ЛХ: Он подошёл поздравить меня, и это был очень профессиональный поступок с его стороны. Он сказал, что я выступил очень хорошо. Я ответил ему то же самое – на протяжении всего года он отлично смотрелся, особенно в квалификациях, так что я снимаю перед ним шляпу.
Однако один парень не давал тебе расслабиться до самого финиша – это Фелипе Масса. Фелипе, последний раз ты выигрывал гонку в далёком 2008-м, и теперь, вероятно, думал, что это твой шанс, однако Льюис – чемпион мира - всё же опередил тебя на несколько секунд. Отличный результат, не так ли?
ФМ: Прежде всего хочу поздравить Льюиса с завоеванием титула: он провел фантастический сезон и заслужил звание сильнейшего. Если говорить о нашей гонке, то я невероятно рад за всю команду, но хочется верить, что такие результаты являются лишь предзнаменованием наших успехов в будущем сезоне.
Я не ожидал, что смогу ехать столь быстро… мы были немного медленнее Mercedes, хотя не так и значительно. Мне удалось на протяжении больше части дистанции беречь резину, а затем мы с командой обсудили возможные варианты. Мы решили провести последний отрезок на шинах SuperSoft. Почему бы и нет? Преимущество над соперником позади [Боттасом] было значительным, так что мы рискнули. К сожалению, все же Льюис был слишком далеко – но я очень хотел победить.
Был ли такой момент по ходу гонки, когда ты был уверен, что сможешь выиграть?
ФМ: Знаете, когда до финиша оставалось около десяти кругов, а я выигрывал у Льюиса больше секунды на каждом круге, мысли о победе впрямь посетили меня. Но шины начали немного зерниться, и мне уже не удавалось поддерживать такой темп в дальнейшем. И вскоре мне стало понятно, что настичь его не выйдет. Но всё равно – сегодня команда отлично выполнила свою работу, и я горд быть её частью. Уверен, это только начало.
Команда Williams завершила сезон на третьем месте также благодаря усилиям вот этого парня, заработавшего немало очков в этом году. Кроме того сам он стал четвёртым в зачёте пилотов, опередил таких сильных гонщиков, как [Себастьян] Феттель и [Фернандо] Алонсо. Валттери, тебе слово.
Валттери Боттас: Мне вообще-то очень нравится подниматься на подиум, и чем выше ступень – тем только лучше. Думаю, в этом отношении нынешний сезон принёс нам множество позитивных эмоций, нам удалось очень заметно прибавить и стать намного сильнее. Команда, несомненно, прибавляет, и я жду очень многого от будущего сезона. Мне очень приятно выступать за Williams и пилотировать эту замечательную машину.
Прими наши поздравления. Льюис, за тобой заключительное слово. Чем ты планируешь заняться в следующие часы, дни, может, месяцы?
ЛХ: Я пока не знаю. Сегодня – величайший день в моей жизни. Он стал возможен благодаря людям, которые меня окружают. [Чемпионский] сезон-2008 получился для меня особенным, но сейчас я испытываю несравнимо более приятные эмоции. Спасибо всем!
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
Льюис, примите наши поздравления! У вас было время собраться с мыслями после финиша. Сезон получился очень непростым. Сегодня вы одержали красивую победу, проведя потрясающий старт. Насколько это важно? И был ли какой-то определённый поворотный момент по ходу года?
ЛХ: Сейчас очень непросто осознать всё это. По ходу всего уик-энда чувствовалось серьёзное давление, которое я пытался просто игнорировать. Сегодня… Ники [Лауда] был прав – я почти не спал прошлой ночью. Лёг в час, но уже в пять утра проснулся. Затем я отправился на пробежку, массаж. Мне казалось, что к старту гонки я буду уже изрядно уставшим, но затем – к моему немалому удивлению – на завтрак пришла моя семья, что было очень здорово. Я хотел, чтобы они были рядом, но не знал, насколько сильно буду занят по ходу уик-энда, найду ли время увидеться с ними.
Мне никак не хотелось заканчивать этот день с мыслями вроде "нужно было что-то сделать по-другому". Это был потрясающий год. Я не могу поверить, насколько невероятным получился сезон. Когда в прошлом году я пришёл в новую команду, многие говорили, что это было неправильное решение. Однако мы в том сезоне сумели сделать важные шаги, продолжив прогрессировать и в этом чемпионате. Поддержка болельщиков просто невероятна – я никогда даже близко не думал, что за меня будут так болеть и переживать. Это лучший момент в моей жизни… ощущения нереальные, будто душа воспарила над телом. Такое чувство, что я со стороны наблюдаю за событиями, словно это происходит не со мной. Я постараюсь сказать спасибо всем.
