Цитаты накануне Гран При Китая: Lotus
Кими Райкконен
Что вы думаете о трассе в Шанхае?
Всегда сложно предугадывать исход следующей гонки, пока не попробуешь в деле машину - каждое шасси по-своему реагирует на разные трассы. К сожалению, в прошлом году мы не заработали в Китае ни одного очка, и на этот раз мы постараемся исправиться. В своей карьере я занимал в Шанхае и первое, и второе, и третье места, было бы неплохо пополнить этот список. Я не вижу причин, которые помешают нам выступить хорошо. У нас будет очередной пакет обновлений, а прошлые новинки делали машину только быстрее. Через недельку посмотрим, что будет, если не пойдет дождь.
Вы всегда хорошо выступали в Китае. Должно быть, у вас приятные ощущения перед предстоящей гонкой?
Я выиграл здесь в 2007 году, и это было очень приятно, ведь в том году я стал чемпионом мира. Тогда я очень громко праздновал все свои победы. Что касается трассы, она очень подходит для гонок, здесь много мест для обгона. До сих пор наша машина выглядела очень хорошо, посмотрим, что будет в Китае.
Что вам больше всего запомнилось из первых двух этапов?
Гонка в Австралии оказалась для меня довольно простой - все складывалось отлично, и результат получился таким, о котором мечтают все. В Малайзии все было не так просто. Старт гонки сложился неудачно, я потерял часть переднего антикрыла. После этого было нелегко справляться с машиной, особенно на влажной трассе. Скорость у нас была неплохой, и, глядя на наши времена на пятничных тренировках, все могло сложиться куда удачнее.
В Малайзии у вас было несколько серьезных сражений, в том числе с Нико Хюлькенбергом...
Это гонки, мы для этого здесь и находимся. Было несколько моментов, когда мы боролись колесо в колесо. Что-то ты должен делать, что-то - нет, но это гонки, и, думаю, эта борьба не сказалась на моем итоговом результате.
Прошлый Гран При Китая оказался богатым на события. Как складывалась гонка?
Было несколько классных моментов, иногда казалось, что мы способны показать отличный результат, но на последнем отрезке резина совершенно развалилась, что не позволило мне приехать в первой десятке. Надеюсь, в этот раз дела с резиной у нас будут обстоять получше, и мы лучше проработаем стратегию пит-стопов.
В прошлогодней гонке у нас была скорость, это правда, но мы слишком долго боролись с резиной. В итоге она не выдержала, так бывает. С другой стороны, если не экспериментировать с различными стратегиями пит-стопов, никогда не сможешь претендовать на высокие места. Оглядываясь назад, можно сказать, что в прошлом году на Гран При Китая у нас была неплохая машина. Если в этом году E21 будет ехать так же, как на пятничных тренировках перед гонкой в Малайзии, мы сможем побороться за хороший результат.
Ромен Грожан
Каковы ваши ощущения после двух первых гонок?
Я немного расстроен, поскольку считаю, что пока не показал, на что в действительности способен. Две первые гонки оказались для меня непростыми, потому я очень рассчитываю провести уик-энд, которые позволит мне и команде продемонстрировать наш истинный потенциал. Нам по силам добиться высокого результата, нужно лишь все сделать правильно. Надеюсь, именно так получится в Китае.
Как по-вашему, в Малайзии можно было выступить лучше?
Если бы на протяжении всего уик-энда машина ехала бы так, как нам того хотелось – то да. Доведись мне стартовать с более высокой позиции и лучше среагировать на сигнал светофора – это тоже помогло бы. Но говорить подобные вещи всегда проще простого. В середине гонки я долгое время вынужден был следовать за Фелипе Массой – если бы получилось обогнать его раньше, то, уверен, я оставался бы впереди и на заключительном отрезке.
Правда, ближе к финишу мои шины были столь изношены, что все равно пришлось бы вновь пропускать его, чтобы не портить гонку никому из нас. Кроме того, в паре эпизодов круговые могли бы проявлять чуть больше почтительности.
Можно ли говорить, что машина E21 уже лучше соответствует вашим запросам?
Нам удается прогрессировать, это не вызывает сомнений. Досадно, что порой я могу получить от машины именно то, что мне требуется, но иногда это не получается, хотя внешние условия и настройки остаются практически теми же. Мы плотно взаимодействуем с инженерами и продвигаемся вперед по ходу уик-энда.
Машина очень чувствительна к настройкам и требует очень точного баланса, свою лепту вносят и новые шины Pirelli. Именно на этом вопросе мы и концентрируем свои усилия.
Команда постоянно готовит новинки – они приносят пользу?
Мы прибавляем, и это именно то, на что вы всегда рассчитываете. Новая версия переднего крыла оказалась очень полезной, также мне очень хочется опробовать в Китае модернизированный выхлоп. Кими уже использовал его на Сепанге, и результат был явно заметен.
Год назад именно в Шанхае вы заработали свои первые очки в Формуле 1 – это делает возвращение туда более приятным?
