Макс Ферстаппен: Я ненавидел школу
Самый молодой в истории пилот Ф1 Макс Ферстаппен еще до своего дебюта в Больших Призах оказался в центре внимания СМИ. Сейчас за его плечами участие в десяти Гран При, так что ему было о чем рассказать в своем интервью официальному сайту чемпионата.
Выглядит все так, будто вы легко адаптировались к гонкам в Формуле 1, но к чему привыкнуть оказалось сложнее всего?
Макс Ферстаппен: К изучению автомобиля на протяжении каждого гоночного уик-энда. У меня не такой большой опыт выступлений за пределами Европы, а это немаловажно. Но команда мне во многом помогает. Сейчас нужно просто набраться опыта – изучить, как лучше проводить каждую фазу квалификации. Например, как добиться максимума от шин или как менять настройки автомобиля между первым, вторым и третьим сегментами.
Когда вы начинали свой путь в Формуле 1, многие критики указывали на ваш юный возраст. Как вы сейчас себя чувствуете с точки зрения давления и ожиданий?
Макс Ферстаппен: Лично я не чувствую больше или меньше давления. Если честно, я никогда не испытывал серьезный прессинг, даже в начале сезона. В первых двух гонках я совершал простые обгоны, хотел просто добраться до финиша и получить опыт. А когда увереннее почувствовал себя за рулем автомобиля, то стал действовать смелее во время атак, и с каждым разом у меня получалось всё лучше.
Ваш отец [бывший пилот Ф1 Йос Ферстаппен, в чьем активе 106 стартов на Гран При] все еще дает советы?
Макс Ферстаппен: Он дал мне важный совет, когда я был еще очень маленьким. Сейчас он просто немного подсказывает, постоянно напоминая мне: «Хороший день, но не останавливайся, активно работай с командой». Он знает, как здесь всё устроено. Поэтому пытается правильно меня стимулировать.
Вы успешно проводите свой дебютный сезон. Гонки Ф1 всё еще доставляют вам удовольствие?
Макс Ферстаппен: Конечно! Я всегда именно этого и хотел.
Мы спрашиваем об этом, ведь вы должны знать, что сейчас много говорят о необходимости повышения зрелищности гонок. Вам, как молодому пилоту, не кажется, что чемпионат можно улучшить?
Макс Ферстаппен: Я думаю, это касается звука моторов и, возможно, стоит прибавить прижимной силы.
Почему вам кажется, что звук двигателей должен быть громче?
Макс Ферстаппен: Зачастую, когда вы общаетесь с людьми и упоминаете Формулу 1, то их первая ассоциация – звук моторов. А сейчас у нас есть Ф1, но без должного звучания. Как по мне, это просто часть спорта, так что наш автомобиль должен быть самым громким, а не быть похожим на технику GP2.
Кажется, у вас достаточно хороший автомобиль в этом году, на который вы и не рассчитывали…
Макс Ферстаппен: Автомобиль действительно хорош, и управлять им – одно удовольствие. Нам немного не хватает скорости на прямых, но приходится с этим мириться, хотя мы и стараемся выжать максимум.
Что вы думаете об изменениях процедуры старта гонки, которые вступят в силу с Гран При Бельгии? Команды смогут меньше информации передавать по радио. Не вызывает ли это у вас опасений?
Макс Ферстаппен: Никаких – правила одинаковые для всех. Нужно просто их соблюдать. Я это только приветствую.
Продолжим разговор о старте гонки. Когда вы остановились на решетке и ждете зеленых сигналов светофора, то у вас в голове уже есть план?
Макс Ферстаппен: Нет, поскольку каждый раз всё проходит по-разному. Я пересматриваю гонки прошлых лет, чтобы понимать, куда мне ехать, если что-то произойдет. А так мы просто рассчитываем успешно стартовать, а затем действовать с учётом того, как разворачивается ситуация впереди.
Насколько простая сама процедура старта?
Макс Ферстаппен: Всё не очень просто – вы должны найти правильные обороты, почувствовать точное положение педали, а затем проявить идеальную реакцию. После этого вам необходимо следить, чтобы колеса не буксовали, так что выполнить всё правильно нелегко.
Когда вы дебютировали в Ф1, то у вас не было еще водительского удостоверения…
Макс Ферстаппен: И до сих пор нет…
И какие у вас планы по этому вопросу?
Макс Ферстаппен: Когда мне исполнится 18 лет, я пойду на экзамен. Я уже сдал теоретическую часть, но мне нужно дождаться 18-летия, чтобы сдать практику. Получится ли у меня? Я не знаю. Возможно, на обычных дорогах я буду слишком быстро ехать.
А что с обучением в школе [по голландским законам подростки учатся в школе до 18 лет]?
Макс Ферстаппен: Это сложная ситуация. Я надеюсь, что это был мой последний учебный год. Ведь шанс проявить себя в Формуле 1 выпадает лишь однажды, а школу я всегда еще смогу закончить. Но я надеюсь, что туда не вернусь, ведь я ненавидел школу!