Виртуальная машина безопасности: чего ждать от новинки FIA
Введение абсолютно нового для Ф1 принципа – виртуальной машины безопасности (VSC) – стало реакцией спорта на аварию Жюля Бьянки и одной из главных новаций Всемирного совета по автоспорту, который состоялся в Катаре.
Этот режим будет использоваться в тех случаях, когда уровень потенциальной угрозы таков, что простых желтых флагов в руках судей уже недостаточно, но выпускать "настоящую" судейскую машину все же ни к чему.
Регламент применения VSC изложен в специальном Приложении I. Вот, что он говорит:
Статья 41: Виртуальная машина безопасности (VSC)
41.1 Процедура виртуальной машины безопасности вступает в силу по решению директора гонки для нейтрализации одного из участков трассы. Обычно он будет использоваться в ситуациях, когда требуются двойные желтые флаги, так как участники соревнований или официальные лица могут оказаться в опасности, однако угроза всё же не столь серьезная, чтобы использовать машину безопасности.
41.2 Когда отдано распоряжение запустить процедуру виртуальной машины безопасности, в официальную систему сообщений будет отправлена информация об этом ("VSC DEPLOYED" – "режим VSC активирован", англ), а на световых панелях FIA появился надпись 'VSC'.
41.3 Пилоты не должны двигаться слишком медленно или резко менять темп, а также совершать действия, которые потенциально могут представлять угрозу для соперников или персонала трассы во все время действия режима виртуальной машины безопасности. Это относится как к собственной трассе, так и въезду в боксы с пит-лейном.
41.4 Пилоты не могут заезжать в боксы во время режима виртуальной машины безопасности, кроме как для смены шин.
41.5 Все гонщики должны сбросить скорость и преодолевать каждый судейский отрезок (участок между соседними световыми табло FIA) медленнее величины, установленной электронным блоком управления (FIA ECU). Это также касается случаев, когда световые табло переключаются на зелёный сигнал в момент нахождения пилота на отрезке (см. 41.7 ниже).
Судьи могут наказывать любого гонщика, проехавшего быстрее минимального времени в описанных ситуациях, в соответствии с пунктами a), b), c) или d) статьи 16.3.
41.6 Кроме случаев, описанных в пунктах a) - d) ниже, пилоты не имеют права проводить обгоны на трассе в моменты использования режима виртуальной машины безопасности.
Исключениями являются:
a) Случай въезда в боксы, когда можно после линии машины безопасности обогнать соперника, продолжающего движение по трассе;
b) Случай выезда из боксов, когда до второй линии машины безопасности пилот может обогнать или пропустить соперника, движущегося по трассе;
c) Случай въезда в боксы, движения по пит-лейну и выезда из боксов, когда допустимо обгонять соперника, также находящегося на одном из этих участков;
d) Случай, когда одна из машин замедлилась в силу очевидных проблем.
41.7 Когда руководитель гонки решит, что условия достаточно безопасны, и режим виртуальной машины безопасности может быть снят, в официальную систему сообщений отправляется информация об этом ("VSC ENDING" – "окончание режима VSC", англ), и спустя произвольное время в интервале 10-15 секунд на световых панелях FIA надпись 'VSC' сменяется зелёным сигналом, после чего пилоты могут сразу вести гонку в обычном режиме. Спустя еще 30 секунд зеленый сигнал отключается.
41.8 Каждый круг, совершенный в режиме виртуальной машины безопасности, идет в зачет гоночной дистанции.