Да, то был весьма радостный момент – когда вы зарабатываете очки по итогам Гран При, это всегда здорово, и чем их больше – тем лучше. Уик-энд складывался для нас непросто, поначалу машина не выглядела так, как нам хотелось, однако мы смогли использовать не такую тактику работы с шинами, как остальные – и это принесло результат. Надеюсь, в этом году получится заработать еще больше очков.
Что вы думаете об этой трассе?
Она впечатляет. Лишь когда вы впервые оказываетесь там, приходит понимание, насколько все масштабно. Конфигурация кольца довольно интересная, там есть несколько непростых участков: повороты с увеличивающимся радиусом и профилированные виражи. Медленных участков будет больше, чем в двух предыдущих гонках, также стоит отметить длинную прямую. Одним словом – расслабляться там некогда.
Чего бы вам хотелось добиться на Гран При Китая?
Я бы сказал – заработать побольше очков. В Австралии я финишировал десятым, в Малайзии – шестым, так что если последовательность продолжится, и в Шанхае я окажусь вторым – это будет здорово. Такой результат – а тем более, победа – по-настоящему обрадует меня. Давайте посмотрим, как покажет себя машина – надеюсь, в этот раз не будет дождя, потому что в сырых условиях она едет не очень здорово.
Эрик Булье, руководитель команды
Что вы можете по прошествии некоторого времени сказать о первых двух гонках?
В Австралии была просто фантастическая гонка с точки зрения выступления Кими и его победы. Для Ромена уик-энд сложился немного хуже, и мы усердно работаем, чтобы помочь ему привести свои дела в порядок. Результаты этой работы были видны уже в Малайзии, где у Ромена все сложилось немного лучше, несмотря на в целом сложный уик-энд.
Вообще, вторая гонка обнажила одну нашу слабость, а именно, недостаточно хорошие результаты на влажной трассе. Несмотря на это, если учесть наши позиции на стартовой решетке и трудности на старте гонки у обоих гонщиков, думаю, шестое и седьмое места можно назвать хорошим результатом. Мы не выжали из машины максимум, и время, которое пилоты потеряли на стартовом отрезке, очень непросто было вернуть по ходу гонки.
Что вы можете сказать о работе Ромена Грожана в первых двух гонках сезона?
Ромен не смог сразу получить машину, полностью подходящую его стилю вождения, что для гонщика всегда неприятно. У Кими, в отличие от Грожана, есть огромный опыт и понимание того, что он хочет от машины и как этого добиться. И хотя в Австралии Ромен всю гонку боролся с машиной, уже в Малайзии мы видели, что он поехал куда лучше.
В квалификации ему не повезло - дождь пошел в самый неподходящий момент, не позволив ему пройти в третий сегмент. В гонке все было в порядке, Ромен отлично справлялся с машиной и, думаю, доказал, что его работа в межсезонье не прошла даром. Он показал, что мы можем на него рассчитывать.
Что вы думаете о командной тактике?
Это часть спорта. У вас есть два способа управлять командой. Если вашей целью является титул в личном зачете, вы можете сделать ставку на одного гонщика и четко расписать - кто первый номер, а кто - второй. В ином случае вы можете на первое место поставить командные интересы, и тогда у обоих гонщиков будет равный статус. Команда дает пилотам одинаковую технику, одинаковые условия работы, в этом случае команда должна сама выбирать.
Во втором варианте я могу понять командные приказы, так как все работают в интересах команды, а не в своих собственных. Иногда эмоции зашкаливают, но не следует забывать, что гонщики получают зарплату и работают на вас и на всю компанию. Я не знаю ни одного человека, кто мог бы спокойно проигнорировать приказ начальства и не получить за это наказания или хотя бы не пояснить, почему он ослушался.
Вы сами были в ситуации, когда один из гонщиков мог проигнорировать команду из боксов?
Да, это происходит из-за повышенного адреналина и желания выиграть гонку, но я считаю, что в Формуле 1 это недопустимо. Во-первых, не стоит злоупотреблять приказами сохранять позиции на столь ранней стадии чемпионата, когда еще ничего не ясно. Но если кто-то из гонщиков игнорирует приказы, нужно немедленно принимать меры. Один из наших пилотов славится тем, что часто делает то, что ему хочется, но когда у вас в коллективе 600 сотрудников, вы должны обладать непререкаемым авторитетом, чтобы держать все под контролем.
Это самое удачное начало сезона для команды с тех пор, как вы ей руководите. Что вы чувствуете по этому поводу?
Пока еще слишком рано о чем-то говорить. Как обычно, нужно подождать, когда пройдут первые четыре гонки, а потом уже начинать что-то предсказывать. В начале европейского сезона мы будем лучше понимать, где находимся и на что можем рассчитывать.
Как, с вашей точки зрения, выглядят Кими и Ромен?
Кими счастлив вернуться в гонки, он все здесь знает, проведя полный сезон после возвращения. Он намерен выиграть чемпионат. В то же время у Ромена был очень сложный прошлый год, и зимой он много работал над собой. Сейчас он пытается воплотить это на практике, и, надо сказать, у него получается.