Очень хорошо. Фелипе, невероятная гонка в вашем исполнении. У вас похожая ситуация – вы покинули Ferrari ради перехода Williams, чтобы дать новый импульс своей карьере. Расскажите, довольны ли вы тем, как всё сложилось?
ФМ: Столько эмоций! Это удивительно, чего нам удалось достичь по ходу чемпионата. Фантастически быть частью этой команды и участвовать в её возрождении. Конечно, в этом году мы потеряли очень много очков. Хотелось бы, чтобы сезон изначально сложился так, как мы рассчитывали, но и без того получилось здорово – мы здесь, на подиуме, и знаем, что скоро сможем бороться за победы, и, надеюсь, за чемпионство.
Наши результаты демонстрируют, что мы ещё не забыли, как выигрывать. Для меня это самое главное. Мы прошли через такой непростой период, и вот мы здесь. Когда у нас была возможность, мы вели борьбу за победу, поэтому я горжусь командой, я счастлив и более мотивирован, чтобы прибавлять ещё и ещё каждый день.
Спасибо. Валттери, вам, очевидно, не совсем удался старт, но в конце вы неплохо отыгрались. Для Williams это отличный результат в Кубке конструкторов, как и для вас в чемпионате. Можете ли подвести итоги сезона?
ВБ: Прежде всего, я хочу поздравить Льюиса. Он заслужил победу. Это был потрясающий сезон для него и для его команды. Отлично сработано! Что касается моей гонки, то она была слегка подпорчена неудачным стартом. Когда я отпустил сцепление, колеса провернулись, что случилось уже не в первый раз. Над этим моментом мы определённо собираемся поработать зимой. Я застрял за соперниками, поэтому тактика сработала не лучшим образом, хотя, в конце концов, мы прекрасно закончили сезон.
По сравнению с предыдущим чемпионатом просто не верится, как серьёзно у нас получилось прибавить. Два пилота нашей команды сегодня финишировали в призовой тройке, а это верный знак того, как сильно мы также прибавили по ходу чемпионата. Такой результат очень важен в свете следующего сезона, поскольку все будут стараться добавить, а мы вновь собираемся бороться за победы. Я хочу также сказать, что очень рад быть частью команды, поскольку мы находимся на подъёме, так что от нас, и лично от меня, стоит ожидать дальнейшего прогресса в будущем.
ВОПРОСЫ С МЕСТ
Льюис, теперь вы выиграли титул в составе Mercedes. Поднимет ли это ваши шансы на подписание нового контракта с командой после 2015-го – или же вы будете искать для себя новый вызов?
ЛХ: Я не думаю, что захочу искать для себя новый вызов. Повторюсь, приходя в новую команду, я хотел быть частью процесса её развития, роста – так как уже знал вкус успеха, который был неведом команде. Я чувствовал, что это было лишь начало долгого пути. По контракту у меня есть ещё один год в Mercedes, но мы никуда не спешим – я чувствую себя как дома и очень счастлив, а команда проделала невероятный объём работы, за что я ей благодарен.
Льюис, сегодня мы были поражены вашим стартом. Расскажите, насколько это заслуга техники, а сколько зависит от самого гонщика?
ЛХ: Это всё машина… от пилота зависит немногое. Есть определённая последовательность операций, которые гонщик должен провести перед стартом в нужное время – необходимо правильно подготовить сцепление, шины. Я очень тесно общался с инженером, который занимался моим сцеплением. Перед стартом он пришёл ко мне в комнату и поинтересовался, чего именно мне бы хотелось. Я ответил, что предпочитаю, чтобы всё было, как и всегда, и нам не нужно ничего менять.
Во время прогревочного круга вы чувствуете, как работает сцепление. После этого можно попросить команду увеличить крутящий момент или же наоборот снизить вероятность пробуксовки. Мы в этот раз в точности угадали с настройками. Затем, когда вы нажимаете на педаль, главную роль переходит к пилоту. Я скажу, что это был лучший старт в моей карьере. Он получился просто феноменальным.
Валттери, примите поздравления с прекрасным результатом, который подытожил для вас успешный сезон. Есть ли у вас ощущение, что была возможность стать в общем зачете лучшим из тех, кто не выступает на Mercedes [занять третье место, которое досталось Даниэлю Риккардо]?
ВБ: Думаю, да. Если оглянуться назад, то на старте сезона нам не всегда удавалось максимально эффективно использовать свой темп. Мы прошли через процесс постепенного прогресса по ходу сезона, ведь нам предстояло совершить серьёзный шаг по сравнению с провальным прошлогодним чемпионатом. Так что, если бы всё изначально складывалось удачно, то нашей команде было бы по силам занять второе место в Кубке конструкторов.