В прошлогодней гонке в Китае команда выглядела довольно прилично. Какие ощущения перед предстоящей гонкой?
Во-первых, этап в Малайзии нужно рассматривать, как шаг вперед. Машина стала быстрее как в квалификационной конфигурации, так и на гоночной дистанции. В Китае на Ромена получит модифицированную систему выхлопа и другие детали, которые в Малайзии были только у Кими. Плюс к этому, добавится еще пакет обновлений, так что все должно быть интересно. Учитывая, что шестое и седьмое место мы уже не воспринимаем как хороший результат, можно понять наши ожидания. Мы продолжим прибавлять, и, если позволят погодные условия, постараемся показать результат получше.
Джеймс Эллисон, технический директор
Трассы в Мельбурне и Куала-Лумпуре имеют немало общих характеристик. Чем он них отличается кольцо в Шанхае?
Китайская трасса ставит перед командами и пилотами другие задачи. В Альберт-парке много среднескоростных поворотов, тогда как быстрых и медленных почти нет. На Сепанге разброс более широк, но больше всего там скоростных виражей.
На китайской трассе, напротив, быстрых поворотов практически нет. Встречаются среднескоростные, но в массе своей они медленные. Кроме того, повороты довольно протяженные, причем порой радиус уменьшается по мере движения вперед. Понятно, что в такой ситуации очень велика нагрузка на шины, которые работают на пределе сцепных свойств. Повредить здесь заднюю резину проще простого.
Кроме того, в Шанхае в дни этапа обычно весьма прохладно, лишь в прошлом году погода стояла не по сезону. Из-за этого зернение резины вновь обещает серьезные проблемы, в том числе и потому, что асфальт на этой трассе очень гладкий, не чета Мельбурну. Исходя из того, что мы знаем о E21, машина неплохо выглядит в ситуации, когда проявляется сильное зернение – надеемся, так будет и в этот раз.
В 2012-м гонка Кими оказалась испорчена на самых последних кругах. Что произошло?
Тогда мы использовали тактическую схему, которая предполагала на один пит-стоп меньше, чем у соперников. Оказалось, что в таком случае отрезки получились чересчур длинными, а Кими из-за особенностей пилотажу чуть сильнее Ромена нагружает переднюю резину. Потому под конец гонки зернение шин превысило все разумные пределы. Досадно, так как до этого гонка складывалась для него очень неплохо.
В некоторых командах говорят, что разница между нынешней резиной и прошлогодней чересчур велика. Согласны ли вы с этим?
Не вполне. Шины в 2013 году стали всего на одну ступень мягче, а новая конструкция не позволяет задействовать переходные участки между опорной поверхностью и боковинами. Другими словами, у нас стало меньше полезной площади, так как заставить соприкасаться с асфальтом всю ширину шины теперь очень сложно
Некоторые команды уже говорят о необходимости вернуться к прежней резине, но здесь все просто: каждый всегда призывает к тем переменам, которые пойдут ему на пользу. Мы считаем, что нынешние шины делают гонки более зрелищными. Кроме того, наше шасси работает тем лучше, чем мягче состав.
Малайзийская погода явно сыграла против команды. Какие выводы вы смогли сделать из этого?
Наш результат на Сепанге, и это ясно, не соответствовал ожиданиям. Однако главным фактором тут стали 30 секунд, проигранные за семь первых кругов. Надо признать откровенно: в условиях сырой трассы мы выглядим не лучшим образом. У нас есть проблемы с прогревом промежуточной резины, из-за чего возникает недостаток сцепления с трассой.
Кроме того, заднее антикрыло – обеспечивающее стабильность в дождевых условиях – создает при этом недостаточный уровень прижимной силы. К сожалению, с этим придется мириться до тех пор, пока не появится новая, более эффективная версия.
Ромен выглядел в Малайзии явно сильнее – теперь он уже больше доволен машиной?
В начале уик-энда регулировки, выбранные Роменом, приводили к сильной избыточной поворачиваемости. Однако мы постепенно уменьшали её, и когда проявилась недостаточная поворачиваемость, ему стало гораздо комфортнее за рулем. Соответственно, росла и скорость.
Как я уже говорил, нынешние шины лучше всего работают при нейтральных регулировках, но органиченное время работы на трассе делает задачу нахождения той самой идеальной точки весьма непростой.
В Мельбурне мы не смогли отыскать её для машины Ромена, но под конец этапа в Малайзии нам удалось подобраться к желаемым результатам куда ближе – он получил почти то, что хотел, и результатом стало успешное выступление.
Какие новинки команда готовит к Китаю?
Во-первых, машина Ромена получил ту же версию выхлопной системы и кузовных деталей, что уже были у Кими в Малайзии. Также мы опробуем чуть измененные переднее крыло, заднее крыло и небольшие элементы в районе боковых понтонов.
Одно из преимуществ новой выхлопной системы – увеличение прижимной силы в поворотах, где отношение скорости исходящих газов к скорости машины велико. То есть, в особенности эффект проявляется на медленных участках. Это хороший шаг вперед – надеемся, он позволит нам добиться еще более аккуратного обращения с резиной.