Теперь сезон завершён, но каждый раз, когда мы допускали ошибки, нам удавалось извлекать уроки, учиться, а это самое главное. Нам лишь необходимо не повторять ошибок в следующем году. Я уверен, что мы сможем бороться и за более высокие позиции. Однако третье место для команды и четвёртое для меня – это хорошее достижение на текущий момент. Конечно, в будущем этого окажется недостаточно.
Льюис, перед началом уик-энда ходили разговоры о ваших взаимоотношениях с Нико Росбергом. Теперь, после окончания сезона, как вы будете вести себя дальше, учитывая все те неприятные эпизоды, которые имели место?
ЛХ: На протяжении всего года в отношениях чувствовалось напряжение. Были как хорошие, так и неприятные моменты. Одно точно, наша дружба взяла начало ещё много лет назад, и так будет всегда. Он был очень честным соперником и отлично выступал. Нико и впредь будет столь же быстрым. Мне же стоит поработать над своей скоростью в квалификациях.
Сегодня победить мог любой из нас - мы оба хотели стать чемпионами. Однако, думаю, что благодаря нашим отношениям мы продолжим двигаться вперёд, делать свой вклад в достижения команды, работать вместе, как в этом году. Вероятно, теперь, когда всё позади, нам будет немного легче поладить. Это было очень благородно и профессионально с его стороны – прийти и поздравить меня после финиша. Это многого стоит. Я знаю, каково это – проигрывать чемпионат. В любом случае, мы продолжим работать вместе.
Льюис, можете ли рассказать о поворотном моменте, который произошел в Спа? После этого Гран При вы вдруг начали побеждать. Возможно, именно благодаря тем событиям вы сейчас здесь в статусе чемпиона?
ЛХ: В Спа произошел непростой эпизод. Сложно было правильно реагировать в тот момент. Если бы такое произошло много лет назад, я повел бы себя иначе – вероятно, сделал бы что-то не очень приятно. Но с возрастом, повторюсь, я познал житейскую мудрость и начал относиться к жизни иначе.
Я много думал о случившемся в последующие дни и в итоге просто решил сосредоточиться на чём-то другом. В следующих гонках я выступал, используя иной подход. Я не собираюсь вдаваться в подробности, поскольку хочу продолжать в том же духе в следующем сезоне, ведь это помогло выигрывать. Мне ещё предстоит прибавить в некоторых аспектах, как, например, в квалификации. По субботам я выступал неплохо, но можно было и лучше, а вот с гоночным темпом все было в порядке.
Что касается атмосферы внутри команды, то ничего толком не изменилось. Наша команда просто невероятна. Для них тот эпизод стал ударом, ведь они хотели, чтобы победили мы оба. В Mercedes в этом сезоне справились просто потрясающе – мне повезло работать с этой группой людей, которые с любовью и страстью относятся к своему делу.
Льюис, когда вы услышали по радио об отказе ERS у Нико, переживали ли вы, что нечто подобное может случиться и у вас, ведь в Монреале, к примеру, на обеих машинах возникли одинаковые проблемы? Что вы чувствовали, когда команда попросила вас немного сбавить, ведь это повышало шансы Фелипе настичь вас?
ЛХ: Я поинтересовался у команды, могу ли я чуть сбавить, потому что преимущество над Нико увеличивалось, и тогда я подумал, что было бы неплохо поберечь резину и машину, избегая поребриков. Но были моменты, когда я изнутри поглаживал кокпит, думая "давай, детка, мы можем это сделать". И у меня всё получилось. Вы этого не видели, но я сделал это. Несколько раз. Ты делал нечто подобное?
ФМ: Да, бывало.
ЛХ: Я несколько раз погладил кокпит, приговаривая эти слова. Но в целом верил, что всё должно получиться. В конце концов, машина ехала замечательно и даже в конце дистанции позволяла атаковать – я хотел победить, хотел бороться с Фелипе. Он поставил себе на последнем пит-стопе свежий комплект шин SuperSoft, и тогда я подумал ”чёрт возьми, он достанет меня” – но всё же, мне удалось справиться.
Вопрос всем троим пилотам: старт был дан уже на закате – можете ли оценить изменения в поведении машины по ходу дистанции, когда температура постепенно понижалась? Как вела себя резина?
ФМ: Было не так и сложно. Баланс машины ближе к сумеркам изменился. Обычно вечером резина работает гораздо лучше, уровень износа ниже, так что можно было проводить более длинные отрезки. При этом время на круге улучшилось, поэтому я бы сказал, что пилотировать днём или пилотировать вечером – большая разница.
ВБ: Я соглашусь с Фелипе – мы стартовали, когда солнце ещё не село, а затем стало резко темнеть, температура упала, таким образом, каждый следующий комплект резины работал по-другому. К счастью, у нас на рулевом колесе есть переключатели, которые помогают регулировать баланс, что очень помогло.
ЛХ: Парни ответили на вопрос – у меня ситуация складывалась аналогично.